Блог Колесо в колесо

Финальный аккорд «Зеленого ада». Какой была последняя гонка на Нордшляйфе

Совсем другой Нюрбургринг

«Зеленый ад». Именно так прозвал трассу в горах Айфель трехкратный чемпион Джеки Стюарт, после победы на гран-при Германии 1968-го года в условиях сильного ливня и тумана. Благодаря, вышедшему в 2013-ом году, фильму «Гонка» о легендарной трассе Нордшляйфе узнали даже далекие от автоспорта люди. И узнали они не только о самой трассе, но и том, что на ней произошло 1 августа 1976-го года. В тот день на трассе, расположенной в горах Айфель, произошел один из самых памятных эпизодов в Формуле 1 за десятилетие, а может быть и за всю историю. Второй круг гонки. На выходе из левого поворота Bergwerk (шахта) сносит заднюю часть болида Ники Лауды. Далее болид австрийца влетает в отбойник, ударяется о земляную насыпь, отлетает обратно на трассу и загорается. Одна из самых душераздирающих аварий, из тех, что мы видели. Именно, так началась последняя в истории гонка на Нордшляйфе.   

Уже в 1976-ом трасса была устаревшей. Пилоты бойкотировали этап в 1970-ом.   

В 1976-ом году Нордшляйфе достаточно сильно выделялся среди остальных трасс чемпионата. Первое, что бросается в глаза – это кончено же протяженность трека, которая составляла 22 835 метра (!). Для сравнения вторая по протяженности трасса календаря - Остеррайхринг была длинной 5 909 метра.

В связи с гигантскими масштабами трассы, естественным образом возникали организационные проблемы, связанные с проведением этапа. Во-первых, сложности вызывало, обеспечение трассы жизненно необходимым персоналом Этап на Нордшляйфе требовал в пять раз больше маршалов и медицинского персонала, чем любой другой этап сезона. Во-вторых, при потенциальной аварии пожарной и медицинской машине приходилось слишком долго ехать к месту происшествия. К тому же размеры трассы вызывали трудности с организацией телетрансляции гонки. Требовалось достаточно много оборудования, чтобы камеры могли покрыть своим взором все участки двадцати двух километровой трассы.

Однако всё же главной проблемой для пилотов являлась безопасность трассы. Тут важно понимать, что Нордшляйфе это не просто трасса, это 22 километра схвати со смертью. Как бы пафосно это не звучало, поспорить с этим будет трудно. Северная петля едва ли не самая требовательная к пилоту трасса, которая не прощает ошибок. Ещё в начале 1970-х Нордшляйфе не соответствовал требованиям безопасности. Руководство трассы, конечно, пыталось повысить безопасность Северной петли, добавляя новые шиканы, но пилотам эти изменения оптимизма не добавляли.

В 1970-ом году после гибели Пирса Кариджа в Зандворте, пилоты бойкотируют этап на Нордшляйфе. Выдвигая требования повысить безопасность трассы. В том сезоне гран-при Германии прошел в Хоккенхайме, а уже в следующем году в календарь вернулась Северная петля. Руководством трассы были проведены работы по повышению безопасности Нордшляйфе. Так, вдоль трассы были установлены отбойники, которые прикрывали деревья, также местами выровняли дорожное покрытие. Эти изменения позволили трассе находиться в календаре чемпионата ещё 6 лет.

Тем не менее, со временем вопрос о безопасности снова встал ребром. В 1976-ом году уже ходили разговоры о том, чтобы убрать Нордшляйфе из календаря. Главным инициатором отмены этапа от пилотов выступал Ники Лауда. Австрийский пилот (единственный на тот момент, кто проехал круг менее чем за 7 минут) предлагал бойкотировать этап, но поддержки от других пилотов не получил. И 1 августа 1976-го года стартовал десятый этап сезона на трассе Нордшляйфе.

Последняя гонка на Нордшляйфе едва не стала последней в жизни Лауды.

Перед гонкой над лесами коммуны Нюрбург накрапывал дождь, что на такой трассе не может сулить ничего хорошего. Почти все пилоты, за исключением Йохена Масса, стартовали на сликах. Во время первого круга дождь усилился, и пилоты массово хлынули в боксы. В лидеры вышел, как в воду глядевший, Йохен Масс. После смены резины на дождевую, пилоты отправились на второй круг. Ну а дальше, случилось, то из-за чего Нордшляйфе навсегда покинет мир Формулы 1.

