12 мин.

«Король воздуха», покоривший весь Советский Союз

 120 лет назад в Туле родился прославленный центральный полузащитник, капитан и тренер московского «Динамо» Федор Ильич Селин. Дети мечтали хоть раз увидеть его на футбольном поле, молодежь – играть подобно ему, а футболисты – перенять его лучшие футбольные навыки. «Говорят, Федор Селин может мяч головой провести через все поле и, если захочет, обратно», - говорили между собой мальчишки, среди которых был в том числе юный Григорий Федотов. Известный советский хирург профессор Александр Александрович Вишневский как-то в разговоре воскликнул: «Да ты бы его спросил, он Селина видел на поле? Неповторимый игрок! Его весь народ любил, так и звали – Федор, Федька Рыжий. Как играл, летал в воздухе! Космический!». В 1920-1930-ые Селина знала вся страна, футбольная общественность признала его «Королем воздуха» и нарекла «Червонцем», а Андрей Старостин в шутку называл «Рыжим чертом».

 Свою футбольную карьеру он начал в детских и юношеских командах подмосковного Давыдково, а с 15 лет выступал за клубную команду Сокольнического кружка лыжников (СКЛ). Федор Селин увлекался не только футболом. Он неоднократно выступал в чемпионатах Москвы по хоккею с мячом, по легкой атлетике, лыжному спорту и гребле. 

А вот, например, музыкальными талантами он был обделен. Михаил Якушин, успевший застать Федора Селина в «Динамо» уже на излете его игровой карьеры, вспоминал: «Во время предсезонного сбора на юге мы жили в доме отдыха, где иногда по вечерам проходили танцы. Селин приходил на них вместе с нами и просил кого-либо из товарищей: «Когда заиграют фокстрот, скажите мне. Это единственный танец, который я умею танцевать». Тогда я стал внимательно смотреть за ним на поле и в общем-то убедился в том, что хотя он и был большим футболистом, но с мячом все-таки обращался не так изящно и ловко, как, скажем, другие наши динамовцы – Сергей Ильин и Сергей Иванов. С тех пор я стал сторонником теории Квашнина». А тренер Квашнин не уставал повторять своим игрокам, что «Играть нужно как по нотам!».

 В 1918 году Селин перешел в спортивный кружок «Замоскворечье» (СКЗ) (переименованный в 1923 году в «Яхт-клуб Райкомвода», а в 1924 году – в «Показательный клуб Московского Совета физической культуры»). В составе замоскворецкой команды он успел выиграть чемпионат Москвы в 1920 (осень), 1921 (весна), 1923 (осень), 1924 (осень). В этот период он преимущественно выступал на позиции центрального нападающего. На поле худощавый Селин выделялся не только высоким ростом (рост в 183 см в те времена воспринимался действительно высоким), но и огненно-рыжей прической, за что получил прозвище «Федька Рыжий». Неизвестные болельщики сочинили про него ставший популярным стишок:

 

Мир футбола чист и зелен, 

Зелен луг и зелен лес. 

Только очень рыжий Селин 

Как-то в эту зелень влез.

 

Сохранились воспоминания Андрея Петровича Старостина об одном из матчей Федора Селина за СКЗ: «Помню золотисто-рыжую голову Селина, взметнувшуюся выше перекладины ворот. Это «король воздуха» прыгнул на перехват мяча, летящего с углового удара. Откинув в воздухе корпус назад, он, как коршун на добычу, вдруг ринулся вперед и сильнейшим ударом головой послал мяч с верхней точки в нижний угол ворот. Но «мертвый», как тогда говорили, мяч в непостижимом по реакции броске отбил на корнер вратарь Борис Баклашов».

 Неожиданная встреча с Федором Селином предопределила судьбу будущего бомбардира «Динамо» и сборной СССР Василия Павлова. «После работы Павлов как обычно тренировался во дворе, - рассказывал историк «Динамо» Юрий Кошель - К нему подошел высокий рыжеволосый парень и стал наблюдать за тем, как Василий бьет по начерченным на стене воротам. Затем, отложив вещи в сторону, он сам стал участвовать в игре – бить по мячу, чеканить, показывать различные финты. Вася тут же повторял все, что видел. Павлов смотрел на парня с открытым ртом. На прощание рыжеволосый гигант сказал: «Из тебя может получиться отличный футболист. А меня зовут Федор Селин». К тому времени Федора знала вся футбольная Москва. Вася не ходил тогда на стадионы, однако соседские мальчишки ему быстро все объяснили. Павлову завидовала вся улица. Теперь все мечтали принять его в свою команду. Вскоре окрыленный Павлов записался в юношескую команду «Унион»

 

 

 1924 год. Сборная СССР. Федор Селин второй слева в верхнем ряду

 Федор Селин был удостоен чести сыграть в первом официальном международном матче сборной СССР. 16 ноября 1924 года в Москве советская сборная одолела Турцию, крепкую европейскую сборную, дошедшую в том же году на Олимпийских играх в Париже до 1/8 финала. В следующие восемь лет Селин сыграет множество матчей за сборную СССР, но практически все они носили неофициальный характер, так как противниками выступали либо союзные республики/города, либо иностранные клубы/сборные городов. В 34 таких матчах Федор отличился 5 мячами.

