7 мин.

Правда ли у «Зенита» накручены подписчики во ВКонтакте? А у «Спартака»?

И как с этим у остальных?

В субботу в блоге «Король и Шут» вышел пост, призванный ответить на главный вопрос футбольного мироздания: кто все-таки популярнее – «Зенит» или «Спартак». В качестве инструмента для измерения популярности были использованы соцсети, а точнее – количество подписчиков официальных аккаунтов клубов на шести популярных ресурсах.

Какой российский топ-клуб самый популярный?

Пост вам очень понравился, ведь почти по всем позициям победил «Зенит». Только на Sports.ru у «Спартака» оказалось больше поклонников.

Среди четырех с лишним сотен комментариев преобладали реплики следующего толка:

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/34/5e41ca2ea40bdb9e4f33aa761330c.png
https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/19/c1796ff5f435ba802a10ee27c4fab.png
https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/d6/17a9932a84cbb9ffa74b3994a0200.png
https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/9e/ddf1675c9475793c02349b74a8686.png
https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/4d/018af6e6c41b48d532272b9abcd06.png

Разумеется, сложно было удержаться и не проверить, а правда ли «Зенит» самый популярный среди ботов. Один способ проверки предложили в комментах. Но мы используем еще два с половиной метода для вычисления «мертвых душ». Все научные изыскания в этом посте касаются только ВКонтакте (по другим соцсетям, если возникнет необходимость и если попросите, проверим отдельно).

***

Итак, первый способ проверки (он же самый простой и надежный) – пробить подписчиков через поиск. Для этого нажимаем кнопку «Подписчики» в группе, а в открывшемся окне щелкаем на лупу. Важно – в колонке для детализации поиска (она справа) должна стоять галочка напротив «с фотографией».

Такой вид поиска исключает все бот-аккаунты, страницы удалившихся пользователей и тех, у кого на аватарке пусто. Последние – тоже вполне живые люди, но, согласитесь, активные пользователи без фотографии в профиле встречаются довольно редко и на результат исследования значимо повлиять не могут.

По «Зениту» получается следующее. Число слева (выделено красным) – количество подписчиков группы, которое красуется на главной странице, справа количество подписчиков за вычетом «мертвых душ».

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/2d/e962698fe4e5d82d55655094b29bb.png

Считается, что если количество ботов в группе не превышает 10-15%, то это группа вполне живая. В такой группе хорошо, например, заказывать рекламу. У «Зенита» процент «мертвых» аккаунтов чуть выше допустимого.

Второй способ проверки предложили в комментариях. Это приложение, которому сайт ВКонтакте не рекомендует доверять. Но мы же хотим докопаться до истины, поэтому проверим и через него. На максимальной точности приложение почему-то выдает нереально низкие цифры, поэтому посчитано на обычной. Так больше похоже на правду. Здесь свой алгоритм подсчета, поэтому число неактивных подписчиков сильно отличается.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/04/2a1393afd48a285035438529acadd.png

Используем и третий шанс разоблачить «Зенит» – приложение antidogs.

Здесь насчитали примерно столько же ботов, как во втором варианте проверки. Под «собачками» надо понимать всю массу удаленных аккаунтов. Приложение советует «Зениту» почистить группу, хотя число «мертвых» аккаунтов вполне терпимое – всего 11%.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/a8/7377cddca4f23af4f7cfc0bdfe485.png

На всякий случай рассмотрим и охват, пусть это и дерьмовый способ оценки активности в группе, поскольку он учитывает в том числе и просмотры репостов, которые случайно могут увидеть люди, не подписанные на группу. Например, домохозяйки, привыкшие к тому, что «Зенит» – это марка фотоаппарата времен неандертальцев.

