10 мин.

Гран-При Германии: Немцы не в духе

Чемпионат мира Формулы 1 подошел к экватору. В Хоккенхайме состоялся десятый этап самого длинного в истории первенства сезона. Перестроенный Hockenheimring в восьмой раз принял Королеву автоспорта, позволив дебютировать в Баден-Вюртемберге системе DRS и Pirelli.

После дождевой квалификации, смешавшей все карты, гонка превратилась в возвращение позиций пилотов более быстрых машин. И преимущество имели те, кто настроил болид под сухую трассу, в определенной степени принеся в жертву квалификацию. Увы, для местных трибун, ни одному из представителей самой многочисленной в пелетоне нации праздновать успех не удалось

Мне каждый раз больно смотреть на автодром. Особенно в начале трансляции. Тогда, когда показывают длинные лесные прямые, рукой Германа Тильке перестроенные в нынешнее тривиальное кольцо. Любимая трасса в 2002 году превратилась в обычное, 4,5 километровое полотно, а четыре длинных умопомрачительных прямых теперь навсегда разрушены…Хотя, конечно, соревнования продолжаются, и Hockenheimring даже в таком, урезанном состоянии, сохранив лишь третий, самый медленный сектор, «Стадион», дает миру привлекательные и ничуть не уступающие современным тилькодромам гонки.

Победители

 

 

Фернандо Алонсо

Двукратный чемпион победил с 11 позиции, выиграв на родной земле впервые с 2006 года. Однако двумя неделями спустя он не смог одержать победу, лидируя на протяжении почти всей дистанции с поул-позишн. Фернандо стартовал с поула второй Гран При подряд. Повтор поражения в подобных условиях для чемпиона такого калибра был бы уже унизителен. И в условиях, когда уже даже сам Алонсо поверил в победу Баттона, нагонявшего позади, испанец в отличие от ситуации в Англии смог уберечь резину и нанес сокрушительный удар по конкурентам как в Гран При Германии, так и в чемпионате.

Фернандо обеспечил себе лидерство в первенстве до осени при любых раскладах. В сентябрьское Спа двукратный чемпион отправится, возглавляя личный зачет даже в случае своего схода и победы Марка Уэббера на Хунгароринге…

Алонсо в отличие от Феттеля смог удержать позади стремительно возвращавшегося в круг Хэмильтона. И этот момент стал одним из ключевых, ибо преследовавший от старта и до финиша Ferrari немец имел все шансы вернуть должок за поражение с поула на прошлой гонке в Хоккенхайме. Однако на синхронном пит-стопе с Феттелем, Фернандо выехал лидером, а Себастьян стал жертвой Баттона.

Но главным все же был поул. Именно он позволил Алонсо одержать вторую подряд (благодаря Фелипе) и третью в карьере победу в Хоккенхайме. Конечно, перестроенном. Ведь на настоящем, почти семикилометровом, Фернандо стартовал лишь в своем дебютном сезоне на Minardi.

 

 

Дженсон Баттон

Невероятно приятно, что англичанин после триумфа на дебютном Гран При сезона и последующих 8 гонок, где он набрал столько же очков, сколько в одном Мельбурне, все же вернулся на свой уровень. Впервые в сезоне опередив вернувшегося из Москвы Льюиса в квалификации, Дженсон продемонстрировал поистине сильную гонку, впервые с ГП Китая реально борясь за победу. Конечно, 3 месяца «простоя» дали о себе знать, но своим «серебром» англичанин опередил неудачливого Романа Грожана в борьбе за 7 место в первенстве. Баттон на трассе, продемонстрировав разнообразие атак, уйдя в бой лишь с 6 места, сначала во 2 повороте гонки опередил Мальдонадо, а затем в Spitzkehre Хюлькенберга и Шумахера, одинаково перехитрив немцев на внутреннем радиусе шпильки.

Нельзя было не поверить, что Дженс выиграет эту гонку, когда после 40 круга он, догнав пару лидеров, вклинился между ними, совершив пит-стоп кругом ранее. Баттон был быстрее Алонсо, однако слишком долго выжидал. Слишком долго следовал в непосредственной близости от Ferrari двукратного чемпиона. Аэродинамика формульных болидов такова, что находящийся в «аэродинамической тени» автомобиль преследователя теряет в прижимной силе и начинает скользить. Вследствие этого резина гораздо быстрее приходит в негодность, и прессингующий больше не может соответствовать темпу лидера. Так и произошло с Баттоном, в результате чего британец на предпоследнем круге лишился и 2 места. Однако Дженс защищался настолько грамотно, что, заняв внутренний радиус, вынудил Феттеля выехать всеми четырьмя колесами за пространство трассы. Последовавшее наказание конкурента вернуло чемпиону 2009 года серебряный подиум.

