8 мин.

Сказка о зеленых фигурах

         “Видали ль вы, как умирает лев, считая для себя позором смерть от руки другого”

Абиссинская песня о смерти императора Теодроса II, свергнутого английской экспедицией в 1868 г.  

Е2-Е4

   Жил-был ферзь Бенито. Он отстранил своего короля и решил разыграть Итальянскую партию. Много захватил Бенито черных клеточек и построил Империю, но не заметил, как сам стал всего лишь пешкой в партии более изощренного и злого шахматного гения, игравшего исключительно белыми. Весь шахматный мир следил за сеансом одновременной игры этого мастера против великих гроссмейстеров Ивана Серпастого, Сэма Звездно-полосатого и Юниона Джона Буля… И никто не обратил внимания, что в это время на одной из дальних пустынных клеточек большой Шахматной страны появился на свет маленький Зеленый пехотинец. Большинство его соплеменников кочевали по клеткам и мечтали стать королевскими конями. Но молодой пехотинец вознамерился-таки пройти весь путь от пешки до ферзя. Поэтому, когда многие его сверстники не стремились покидать стройный пешечный ряд, он уверенно сделал свой первый ход в школу черно-белых наук Е2-Е4.

   Вскоре, произошли важные события. Ферзь Бенито был пожертвован своим гроссмейстером, и небольшая Шахматная пустыня стала самостоятельным королевством. Однако большинство пешек значительных перемен не ощутило и, как и прежде, в черной стране господствовали белые фигуры. Их даже больше стало. К старым ладьям Бенито, которые вросли в доску, что уже не могли покинуть страну, прибавились белые кони, которые вывозили добываемую в пустыне черную краску для покрытия клеток и фигур - «черное золото». А вскоре прибыл и крутой белый Ферзь в звездно-полосатой шляпе, который следил за местным королем и грозил матом. Тут как раз в шахматном мире новая мода появилась – черные фигуры в красный цвет красить, как всеми уважаемый гроссмейстер Серпастый делал. Но белый Ферзь говорил, что это опасная инфекция краснухи и для профилактики на клетках звезды с полосочками рисовал. Местным совсем некуда стало ходить, куда ни глянь, то военная база, то иностранная собственность… Зелёный пехотинец всё это смекал, да упорно к своей цели двигался. Освоив азы игры, пошел он в школу офицеров («слонов» - как их в шахматном мире звали). Будучи от рождения фигурой неглупой, молодой кадет задумался о роли короля на доске и решил, что его наличие делает шахматное государство слабее. Ведь именно монарху постоянно шах да мат грозит и много фигур для его защиты отвлекается. А что если обойтись без короля? Ведь смогли же соседи создать шахматную офицерскую республику…   

Рокировка

   Закончил Зеленый офицер обучение, получил чин капитана и, наконец, занял более высокое место «слона» на доске. Теперь до короля было подать рукой. Создали недовольные молодые офицеры тайную организацию «СОЮС» - Союз освобождения юных «слонов». Они так сильно законспирировались, что ни король, ни его приближенные не знали, что средний командный состав шахматной армии ходит не только по предписанной ему диагонали. И вот однажды, когда старый король задремал и свалился с доски, «слоны» решили действовать: белого Ферзя выгнали, а на вакантную должность своего Зеленого товарища поставили и повысили до полковника. Старый король обратно так и не вернулся, белые кони - перевозчики «черного золота» сбежали. А вскоре в принудительном порядке Шахматную пустыню покинули и старые ладьи Бенито, чье место с удовольствием местные пешки заняли

   Новый Зеленый ферзь-полковник радостно по всей доске носился, порядок наводил в своей маленькой шахматной республике. Он сумел отойти от узкодиагональной идеологии офицеров. Все думали, что выслужившиеся «слоны» по-привычке могут ходить только по одной из диагоналей. Ферзь же стал искать свой путь и решил перекрасить доску в зеленый цвет, чтобы все фигуры свободны были в своем хождении. Не случайно некоторые шахматные теоретики потом прозвали его систему анархической. Сам же он говорил о «власти пешек», где руководить ходом любой партии должны были Всеобщий конгресс и Всеобщий комитет низших шахматных фигур. Но на деле оказывалось, что неграмотные пешки стремились только занять на доске место получше, а отвечать за все приходилось Зеленому ферзю и его ближайшему окружению. Постепенно Ферзь вошел во вкус и стал решать все вопросы сам, отстранив или поменяв даже своих бывших соратников-офицеров. Но большинство против этого не возражало. Перекрасив доску в зеленый цвет, Ферзь стал самостоятельно «черное» золото у других стран на настоящее обменивать.