 С мячом Федор Селин в матче 1931 г. СССР - Турция в Москве

 

За короткий период (1926- осень 1927) в составе другой московской команды – «Трехгорки» - Федор Селин стал также чемпионом Москвы (весна 1927). В одном из матчей этого периода «Трехгорка» встречалась с командой из поселка Глухово под Ногинском. В юношеской команде Глухово в то время играл юный Григорий Федотов, которому повезло присутствовать на стадионе и воочию познакомиться с игрой выдающегося футболиста. «Я тогда в первый раз увидел и надолго запомнил игру Федора Селина, центрального полузащитника «Трехгорки». С каждым периодом истории развития нашего футбола связаны имена замечательных мастеров, лучших представителей своего времени. Одно из таких имен - Федор Селин. Федор Селин, молодой инженер, был лучшим центральным полузащитником того времени. Разносторонний спортсмен, гимнаст и легкоатлет, бравший высоту в 170 сантиметров, он, как никто, владел разносторонней техникой, необходимой для центрального полузащитника. Снять ногой мяч с головы противника было для Селина привычным делом. Сделать подряд несколько «шпагатов», преграждая путь мячу, тоже не представляло труда. Цепкостью и выносливостью он обладал необыкновенными. С игрой Федора Селина я познакомился в пору самого расцвета его мастерства. Когда наши глуховцы играли с «Трехгоркой», центральный полузащитник москвичей играл так, что, казалось, без него вообще не могло быть игры ни в нападении, ни в защите. Он успевал догнать центрального нападающего, отнять мяч или в высоком прыжке головой перехватить передачу мяча, изменив его стремительный полет. Секунду, казалось, назад он закрывал подступы к своим воротам, но вот он уже ведет мяч в центре поля, осматриваясь, кому из Своих нападающих выгоднее его отдать. В борьбе за мяч он ухитрялся выходить победителем, если против него оказывалось два, а то и три игрока! – Вот это действительно игра! - поминутно ахали мы, зеленая футбольная молодежь, пристроясь на самом верху трибуны. Представлялось почти невероятным такое мастерство. И, верно, потому казалось, оно таким желанным! Знаю, каждый из нас, сидевших тогда на трибуне, думал: «Буду таким, как Селин», - и верил: «Помогут мне!…», - делился своими детскими воспоминаниями на страницах книги «Записки футболиста» будущий прославленный бомбардир ЦДКА Григорий Иванович Федотов.  

 

 Федор уже был известен далеко за чертой столицы. «Когда сборная Москвы приезжала в другие города, люди осведомлялись: «Федор приехал?» Фамилию не называли: в футболе был и есть только один Федор – Селин. Это высшая форма известности», - вспоминал о своем друге и непримиримом сопернике на поле основатель «Спартака» Николай Петрович Старостин.

 В статусе многократного чемпиона Москвы, игрока сборных Москвы и СССР он перешел в динамовский клуб.

Необыкновенно развитая игровая интуиция позволяла Федору Селину практически безошибочно предугадывать направление атак соперников. В «Динамо» он выступал чаще на позиции центрального полузащитника. Обладая отличной физической подготовкой, Федор Селин восхищал зрителей и специалистов своими акробатическими этюдами – «ножницами», «шпагатами» и другие виртуозными действиями. Федор Селин не знал себе равных в игре на «втором этаже»: как головой, так и ногами на уровне головы, за что и получил прозвище «Король воздуха».

 

 «Селин обладал феноменальной прыгучестью. Снять ногой мяч с головы противника было для него простым делом. Он был своего рода футбольным акробатом: принимал, и останавливал мяч, и бил по воротам из самых невероятных положений. И еще в одном отношении он оставался непревзойденным: одинаково хорошо играл защитником, центральным полузащитником и центральным нападающим», - писал о Федоре Селине известный защитник российского дореволюционного футбола и один из отцов-основателей советской спортивной журналистики Михаил Давидович Ромм.

 В 1928 году редакция журнала «Физкультура и спорт» составила список «44 лучших футболистов СССР», где Федор Селин был признан лучшим полузащитником страны.

 

 

Андрей Старостин вспоминал динамовский период карьеры Селина: «В «Динамо» перешел Федор Селин. За ним так и осталась кличка «король воздуха». Я думаю, что он не развенчан до сих пор. Во всяком случае, мне не довелось видеть футболиста, для которого воздух был бы такой же родной стихией. Его прыжки вверх или в длину для удара головой или ногой были акробатичны и очень масштабны. Вот смотришь – толкучка у ворот, форварды и беки готовятся принять летящий по воздуху мяч, и вдруг ярко рыжая голова Селина резко взмывает вверх и легко отбивает его на высоте, превышающей перекладину ворот. Громовыми аплодисментами был награжден Селин, когда в решающем матче сборных команд СССР – Турция выбил головой мяч, пушечным ударом направленный турецким форвардом прямо в “девятку». 

Вместе с «Динамо» он пять раз праздновал победы в чемпионатах Москвы – 1928 (весна), 1930 (осень), 1931, 1934 (осень) и 1935 (весна). В первых двух победных чемпионатах Федор Селин был и капитаном, и играющим тренером. 

Динамовцы, как и другие советские команды, тогда играли по схеме: вратарь – два защитника – три полузащитника – пять нападающих. Полузащитники играли «пять в линию». Селин при такой системе выполнял роль центрального полузащитника, ключевого игрока в команде. Именно через центрального полузащитника организовывалась игра всего нападения. А когда мяч терялся, центральный полузащитник должен был действовать против всей центральной тройки атаки противника. «Благодаря редкой интуиции Федор Селин почти безошибочно предугадывал направление развития атаки соперников и всегда оказывался в позиции, позволявшей ему прервать наступление противной стороны», - отмечал Якушин.

 

 1929 год. Московское «Динамо». Федор Селин третий слева 

Селин отличался на поле своей смелостью, ввязывался во все схватки, даже самые безнадежные. После тяжелой травмы колена в 1933 году Федор Селин сменил игровое амплуа, выступая преимущественно на позиции защитника. Именно в этот год в «Динамо» пришел Михаил Якушин.

 «В коллективе меня приняли очень тепло, относились ко мне доброжелательно, особенно Константин Павлович Квашнин и знаменитый в ту пору футболист Федор Ильич Селин. Сама обстановка в клубе вызывала большое желание тренироваться, совершенствоваться… То, что мне довелось какое-то время поиграть в одной команде с Федором Ильичом Селиным, считаю большим везением в своей спортивной жизни. Это был и игрок и человек с большой буквы. Когда я пришел в «Динамо», ему исполнилось 35 лет и он находился, что называется, на излете своей футбольной карьеры. Я, естественно, и раньше видел его в игре и не уставал им восхищаться», - писал о том периоде динамовской карьеры Якушин. 

В 1934 году он наряду с Николаем Соколовым, Николаем Старостиным и другими выдающимися футболистами был удостоен звания заслуженного мастера спорта, первым в динамовской команде.

 Бескомпромиссным был Федор Селин в только зарождавшемся дерби между будущими флагманами отечественного футбола – «Динамо» и «Спартаком»: «В жизни широкий, добродушный, жизнерадостный, в игре он компромиссов не знал. В одном из матчей «Спартак» – «Динамо» «рыжий черт» кинулся на высоко летящий мяч, поданный с углового удара, пытаясь ногой ударить по мячу. Я прыгнул, намереваясь сыграть головой. Потом мы восхищались классическим шпагатом рыжеволосого гиганта, исполненным на брумелевской высоте, рассматривая удачно схваченный фоторепортером момент. Но тогда он угодил мне бутсой в лицо, и я долго залечивал сломанный нос. А Федор, дружески посмеиваясь, говорил мне: “Ничего, Андрей, нос починишь: главное – гол спас…– вспоминал Андрей Старостин. 

В общей сложности в составе «Динамо» он провел по разным данным 60-64 матча, в которых отличился 12-13 раз.

 Еще в бытность игроком и тренером «Динамо» Федор Селин получил высшее специальное образование, закончив Институт народного хозяйства и в 1930 году Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Своим желанием постоянно развиваться на поле и вне его Селин даже «заражал» окружающих. «Тягу к знаниям он, в частности, прививал и мне. После разговоров с ним на эту тему я вместе со своим товарищем по команде вратарем Евгением Фокиным в 1935 году успешно сдал вступительные экзамены в Московский инженерно-строительный институт и приступил там к занятиям», - делился воспоминаниями о влиянии Селина все тот же Якушин.

 С 1930 года работал инженером-технологом на московском заводе «Серп и молот», где и закончил в 1936-1937 годах свою игровую карьеру. С 1942 по 1954 он совмещал работу по специальности на автомобильном заводе имени И.В. Сталина с тренерской деятельностью в цеховых и заводских командах. В 1945 году он недолго возглавлял московское «Торпедо», с которым стал третьим призером первенства, а в 1946 году челябинский «Дзержинец».

 

  В 1967 году Федор Селин был включен в символическую сборную пятидесятилетия советского футбола. Федор Селин навсегда остался эталоном игры головой. Именно с ним сравнивали легендарных игроков подобного таланта Михаила Семичастного, Виктора Понедельника и др. «Где-то в поднебесье, куда сам Федор Селин головой не дотянулся бы», - фраза, сказанная Андреем Петровичем Старостиным лучше всего иллюстрирует отношение футбольной общественности к ставшему легендой Федору Ильичу Селину.