 

 

Кими Райкконен

В результате пенализации друга и соседа по швейцарскому поместью Кими завоевал 4 подиум в сезоне и уступает по этому показателю лишь лидеру общего зачета Алонсо. Но главным для финна стало то, что впервые с Шанхая он был быстрее Грожана по чистой скорости в Гран При. Хотя, конечно же, 18 результат француза оценивать корректно нельзя, ибо после столкновения на первом круге Роман всю гонку провел на поврежденном болиде, отличное выступление Райкконена от этого заметно еще больше. После всех перипетий финн проиграл лидеру лишь 16 секунд. А ведь за гонку Кими ввязался во все острые сражения, какие только можно. Именно Райкконен был непосредственным преследователем Хэмильтона, когда британец проколол колесо. В результата финн был вынужден отдать отыгранную на старте позицию обратно ди Ресте. Но последующая феноменальная, красивейшая атака всей гонки, позволила опередить шотландца обратно. А затем, воспользовавшись обгоном Шумахера, Райкконен прошел и вторую Force India. Кими не остановился на достигнутом и блестящим маневром перекрестил траектории на выходе из Spitzkehre, успешно атаковав и семикратного чемпиона! На этом Lotus достиг своего потолка, и финн перманентно пилотировал в гордом одиночестве 47 оставшихся в гонке кругов…

 

Себастьян Феттель

Чемпион двух последних лет так и не выиграл у себя дома. А после добавления 20 секунд к финишному протоколу немец потерял даже подиум. Однако стоит говорить о Феттеле, как об одном из героев этой гонки. На протяжении всей дистанции он был близок к победе, и только пилоты McLaren каждый раз отдаляли его от вожделенной атаки за лидерство.

И Себастьян не виноват, что аналогичный обгон Михаэля Шумахера в 2003 никак не карался комиссарами, в то время как несправедливо поверженный тогда Ярно Трулли был возмущен не меньше Дженсона Баттона на этом Гран При. Но стюарды F1 всегда выносили непоследовательные решения…

 

Суперпрогресс

Sauber продемонстрировал невероятный промоушн по ходу всей гонки. Пилоты швейцарской команды стартовали с 12 и 17 позиций, однако в полном составе заработали большие очки, использовав при этом разную тактику. Оба гонщика за основной тип резины приняли prime, однако Кобаяши, использовавший soft на финальном отрезке, был на тактике поздних пит-стопов, в то время как Серхио, стартовавший на мягкой резине, останавливался чуть раньше. Несмотря на разницу в 5 позиций на старте (которая была обусловлена штрафом Переса за блокировку Алонсо и Райкконена в квалификации), партнеры по команде провели всю гонку бок о бок. Мексиканец быстро прорвался наверх, и уже после 5 кругов, дважды поменявшись местами с напарником, опередил-таки японца в борьбе за попадание в очковую зону. Большую часть гонки прошлогодний дебютант был впереди, и между напарниками пилотировал еще и Уэббер. Однако непосредственно перед второй волной Камуи удалось контратаковать Серхио и оторваться. В результате штрафа действующего чемпиона Феттель поместился точно между напарниками по Sauber, и Кобаяши выиграл позицию, став 4, в то время как Перес остался 6-м…

 

В эту когорту также можно отнести Росберга, который, стартовав 21, выиграл 10 мест и попал-таки в очки! Нико всю гонку обгонял один болид за другим, на первом же круге прорвавшись на 14 место. Оставив не у дел пару пилотов Toro Rosso до первого пит-стопа, а затем, обогнав Мальдонадо и ди Ресту перед вторым, поднялся на 8 позицию. Однако, будучи верным редкой тактике Mercedes, Нико посетил пит-лейн и в третий раз, выпав из очковой зоны. Тем не менее, за 10 кругов до финиша, сломив сопротивление Пола вновь, Росберг гарантировал себе зачетный балл.