Вскоре ладьи украсились новыми башенками, кони получили красивые уздечки, а верные слоны-офицеры – острые шпаги. Даже простые черные пешки все более и более приобретали золотой оттенок. Более того, Ферзь по безжизненным шахматным равнинам настоящие реки пустил. Сам же почти не брал себе ничего, только палатку, с которой по клеткам да шахматным странам путешествовал. Но вот детишек своих баловал, что те себе дворцов понастроили, да безделушек напокупали. Была у него еще одна черта, за которую его в шахматном мире невзлюбили. Хотел он и другие доски перекрасить в зеленый, да не все жители хотели. Краску то брали всякие хулиганы, да нехорошие вещи с ней творили: то своих соплеменников перепачкают, то баллончик куда-нибудь подложат, чтобы кто-нибудь вляпался… А белые, которые свой цвет считали лучшим, так обиделись, что даже войной на зеленых пошли. Но только пешки своего Ферзя не сдали и убрались они восвояси.   

Эндшпиль или дебют?

Шли годы. Зеленый Ферзь старел и уже не так активно по доске бегал. Сам не заметил, как в короля превратился, успевал только по соседним клеткам ходить, с другими монархами подружился, даже титул такой взял. Зеленые фигуры тоже изменились. «Черного золота» было много, поэтому подобленились и работать стали совсем мало, все больше черные пешки из других стран приглашали. Некоторые за книжки взялись, да с шахматными государствами переписывались. А на соседней большой доске, где белые командовали, смута началась. Большие фигуры много малых поели, да все никак не угомонятся, всем не хватает. Вот и стали решать, как бы так сделать, чтобы ели больше, а пешек не уменьшалось. Собрались белые короли и ферзи и говорят: «Слишком хорошо живут в Зелёной стране, надо бы и с соседями поделиться!» Фигуры-то были неглупые, вот и стали местным внушать: «Плохо у Вас живется. Все за Вас Зеленый король решает. Никакой свободы. Вот у нас хорошо. Шахматная демократия. Каждый перед началом партии сам себе место выбирает. И всё по совести!» Только умолчали о том, что толстые фигуры тонких всё равно расталкивают, да о том, что кто-то сразу ладьёй рождается, а кому-то всю вертикаль пройти надо, а на ней уже ловушки расставлены. Большинство зеленых мимо ушей эти разговоры пропустило, но нашлись те, кто больше золота захотел. И стали они возмущаться: «Долой старого Зеленого Короля!».

А Белым-то только этого и надо, они скорей большой Шахматный совет собирать. Мол, так и так, в Зеленой стране беспорядки: права фигур нарушают; в цвета радуги перекрашиваться не дают; до сих пор белое - белым, а черное – черным называют, когда весь мир уже говорит «фигуры с темным оттенком». Иван Серпастый, что новые моды вводил, к тому времени уже скончался, а большинство черных королей и ферзей за себя испугались и промолчали. Тех же немногих, кто зеленые порядки защищал, не послушали, и порешили сменить Зеленого короля. Тут и добровольцы на доброе белое дело нашлись, тем более за него всегда воздастся черным… золотом. 

Но зеленые опять своего сдавать отказались, кто боялся, кто верил в него, а кто помнил и как раньше жилось. Правда, нашлись некоторые фигуры, в которых крысы норки за эти годы прогрызли. И стали они вместе с белыми Зеленого короля по всей доске ловить. А тот, будто молодость вспомнил, что никак его в пат загнать не могли. И решили белые преступить все шахматные законы, война всё спишет. Стали белые не по правилам ходы делать, да фигуры неугодные устранять, но зеленые не сдавались. Бросили металлических ладей, слонов, да коней, которые своим весом деревянную доску разрушали, но не помогало и это. Тогда пошли совета у старого белого Ферзя в звездно-полосатой шляпе просить. И велел он доску поджечь. Запылала деревянная доска, негде стало Зеленому королю прятаться, схватили его свои же фигуры, крысами обглоданные, и мат поставили. А затем оглянулись вокруг, но от счастливой Зеленой страны ничего и не осталось: всё пожгли, да поразрушили. И до сих пор живут в полном пате. А белые, которым одни обломки достались, всё думают, кого бы еще побогаче облагодетельствовать Шахматной демократией…

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

Исторический момент: мы на главное странице! Фото на память.