В этой аварии нашлось место не только трагедии, но и героизму. Гай Эдвардс, Харальд Эртль, Брет Ланджер, Артуро Мерцарио - вот имена людей, которые спасли жизнь Ники Лауде. Первым на месте аварии оказался Гай Эдвардс. Чудом, избежав столкновения с охваченным огнем болидом Ferrari, Эдвардс, сразу же останавливается и направляется на помощь австрийскому пилоту. Врезавшись в горящий болид, Брет Ланджер и Харальд Эртль так же ринулись спасать Лауду. Чуть позже к ним присоединился Артуро Мерцарио (кстати, именно его место в Ferrari занял Лауда), который голыми руками залез в огонь, чтобы расстегнуть ремень безопасности на Лауде. Общими усилиями героическая четверка вытащила австрийца из горящего болида.

Достаточно показателен, тот факт, что спасли Лауду именно коллеги по цеху. Ведь из-за громадных размеров трассы по близости не оказалось маршалов, готовых спасти пилота Ferrari. К тому же машине скорой помощи пришлось преодолеть достаточно большое расстояние, чтобы добраться до места аварии. Эта, едва не ставшая смертельной, авария ещё раз наглядно проиллюстрировала опасность трассы и её неготовность к экстренным ситуациям.  

Что касается самой гонки, то последнем победителем на трассе Нордшляйфе стал Джеймс Хант, но всё внимание в тот момент было приковано к Лауде. Впереди Ники ожидала борьба за самый ценный приз, за жизнь. Пережив ад в горящем болиде, впереди Лауду ожидал другой ад – реабилитация. Балансируя на грани жизни и смерти, пройдя тяжелейшие процедуры восстановления, спустя всего полтора месяца (!) Лауда вернулся за руль болида. Безусловно, эта авария лишила австрийца чемпионского титула, но свой самый ценный приз он всё же выиграл.

Наследие. Новый Нюрбургринг – не такой легендарный, как «старший брат», но тоже культовый.

Авария Лауды стала последней каплей. Защищать устаревшую и опасную трассу больше ни у кого не было сил. В 1977-ом году гран-при Германии перенесли в Хоккенхайм. Но руководство Нордшляйфе не собиралось терять этап Формулы 1. И в 1981-ом году было принято решение о строительстве новой трассы. Спустя всего три года новая трасса была готова. Помимо названия и географического положения, новый и старый Нюрбургринг объединяла ещё и стартовая прямая, это был единственный общий фрагмент двух трасс. В остальном же, Нюрбургринг был абсолютно новым треком, протяженность которого составляла всего 4542 метра (всего по сравнению с Нордшляйфе).

Первый этап на новом Нюрбургринге состоялся в 1984-ом году, в рамках гран-при Европы. Первым победителем в истории новой трассы стал Ален Прост. В следующем году на Нюрбургринге прошел уже гран-при Германии. После чего трасса уходит на десятилетний перерыв и возвращается в календарь уже в 1995-ом году. Восхождение Шумахера являлось главной причиной включения второго немецкого этапа в календарь Формулы 1. С тех пор на трассе в горах Айфель проходит гран-при Европы, а в 1997-ом и 1998-ом годах даже проходил гран-при Люксембурга.

Следующий гран-при Германии на Нюрбургринге пройдет только в 2009-ом году, когда немецкие трассы уже не будут способны ежегодно проводить этап, и Нюрбургринг с Хоккенхаймом будут каждый год чередоваться в календаре. В 2013-ом году на Нюрбургринге в последний раз прошел этап Формулы 1. И только в этом году в связи с пандемией и экстренным поиском трасс, Нюрбургринг вновь вернулся в календарь, в рамках гран-при Айфеля.

Хоть новому Нюрбургрингу и далеко до величия своего «старшего брата», свой след в истории он всё же оставил. За восемнадцать проведенных гонок на трассе в горах Айфель, весь мир увидел немало памятных моментов. Тут сразу приходит на ум и легендарный обгон Шумахера, благодаря которому он вырвал победу у Алези за два круга до финиша. Единственная победа команды Stewart, инцидент на пит-стопе, который впоследствии лишил Ирвайна титула, потерянная на последнем круге победа Райкконена из-за взорвавшейся покрышки, сенсационный лидер в лице дебютанта Винкельхока и первая победа в карьере Марка Уэббера. За восемнадцать гонок на трассе Нюрбургринг эпохальных эпизодов произошло больше, чем на некоторых трассах за более длинную историю. Что уготовано Нюрбургрингу в будущем не знает никто, нам остается только надеется, что трасса в горах Айфель вернется в календарь на постоянной основе. Уж больно много интересных гонок не ней прошло.

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья