17 мин.

От Непомнящего до Ван Хао. Гайд по турниру претендентов 2020/21

Ян Непомнящий начинает готовится к чемпионскому мачту с Карлсеном, все остальные – зализывать раны. Турнир претендентов 2020/21 надолго останется в нашей памяти… Как минимум, не меньше чем он продолжался  – два раза по 9 дней и… 389 между ними.   

Два заключительных дня турнире перевернули турнирную таблицу с ног на голову. Те, кто ни на что не рассчитывал и не принимал участия в борьбе, стремительно поднялись. У тех же, кто рвал жилы во исполнения генеральной задачи, похоже, «закончился бензин».

Непомнящий закончил поражениями первый и второй круг, завершив свой турнир жизни всего-то на пол-очка впереди конкурентов. А Гири проиграл две последние партии – его обошел Вашье-Лаграв и догнал Каруана. Ну а Дин Лижэнь со своими 50% как будто и не ходил по краю пропасти, и первым не лишился всех шансов. Это странно и нелогично, но битвы претендентов всегда такие. Единственный критерий успеха в них – стал ты первым или нет! Для Яна всё закончилось хорошо, для Аниша – всё плохо, хоть он показал какой-то запредельный уровень концентрации и мотивации. А рейтинг это дело наживное…

Оценки – вещь всегда сиюминутная, переменчивая, но, пожалуй, еще ни один шахматный турнир не вызывал столько споров, столько взаимоисключающих мнений. От восторгов до полного неприятия… И если большинство любителей шахмат, которые получили реальную интригу, борьбу за первое место до последнего патрона и богатые возможности строить теории заговоров, откровенно кайфовали, то профессионалы хватались за голову, говоря о крайне низком качестве партий и откровенном переизбытке нелогичных исходов. 

Так что же мы увидели? Нагромождение случайностей или лучший турнир года? 

Одним словом здесь не отделаться… У каждого из восьми участников был свой турнир, и свои ориентиры, которые и привели их туда, где они в итоге оказались. Сравним?

Ян Непомнящий. Стратегия надежности

Дадим слово самому Яну… На пресс-конференции после 13-го тура, когда все стало ясно, он был откровенен и поделился секретом успеха «Я внимательно следил за предыдущими претендентскими турнирами, даже комментировал их, и главный урок, который я для себя извлек – никогда нельзя терять голову. И проигрывать тоже нельзя… Лучше в тот или иной день сделать скучную ничью, чем проиграть». Кажется, это была основа его «плана».

Конечно, чтобы спокойно рассуждать о допустимом риске и контроле над ситуацией, надо иметь хорошую стартовую позицию, и Непомнящий получил ее благодаря блестящей игре в первой половине. Впрочем, не до конца. Ян потерпел то самое «не нужное» поражение – от Вашье-Лаграва, – когда надо было напрячься, и проскочить через тонкое место… И это самое поражение, сложись ситуация чуть по-другому, могло сыграть решающее значение для распределение мест в турнире. Во втором круге он действовал строго из ситуации. 

Не сложился дебют с Гири – по словам Яна, из-за большого напряжения он никак не мог в начале игры наладить сон, – последовала скучная ничья. Уравнял черными с Грищуком, и ничья в копилке. Подставился Алексеенко – важная, не отнявшая много сил победа. Ничья с Каруаной вообще не обсуждается: американец до этого рвал и метал, так зачем лезть с ним на рожон – вот полез бы он черными, а Ян тонко подошел к выбору дебюта, вдарил бы со всех орудий. А нет так нет. Наконец, ставшая ключевой, партия с Ван Хао. Непомнящий и ее вполне был готов завершить миром, но… игра Гири в параллельной партии заставила его напрячься, – и в одной конкретно взятой партии решить одну конкретную задачу. То же и с Вашье-Лагравом, где он держал напряжение ровно столько, сколько было нужно. 

Ни одного перекоса и отклонения от курса, ни секунды, когда природная импульсивность Непомнящего взяла бы верх над рассудком. И не случайно все вокруг так много говорят о том, что Ян стал намного спокойней, сумел взять себя в узду. Можно блистать в отдельных партиях, но никогда так ничего и не выиграть. Кажется, он сумел найти свой «размер».

«Если сравнить себя нынешнего с собой 20- или даже 25-летним, могу сказать, что я стал намного больше работать над шахматами, как и над другими составляющими профессии, – продолжил свои откровения Непомнящий. – Необходимо постоянно работать над собой, только тогда будет движение вперед. Стоит немного приостановиться, – и твой уровень в лучшем случае останется прежним, а то и пойдет вниз. А там и конкуренты обойдут…» 

Эта работа была видна в каждом компоненте. Прежде всего, в отсутствии перепадов игры по ходу одной партии, как было у него всего год назад – с Алексеенко и Вашье-Лагравом. Ни в одной партии второго круга Ян не терял головы и полного контроля над ситуацией. 

И он сумел справиться с психологическим напряжением – это уму непостижимо, год жить, подвешенным между небом и землей. То ли выйдешь на матч за корону, то ли не выйдешь. Как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца… Та же самая дилемма едва не свела с ума Вашье-Лаграва, который фактически потерял год своей жизни, а может, и всю свою прежнюю уверенность, двигавшую его вперед. Непомнящий же смог справиться. 

«Конечно же, это – огромное достижение в моей карьере и, наверное, в жизни. Не думаю, что я когда-либо еще захочу сыграть турнир, длящийся больше года, – проговорился Ян. – Весь год я думал об этом, готовился. Я, конечно, очень счастлив, что все так закончилось, но я чертовски устал…» Теперь у Непомнящего есть ровно полгода, чтобы привести себя в порядок. Матч на первенство мира с Магнусом Карлсеном назначен на ноябрь в Дубаи. 

Аниш Гири. Прерванный полет

Как не раз писалось и говорилось, за тот год, что прошел между первым и вторым кругом в турнире претендентов, Гири стал «другим человеком». В какой момент, благодаря чему с ним произошла настолько разительная перемена, что стало тем толчком для нее, никто не знает. Ну, а сам Аниш особенно не распространяется на эту тему. Стало – и стало… 

Суть ведь не в шахматном стиле, он у Гири остался прежнем, а в его настрое, в готовности идти до конца, и испытывать каждый свой шанс. Какая-то волшебная искра, которая либо есть, либо ее нет, – и которая в конечном итоге определяет абсолютно всё! Посмотреть на любое вертикальное восхождение в тех же шахматах. Человека как будто что-то ведет, – и он совершает вещи, поверить в которые раньше доже не мог. Как смог очень сильный, но… скучный, «ничейный» игрок превратиться вдруг в самого «заряженного» бойца на Земле! Кажется, что даже и он сам не смог до конца привыкнуть к новому себе, ощутить границы возможностей, – и рванул так, что ему просто не хватило сил. А выиграй Аниш в 13-м туре еще и у Грищука, – черт его знает, чем бы все это в итоге закончилось! Но оценка, данная в этот момент Каспаровым, о том, что именно «Гири сейчас является наиболее очевидным кандидатом на матч на первенство мира с Магнусом Карлсеном», – дорогого стоит.

У Гири тоже был свой план… И раскладка по цветам – четыре черных, три белых – особого  значения не имела. Проблема голландца во все времена заключалась не в том, чтобы ему сделать ничью черными, а в том, чтобы выиграть белыми. С этой точки зрения, как раз все сложилось весьма удачно: черные с конкурентами, белыми с аутсайдерами. И «лесенка» Непомнящий – Ван Хао – Вашье-Лаграв – Дин Лижэнь сразу же выела его на нужный угол атаки. Невероятная же волевая победа над Каруаной, который был последней преградой перед прорывом года, – и заставила заговорить шахматный мир об Анише не просто как о реальном претенденте на победу в турнире. Как о реальном сопернике для Карлсена.

Да и Ян, который не мог не чувствовать «поступь Командора», не мог не забеспокоиться… Представьте себе на секундочку интригу, если бы Гири как-нибудь выиграл у Грищука, – и сравнялся с Непомнящим? Но не бывает же такого, чтобы кто-то набирал по 5 из 6 против сильнейших шахматистов мира – в памяти всплывает разве 6,5 из 7 Веселина Топалова на чемпионате мира 2005 года. Но болгарин тогда сразу стал чемпионом мира, а у Аниша – появлялись не более чем призрачные шансы на победу в турнире претендентов. Ведь для этого ему пришлось бы снова играть на победу, надеясь, что Непомнящий не сдюжит.

Сейчас последует вопрос: а почему в турнире претендентов нет тай-брейка для такого случая. Почему два игрока, показавшие равные результаты, должны считать какие-то там дополнительные показатели вместо того, чтобы сыграть матч друг с другом?! Каспаров на этот счет выразился еще конкретней – даже в случае неравного количества очков, первый и второй должны сыграть матч! Это притормозит любые разговоры о «сплавах», которые просто неизбежны в силу особенностей кругового турнира самого по себе. А его – нет.

Кстати, Гири, когда его спрашивали об этой откровенной несправедливости, сказал очень четко и понятно: «Все всё знали заранее, и согласились на такие правила… Игра каждого участника турнира основывалась на этом знании. Допустим, я из-за этого гораздо больше играл на победу, чем делал бы это в ином случае. Все мы – и Фабиано, и Ян играли по тем же правилам. Да само течение турнира было обусловлено регламентом. Непомнящий обе половины турнира претендентов отыграл прекрасно, чего нельзя сказать обо мне…»

Нельзя говорить о несправедливости, когда главный пострадавший от нее, не видит здесь ни злого умысла, ни ошибки системы, которую при прочих равных стоило бы изменить. 

Хотя, пострадавшего ли? Может быть, не случись этих обстоятельств, – не увидели бы мы и того, безумно притягательного «нового Гири», который выиграл Вейк-ан-Зее, этап онлайн тура Магнуса, и едва не вырвавшего из рук Непомнящего путевку в матч с чемпионом.

«Спасибо всем за поддержку… Ничего страшного не произошло, попробуем в следующий раз, – написал Гири своим многочисленным фанам в Twitter. И, конечно, пожелал успеха в матчей Яну. – Не без интереса буду следить за тем, как у него сложится с Магнусом».

Фабиано Каруана. Мотор без «искры»

Самый противоречивый участник турнира претендентов, который, если судить в терминах «все или ничего», с треском провалился. Он приехал в Екатеринбург повторять свой успех Берлина-2018, где уверенно прошел на матч с Карлсеном… В начале 2020 года Фаби был на волне – вынес всех в Вейк-ан-Зее, на 30 очков опережал всех соперников в рейтинге, и был готов как зверь. Но все у него пошло «не туда». Год назад, будто скамейку из-под ног, у него выбила партия с Дин Лижэнем – он летел всем подряд, у него же смог выиграть. 

Второй круг он начал с чистого листа, – и первые несколько партий играл просто в бисову силу. Наголову разбил Вашье-Лаграва, был близок к победе над Алексеенко… Выиграй он ее, он сравнялся бы по очкам с Непомнящим, – и возможно, сыграл бы ту же роль, которая  досталась Гири. Но в отличие от двух предыдущих претендентских циклов, у него было той железобетонной уверенности в своем превосходстве над конкурентами, что в итоге стало причиной его прыгающей формы, причем, даже по ходу одной отдельно взятой партии. 

Партия с Дин Лижэнем снова стала переломной для него. Китаец сломал ему первый круг и стал камнем преткновения и во втором. После этого стало ясно – Фаби ничего не светит, что и подтвердилось через пару дней, когда Гири «прибил» его черными в 12-м туре. 

Фабиано не слишком-то говорливый и после побед, тут и вовсе притих. Да о чем говорить, когда по всему было видно, что это «не его цикл». Виноват ли в том осадок после матча с Магнусом или годовой перерыв в выступлениях, который явно никому не пошел на пользу, американец находится в какой-то поре переосмысления. Вроде бы, его позицию – второго игрока мира – никто не подвергает сомнению, при этом она, особенно в последнее время, ничем кроме содержания партий и способности победить любого не подтверждается…

В такого рода психологическую ловушку в конце 1990-х попал Ананд, вес которого в мире никто не подвергал сомнению, но при этом он не испытывал никакого удовольствия как от игры, так и от собственных результатов. Фаби нужна новая мотивация, заряд энергии.

Максим Вашье-Лаграв. Главное – не сойти с ума!

По ходу второго круга Вашье-Лаграв испытал как крах, так и возрождение... Безусловно, он «провалил миссию», но неожиданно оказался на финише вторым, перепрыгнув через потерявших мотивацию Гири и Каруану. Вот уж кого натурально свела с ума пандемия и формальное лидерство в турнире, мечты о матче на первенство мира с Карлсеном – так что французу «потребовалось» лишить всего этого, чтобы вернуться к самому себе.

В течение года Максим выслушал столько насмешек на свой счет по поводу игры в дебюте – все это время он играл бог знает что, – но в итоге не извлек из этого ничего. Каруана так припечатал его в первом же после рестарта 8-м туре, что комментаторы сами удивились, как можно было воспринимать его перспективы на победу в этом турнире всерьез?!

Вашье-Лаграв еще мог «вернуться», выиграй он в 10-м туре у Гири: «У меня была просто отличная позиция, но я так и не смог использовать ее по максимуму», – заметил он после партии. В случае победы он убирал с пути конкурента, опережал Каруану и всего на пол-очка отставал бы от Непомнящего, имея над ним перевес в случае равенства очков. Но… француз выпустил голландца, и совершенно потерял мотивацию, что тут же привело его к безобразному поражению от Грищука. В какой-то момент он просто бросил весла.

Две его победы на финише «спасли лицо» француза, но вряд ли – его перспективы когда-нибудь сыграть, тем более – выиграть, матч на первенство мира. МВЛ столько лет пытался попасть в этот турнир, в 2017 году он был едва ли не лучшим игроком мира, – и вполне мог бы побороться, но… уступил в драматическом полуфинале Кубка мира Ароняну, и остался за бортом турнира претендентов. Вашье-Лаграв смог, не иначе как чудом, попасть в него со второй попытки, – и что в итоге? 

Кажется, он столкнулся с той же проблемой, что когда-то Иванчук и Аронян. Максим мог сыграть в нем много лучше, если бы… не знал, что это – турнир претендентов! И в первом круге, который француз играл практически «с листа» и не грузил себя мыслями о вечном, он выглядел гораздо лучше, чем во втором, начав его, минуточку, на первой позиции. Что, собственно, и требовалось доказать... Известно, что одни, поднимаясь все выше и выше, начинают чувствовать дополнительную уверенность, сами себя подпитывают энергией, и становятся только сильнее. Другие, увы, наоборот. Первые – чемпионы, вторые – нет. 

Александр Грищук. Акела снова промахнулся…

По поводу выступления Грищука можно сказать много и хорошего и плохого, но… каждый раз в претендентском цикле от него ждут больше, чем он показывает на самом деле.

Александр не любит супертурниры, считая их пустым времяпрепровождением, в то время как борьбу на первенство мира он ставит в абсолют, намного выше всего остального. Но… его собственные успехи на этом поприще, к сожалению, все бледнее год от года. В 2000-м в Нью-Дели Грищук, которому было всего 16 лет, дошел до полуфинала в «нокауте» ФИДЕ, в 2011-м – играл в финальном матче претендентов с Гельфандом. Но в круговом формате у него совсем не складывается – закончил на последнем месте чемпионат-2007, три раза не мог пробиться в турнир претендентов, а пробившись в него в 2018-м, стал шестым.

Не стал исключением этот турнир. После семи ничьих первого круга Грищук имел равные шансы с Каруаной и Гири, и взял с места в карьер, попытавшись выиграть у Алексеенко. В какой-то момент Саша потерял объективность, перегнул палку, и… на этом его очередная претендентская кампания, по сути, и закончилась. Он прилично смотрелся во всех шести оставшихся партиях, но к борьбе за первое место все это уже не имело отношения. Разве что именно он нанес ключевое поражение Гири, – и «оформил» победу Непомнящего. 

Дин Лижэнь, Кирилл Алексеенко, Ван Хао

Дин Лижэнь под занавес выбился даже в «полтинник», но это стало для него не более чем моральной компенсацией за потерянное время… Пожалуй, турнир претендентов кончился для него еще до первого тура, когда ему пришлось в Подмосковье в полном одиночестве и без понимания, что будет дальше, отбывать двухнедельный карантин. Он прежнего игрока №3 в мире тогда не осталось ничего. Ближе к финишу он начал набирать обороты, но… не более того. В свою прежнюю силу он сыграл, наверное, лишь одну партию – с Каруаной, в 10-м туре, и тем самым внес довольно весомый вклад в итоговое распределение мест. 

Что будет дальше с Дин Лижэнем, покажет время… Очевидно, что пандемия сказалась на китайских игроках сильнее, чем на ком-либо другом, – и смогут ли они вскоре вернуться к активной практике, то есть будут ли их звать в крупные турниры, – пока что неизвестно. 

А вот для Ван Хао турнир, если верить его собственным словам, стал последним.

На пресс-коференции после 14-го тура он сообщил, что «профессиональные шахматы для меня закончились, я больше не смогу заниматься тем, что приносит столько стресса…» Во втором круге он смог сделать только три ничьи. Началось все с поражения от Гири – в 9-м туре, а потом его добила партия с Непомнящим. Он сдался тогда в вполне еще защитимой позиции, сказав, что не может больше этого выносить. Фактически подписал приговор.

А привели в исполнение его Каруана и Вашье-Лаграв, вконец добив 31-летнего парня… Не сказать, чтобы Ван Хао был особенно востребован в шахматной элите, за последние семь лет он не сыграл ни одного супертурнира и вылетел даже из сборной Китая, за которую на протяжение четырех лет играл на 1-й доске. Он вернулся в дело только благодаря задумке ФИДЕ разыграть одно из мест в претенденты в большой швейцарке. Но… чтобы вот так, на официальной пресс-коференции, не остыв еще от баталий, заявить об уходе?! Видимо там у него внутри что-то поломалось, – и терпеть эти унижения китаец больше не хотел.

Наконец, Алексеенко. Формальным поводом для приглашение Кирилла в состав стало его третье в той же самой швейцарке ФИДЕ на острове Мэн и российское гражданство. 

Для него этот опыт был совершенно неожиданным и… таким стрессом как для Ван Хао не стал. В определенной степени, ему было играть легче, чем любому из семи участников. От него никто ничего не ждал. Любой положительный результат был бы как праздник, провал же не воспринимался как трагедия. Петербуржец выглядел достойно и в том году, в этом – одержал две победы, и даже ушел с последнего места, хоть и благодаря китайцам…

Единственное, за что Алексеенко получил нагоняй, так это за партию с Непомнящим. Она, проигранная в 30 ходов, занозой сидела в памяти всех наблюдателей, особенно еще «на контрасте» с ничьей против Каруаны, в которую он вцепился буквально зубами, – и выбил из гонки главного на тот момент конкурента Яна… Сам Кирилл после нее посыпал голову пеплом, оправдываясь: «Сыграл ужасно. Не вспомнил дебют, после чего стал делать ходы один хуже другого!» Но… нужно быть крупным конспирологом, чтобы рассмотреть в этом сочетании результатов какой-то «русский заговор». Непомнящий в нем не нуждался.

В сухом остатке…

Как сказал в 1985-м президент ФИДЕ Кампоманес, останавливая первый матч Карпова с Каспаровым, «особые ситуации требуют особенных решений». Этот турнир претендентов со всех точек зрения стал особенным, уникальным в истории… Остается надеяться только на то, второго такого в истории шахмат больше не будет, а победитель, Ян Непомнящий, в ноябре этого года сыграет «самый обыкновенный» матч за звание чемпиона мира.

Фото: официальный сайт турнира претендентов ФИДЕ 2020/21 – https://candidates-2020.com