Блог Увлекательные шахматы

Скандальный эпизод с участием Карлсена и Инаркиева

В первом же туре чемпионата мира по блицу встречались Магнус Карлсен и Эрнесто Инаркиев. Неординарная ситуация случилась на 27-ом ходу, когда российский гроссмейстер ответил шахом на шах, но Магнус не заметил подвоха и продолжил играть. Разбираемся, что же произошло.

Хронология событий:

  1. Магнус дал шах.
  2. Инаркиев в ответ тоже дал шах!
  3. Магнус отошёл королем и пережал часы.
  4. Инаркиев указал на невозможный ход, остановил часы и подозвал судью.
  5. Подошел судья, Инаркиев потребовал засчитать Магнусу поражение.
  6. Судья сказал, что нужно продолжать игру после последнего хода Магнуса или он присудит ничью.
  7. Инаркиев отказался доигрывать, судья присудил ничью.
  8. Позже решение изменили и отдали победу Магнусу.

В сети появилась расшифровка разговора Эрнесто Инаркиева с главным Арбитром Чемпионата мира по блицу и рапиду Такисом Николопулосом, который расставит все точки над "и": 

Э: Я остановил часы в тот момент, когда он (Магнус) сделал невозможный ход.

ТН: Да, вы имеете право остановить часы. Но сделанный им ход не является невозможным!

Э: Но вы говорите об арбитре. Это не арбитр, а я остановил часы и объявил невозможный ход.

ТН: Но это не невозможный ход.

Э: Вы говорите, что Kd3 является невозможным ходом в этой позиции.

ТН: Движение королём - невозможный ход.

Э: Вы сказали, что Kd3 - невозможный ход.

ТН: Kd3 не является невозможным ходом. Это утверждаете вы. Этот ход возможный. Походив так, он создал невозможную позицию. Теперь ваша очередь делать ход, вы можете исправить невозможную позицию, уведя своего короля из-под шаха. Или, если вы не переместите своего короля, тогда остается невозможная позиция, и мы объявляем ничью. В этом случае.

(Инаркиев читает книгу правил)

Э: Да, хорошо. Я сделаю апелляцию. Потому что здесь написано про арбитра. Но я остановил часы и сказал, что это был сделан невозможный ход. Т.к. я думаю, что когда мой король под шахом, он не может играть Kd3.

ТН: Он может ходить так!

Э: Это не невозможный ход! Вы сказали, что Kd3 - невозможный ход.

ТН: Он сделал ход. Ранее был невозможный ход. Он не претендовал на невозможный ход.

Э: Но я объявил.

ТН: Объявили что? Что ваш ход - невозможный?

Э: Нет, объявил на его ход - невозможный!

ТН: Ход, который он сделал, был по правилам!

Э: Нет!

ТН: Да!

Э: Вы сказали, что в этой позиции Kd3 возможный ход.

ТН: Да!

Э: Нет, это невозможно.

ТН: Да, это так. Это создает невозможную позицию, в этом и заключается разница.

Э: Да, но этот ход является невозможным.

ТН: Этот ход не является невозможным! Этот шаг не невозможный! Это и есть точка.

Э: (неразборчиво)

ТН: Ладно, вы продолжаете игру или нет?

Э: Нет, я хочу подать апелляцию на эту игру. Я не продолжаю.

(позже апелляцию отклонят)

ТН: Хорошо.

 Таким образом, Магнусу довольно справедливо присудили победу, ведь в партии он выигрывал и по времени и по позиции, да и правил в принципе не нарушал. Правда, по правилам Магнусу следовало держать в голове, что сопренику нужно защититься от шаха, остановить часы и потребовать победы.

Забавный момент: пока Инаркиев обсуждал ситуацию с арбитрами, на место Карлсена сел единственный и неповторимый Василий Иванчук

 Не знаю как вам, на мой взгляд кажется очень исчерпывающей точка зрения Глеба Поспелова из нашего обсуждения:

"Ход Магнуса Kd3 по правилам FIDE не считается "невозможным", именно по этому судьи предложили продолжать играть с текущей позиции, т.е. следующим ходом Эрнесто обязан был бы избавиться от шаха.

Вот выдержка из правил: "... If the opponent does not claim and the arbiter does not intervene, the illegal move shall stand and the game shall continue." То есть по сути хотел того Магнус или нет сделав ход Kd3 он как бы "предложил" сопернику играть дальше.

И если даже допустить вариант, что Эрнесто "не видел" шаха своему королю перед ходом Ne3+, то будет совсем не понятно почему он остановил часы, после совершенно легального хода Магнуса? Лично для меня тут очевиден умысел получить очки нечестным путем в проигранной позиции."

Признаюсь, после прочтения интервью и многократного разглядывания эпизода, начинает казаться, что Эрнесто с кем-то из своих друзей поспорил насчет этой лазейки в правилах, что на флажках, в пылу борьбы можно ошарашить соперника таким "финтом", когда терять нечего. И решил, что пора, ведь не понимать, что его королю шах он не мог, а оценить позицию (проигранную) и время на часах (5 секунд), - вполне. Потом он ещё судье так пальцем на Магнуса возмущенно показывает, мол я тут прав, а этот, что напротив, вообще правил не знает. Если это так, то всё это смешно, но чести Эрнесто мягко говоря не делает. 

Но возможно, конечно, что россиянин не заметил шах, ведь это блиц! А Эрнесто Инаркиев славится в высшей степени интеллигентным поведением за шахматной доской и её пределами, о чем и говорит Сергей Юрьевич Шипов во время трансляции (видео ниже). А как думаете вы?

Фрагмент из видео-трансляции (7:29)

Живое обсуждение этого эпизода и вообще шахмат в телеграм а ещё у нас есть канал

Спасибо за лукасы и подписку! :3

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.