Показан охват финального поста про матч «Зенита» в первом туре против СКА-Хабаровск.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/82/1e6d44ec04f9181654c00b919a781.png

Вывод: какого-то дикого треша с группой «Зенита» не обнаружено. Впрочем, среднее количество лайков под постами (от пятисот до двух тысяч) – аномальное для группы с 844К подписчиками. В идеале количество не должно быть сильно ниже 1% от общего числа участников группы (у «Зенита» 0,3%). То есть, даже под проходными постами должно быть около 8,5 тысяч лайков. А уж под красивой картинкой, сообщающей о победе, должно быть еще больше. В итоге победу «Зенита» над «Рубином» отметили лайком всего 6,5 тысяч человек. Это очень мало для такой большой группы.

Артем Петров, главный по соцсетям «Зенита», скажет, что во ВКонтакте больших групп с еще более чудовищной активностью – сто миллионов. И будет прав.

Что там у «Спартака»?

Те же самые способы оценки. Четыре дня назад красно-белая братия утверждала, что группа «Зенита» наполнена ботами. Давайте сравним.

Сравнивать будет очень удобно, ведь у официальных групп «Зенита» и «Спартака» во ВКонтакте примерно одинаковое количество подписчиков.

Итак, отсев «мертвых» мясных душ через поиск. Повторюсь, самый надежный способ диагностики.

К изумлению наших красно-белых друзей, неактивных аккаунтов в их группе оказалось даже больше, чем в зенитовской.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/c6/a01b2eb55431da6a0116257ce02f3.png

Поиск ботов через приложение ВК, про которое писали в комментах, тоже указывает – у «Спартака» их больше.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/02/d4b0259a04de3acfdf55dcbc49186.png

Antidogs тоже выявил победу «Спартака» над «Зенитом» по ботам в официальной группе.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/ed/9f8ff21bf4ecc9f66f3338f6d2478.png

Осталось сравнить бессмысленное – охват.

Возьмем финальный пост про победу «Спартака» над «Локо» в Суперкубке и сравним с охватом похожего поста из зенитовской группы, который был выше.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/9e/16c3e481d44f5b449e6063ce9f6c1.png

Такую большую разницу в охвате – у «Зенита» 107К, у «Спартака» 194К – можно объяснить несколькими вещами. Во-первых, «Спартак» играл на день раньше. Охват считается до бесконечности, поэтому народа посмотрело больше за счет лишнего дня. Во-вторых, «Спартак» выиграл трофейный матч, а «Зенит» – рядовую игру чемпионата. Отсюда большое расхождение в количестве репостов – у «Зенита» 624, у «Спартака» 1601. Конечно же, людям приятнее поделиться постом о титуле, чем о победе над дебютантом премьер-лиги. Большая разница в репостах и определила такой разрыв в охвате.

Доля лайков в группе «Спартака» по отношению к количеству подписчиков еще меньше, чем у «Зенита» (речь про рядовые посты). Это совершенно логично, учитывая, что все наши измерительные инструменты указали на превосходство «Спартака» по количеству ботов.

***

В целом по пользовательской активности группы «Зенита» и «Спартака» производят одинаково убогое впечатление. То ли во всем виновата наша нефутбольная страна, то ли плохой smm (хотя в «Зените» очень стараются). Одно можно сказать точно: красно-белый миф о том, что за «Зенит» болеют в основном боты с собачками на аватарках развеян полностью. Вернее, не так: теперь болельщики «Зенита» могут напоминать спартачам про пачку их ботов, равную населению Находки.

Вывод: каждый пятый болельщик из групп «Зенита» и «Спартака» не ест, не пьет, не платит налоги, не смотрит телочек в блоге «Король и Шут» и не ходит на стадион. Каждый пятый болельщик «Зенита» и «Спартака» во ВКонтакте – бот.

Что там у остальных?

Здесь без подробностей – просто таблица. Проверим только самым надежным способом, через поиск. В скобках указано место команды по показателю в колонке.

Обратите внимание на огромный отрыв «Анжи» по количеству «мертвых» аккаунтов. Это наследство PR-агентства «Апостол», в котором раньше рулила Тина Канделаки. В лучшие времена у «Анжи» был контракт с «Апостолом», оставившим на память о себе толстенную пачку ботов.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/8c/9bad170b1488cb56f67ca3351ee3a.png

Все, что не вошло в блог