Юбиляры

Сотые Гран При традиционно для пилотов неудачны. В истории лишь Михаэлю Шумахеру и Найджелу Мэнселлу удалось их выиграть. Однако и для чемпионов победы были пирровы.

Что до героев минувшей гонки, то в Хоккенхайме праздновали сотый юбилей трое.

Льюис Хэмильтон в лучших традициях невезения авторов знаковых цифр стал единственным, кто проколол колесо на обломках от переднего спойлера Ferrari Массы. Притом что англичанин проехал по ним восьмым… Стоит заметить, что Льюис впервые был участником главного проходящего в России шоу Moscow City Racing, а его напарник-соотечественник до этого традиционно сдавал свои позиции после возвращения на гоночное полотно. К сожалению, и Хэмильтон последовал этой невеселой британской традиции и на поврежденном болиде в превентивных целях единственным в пелетоне вынужден был сойти.

И, тем не менее, шоу, как и в Москве, Льюис показать успел. Потеряв 57 секунд на проколе заднего колеса, англичанин вынужден был изменить тактику и оказался в круге от лидеров незадолго до их финального пит-стопа. У Хэма резина в тот момент была в самом соку, и гонщик McLaren в Spitzkehre опередил отчаянно сопротивлявшегося Феттеля. Алонсо обогнать не удалось, но своим прессингом Льюис весьма потрепал нервы лидеру гонки, сбив его ритм.

Вторым юбиляром был прошлый напарник Хэмильтона и дебютировавший в один год с англичанином Ковалайнен. В 2007 считавшийся едва ли не более перспективным и высококлассным пилотом, чем Льюис, Хейкки не смог во весь голос заявить о себе и теперь вынужден пилотировать аутсайдерский Caterham. Сотая гонка оказалась провалена даже после неплохой и выигранной у напарника с преимуществом в секунду квалификацией. После второго пит-стопа передняя резина начала активно гранулироваться, и финну ничего не оставалось сделать, кроме как раньше провести третью остановку и от безысходности дополнительно посетить пит-лейн в четвертый раз для смены носового обтекателя. Итогом злоключений стало 19 место впереди лишь команд-аутсайдеров Marussia и HRT.

И, наконец, последним юбиляром, проводящим сотую гонку, стал Марк Уэббер. Правда, его знаковое событие происходило при выступлении за команду. В абсолюте же гонка была 186 для Марка. Так или иначе, но даже такой юбилей сыграл против австралийца, и после старта с 8 позиции из-за штрафа за смену коробки передач гонщик и близко не продемонстрировал темпа, соответствующего показанному им 3 времени в квалификации. После лучшего старта, чем у Льюиса, Марк упустил на первом пит-стопе и Переса, и Райкконена (несмотря на то, что финн застрял за Петровым). Совершив единственный обгон, пройдя терявшего темп из-за поврежденного на обломках болида Мальдонадо, Уэббер ничего не смог противопоставить в очном сражении Кобаяши. В результате неудивительно, что австралиец финишировал на том же месте, что и стартовал. Впрочем, в Хоккенхайме Марк и раньше сдавал: сейчас мы увидели повторение ситуации 2010 года; после победы в Сильверстоуне второй раз подряд Уэббер резко сдал на немецкой земле. Однако на прошлом Гран При на Hockenheimring австралиец хотя бы финишировал 6…

Россиянин

В отличие от пилотов McLaren, терявших конкурентоспособность после приезда из Москвы, наш гонщик, напротив, всегда демонстрировал успехи, возвращаясь в Гран При. Так было в Венгрии, когда после BMCR'10 Виталий Петров показал лучший в дебютном сезоне 5 результат, так произошло и сейчас. Да, россиянин уже был 13 в Валенсии, однако тогда успешный результат Caterham был несколько омрачен столкновением с Toro Rosso. На этот раз 16 место после очередной проигранной квалификации напарнику особенно ценно. На финише Виталий вклинился между двумя Williams! Стартовавшему с 5 позиции Мальдонадо Петров проиграл менее полуминуты, а Сенну и вовсе удалось опередить. Виталий блестяще заблокировал бразильца вплоть до самого финиша, пилотируя при этом пусть и на 3 круга более свежем, но medium, против soft. Да что там, даже по чистой скорости Петров уступил Бруно лишь 0,103 секунды на лучшем круге. Действительно, показательные заезды на Moscow Raceway стали для россиянина отличной мотивацией.

Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России