android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Гребной слалом

Каналы гребного слалома. На практике

О необычных каналах, о том, что у них внутри и как на собственном опыте ощущается сила их характера рассказывают Президент Санкт-Петербургской федерации гребного слалома Максим Мильков, Чемпионка России Марта Харитонова и семикратный победитель Первенств СССР, тренер Сергей Евдокимович Герций.

"У каждого канала есть свой характер", - говорит Александр Васильевич Иванов, старший тренер нашей сборной. Это правда, слаломный канал - не беговая дорожка. Вода - живая, пульсирующая субстанция, и к любому каналу нужно искать персональный подход. Твой успех в общении с ним зависит от того, насколько ты сам внимателен и податлив. А также - насколько осведомлен об условиях движения потока.

 

МАКСИМ МИЛЬКОВ, Президент Санкт-Петербургской федерации гребного слалома.

Максим Мильков Максим Мильков

Максим, что чаще всего лежит на дне искусственных каналов? Помню препятствия, образованные плитами и автомобильными покрышками. Что еще бывает?

Покрышки я видел только в Праге, но сейчас их там нет. После реконструкции их заменили на разборные пластиковые блоки.

Troja White Water Course Troja White Water Course

                                      Troja Slalomový Kanál, Прага

В качестве препятствий может быть использовано все что угодно. Если речь о канале - "облагороженной" реке, - то это и камни, и бетон, и деревянные конструкции. На полностью искусственных каналах обычно: бетон, съемные пластмассовые блоки, габионы (металлические сетчатые мешки, набитые камнями).

Слаломный канал в Абу Даби Слаломный канал в Абу Даби

                                                Слаломный канал в Абу Даби

        Слаломный канал в Абу Даби

В Аугсбурге (Германия), например, бетонный канал. Фишка этого канала в том, что там за счет бетонного русла сглаженной формы вода не тормозится нигде, и струя не разбивается, а закручивается. Когда просто ставишь на пути струи стенку (все равно из чего) - такого не получится.

Яркий пример - Окуловка. Практически нет крутящих суводей*. Потому что вода бьется в гряды камней и "вязнет" в них. Часть протекает сквозь гряды, другая - тормозится и сваливается дальше, набирая скорость вновь.

В Праге не так?

Прага - классический прямой канал с препятствиями «ступеньками».

Troja White Water Course

                                             Troja Slalomový Kanál, Прага

Там есть крученые суводи, но в основном они создаются за счет мощности. Может быть сейчас, после реконструкции будет иначе.

Eiskanal в Аугсбурге, канал в городе Липтовский Микулаш (Словакия), а также так называемые "детские" - Новый Сонч (Польша) и Минск - эти каналы по сухому выглядят, как бобслейная трасса. Условно их можно назвать «турбулентными».

канал в г. Липтовский Микулаш

                                       Слаломный канал, Liptovský Mikuláš, Словакия

А Прага, Краков и им подобные напоминают лестницу.

слаломный канал в Кракове слаломный канал в Кракове

                                              Слаломный канал в Кракове, Польша

слаломный канал в Кракове слаломный канал в Кракове

Соответственно, в «турбулентных» каналах очень интересные, техничные суводи, бочки*. А в «лестничных» - ровные, протяженные валы* и бочки.

Бобслейная трасса - значит,  гладкое русло?

Бобслейная - конечно. Боб же вниз катится, ни во что не утыкаясь. Ты же можешь протанцевать угол поворотом с остановкой и сменой линии движения на 90 градусов, а можешь протанцевать тот же угол по дуге без остановок. То же самое с водой. Такое движение образуется благодаря препятствиям подобранной выпукло-вогнутой формы. Есть и ступеньки, и камни, и выемки, и «гряды», только они  «заглаженные».

Eiskanal. Аугсбург, Германия

                                             Eiskanal. Аугсбург, Германия

Какой перепад воды должен быть, чтобы вода сохраняла необходимую скорость?

Упрощенно считается, что для тренировочного канала достаточно уклона 1-1.5% (1-1.5м падения на 100м длины). Соревновательный - около 2-3%. При этом уклон "выбирается" неравномерно по длине канала. Разгонный участок и финишный ~0.5-1%, основной, соответственно, до 4%. Но уже при 2% можно сделать очень приличный канал.

Кстати, скорость и структура воды зависят не только от перепада, но и от типа препятствий/русла.  В «ступенчатом» суводь - это просто вода с меньшей скоростью (или стоячая). Потому что струя бьется в стенку, которая ее останавливает. А в «турбулентном» - вода втекает в суводь, и, не сильно теряя в скорости, протекает по суводи в обратном направлении, затем уходит дальше. Потому что стенки не останавливают воду, а меняют направление ее движения. Суводи поэтому сильно тянущие, как воронки.

                   на 13 ой секунде это отлично видно

«Турбулентный» канал дает конструктору запас по скорости воды, с помощью которого можно получить интересные структуры. И такие структуры получаются на века.

На территории России существуют «турбулентные» каналы?

Пока нет, но во времена СССР существовал - в Минске. Он и сейчас открыт для тренировок и соревнований. Очень интересный канал, он построен по мотивам Аугсбургского, с расходом воды всего 4-5м3.  Его можно перепрыгнуть с разбега во многих местах, протяженность 500 метров. По уровню сложности препятствий он даст фору многим современным каналам. Это первый и единственный слаломный канал в СССР.   

Минский слаломный канал

                                         Слаломный канал в Минске

Какой расход в Аугсбурге?

В Аугсбурге средний: 10 - 12 м3/сек. Окуловка - комфортный режим: от 12 до 25, примерно.

Фотопроект Максима Милькова: Канал в Кракове с водой и без нее. В июне 2013 года на этом курсе будет проводиться Чемпионат Европы.

 

МАРТА ХАРИТОНОВА, финалистка Олимпийских Игр в Лондоне, действующая Чемпионка России в классе К1Ж.

Марта Харитонова Марта Харитонова

Скажите, какая должна быть минимальная ширина канала?

Главное, чтобы лодка проходила поперек, и еще оставался задел. Единого стандарта для ширины канала нет. В Праге, например, канал достаточно узкий, в Лондоне – более комфортный, в Пекине неплохой. В Бразилии к следующей Олимпиаде будут строить новый канал. Но даже тот, что есть сейчас, очень подходит. В Аугсбурге канал узкий, а с плотины идет очень большой поток воды. Поэтому образуется сильная пульсация.

Это неудобно?

Привыкли, конечно. Самая пульсирующая вода, пожалуй, в Кракове и в Аугсбурге.

Поведение воды, вообще, зависит от формы русла?

Я думаю, что да - архитекторы это учитывают. Меняют препятствия так, чтобы вода не особо гуляла, контролируют.

Например, если после слива* сделать вправо и влево широкую «ванну» **, как в Лондоне, то вода растекается. И в суводи после слива становится мелковато - лодку сильно не притопить.*** К тому же, вода там пульсирует, это не очень удобно. Получается, что из спокойной воды в струю лодку нужно выталкивать, инерция теряется. И ощущение такое, будто в горку лезешь.

А если канал прямой, как в Праге, то там и в струе, и в суводи относительно одинаковая глубина. Или в Аугсбурге - узко, поэтому перепадов нет. Там проще.

Стандартные формы русла существуют?

Нет, как хочешь, так и лепи канал. Более бюджетный вариант: когда русло расположено по кругу. Такие каналы занимают меньшие площади, нужно строить меньше трибун, гонщик хорошо виден в любой момент движения со всех точек. И для телекамер удобно. А если русло извивается, сколько камер нужно - для каждого поворота!

В Аугсбурге, например, канал змеевидной формы.  Там всю дистанцию с одного места не просмотришь, приходится бежать. Плюс рекламой завешивают. А в Лондоне от старта до финиша все видно. Поэтому соревнования получаются более зрелищные.

Lee Valley White Water Centre

                            Lee Valley White Water Centre, Лондон

Самый необычный канал, на Ваш взгляд?..

...находится в Афинах, он очень интересно построен. Турбины качают воду наверх из озера, заливают ее в чашу, на которой расположен мост. Начальная часть дистанции находится как раз на этом мосту. А финиш - почти под ним. Получается такая петелька - финиш почти под стартом, а после финиша русло канала уходит дальше под мост. Этот канал уникален также тем, что в нем используется соленая вода вместо пресной. Сама конструкция очень красивая, величественная. Греки до сих пор не знают, как содержать такую громадину. 

Heleniko White Water Stadium, Афины

                      Heleniko White Water Stadium, Афины

А канал, где Вам не особенно удобно тренироваться?

В Лейпциге мне не очень нравится. Препятствия так расположены, что тяжело выходить из суводей. Хотя я там мало тренировалась, может, просто, не привыкла. В Кракове вода очень пульсирует: либо приходится чрезмерно гнать, либо каждое препятствие аккуратно выписывать, а на это времени нет. О пульсации лучше спросите у моего тренера, Сергея Евдокимовича. Он сам участвовал в строительстве каналов, может много интересного рассказать.

Спасибо, обязательно спросим. Я знаю, что многие спортсмены и туристы, живущие на северо-западе, тренируются на бурной воде в Лосево****. Большая разница в ощущениях между широким Лосевским руслом и искусственным каналом?

Если Молменти (Daniele Molmenti, Италия – Олимпийский Чемпион, К1М) приедет на соревнования в Лосево, то Чигидин (известный питерский каякер и производитель лодок) у него выиграет. Мы привыкли к  большой воде, мы ее чувствуем. Это очень важно, к какой воде ты привык.

 Лосевская протока, Ленинградская область

                           Лосевская протока, Ленинградская область

Daniele Molmenti   Александр Чгидин

                                  Daniele Molmenti                                       Александр Чигидин

 

Рассказ семикратного победителя Первенств СССР, тренера Сергея Евдокимовича Герция читайте в третьей части поста о каналах.

 

Слаломные каналы на карте Европы, с фотографиями: http://www.skhubertus.com/mapy_slalom.htm                      

 *значение слов «суводь», «бочка», «вал» и «слив» узнайте в предыдущей статье

** "Ванной" условно называют расширенное место в канале, которому, как правило, предшествует слив. За счет расширения в "ванне" образуются большие суводи с противотоком.

*** Корму «притапливают» для того, чтобы приподнять нос лодки. Так она легче и быстрее вращается. Подобный маневр особенно важен при взятии ворот обратного хода. В суводи после слива  обратные ворота можно встретить достаточно часто.

****Лосевский порог – ближайший к Санкт-Петербургу участок бурной воды с препятствиями 2-3 (в зависимости от уровня воды) категории сложности. Ширина русла: ~70-75 м, длина : ~900м, расход воды: 300-600 м3/сек, скорость течения: 6-9 м/сек Подробнее о Лосевском пороге: http://www.kiviniemi.ru/baserafting/o_losevo

Автор
  • kahrama

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы