7 мин.

Победный старт Ферстаппена – шедевр расчета, но половина успеха – ошибка Боттаса. Хэмилтон и «Мерседес» удивлены его пассивностью

Момент, определивший Гран-при Мехико.

Макс Ферстаппен все-таки забрал полновесные 25 очков за Гран-при Мехико – даже после неудачной квалификации и старта со второго ряда за «Мерседесами» реализовал сильные стороны «Ред Булл» в поворотах, блестяще разложил ресурс покрышек на дистанции и (по доброй традиции 2021-го) доехал до финиша без единой ошибки. Не помешала даже жаркая мексиканская погода, испортившая лидеру чемпионата субботнюю перестрелку быстрейшими кругами с Хэмилтоном и Боттасом – длинные отрезки помогли Максу «включить» резину и оторваться достаточно, чтобы «Мерседесы» не достали его на длинной прямой.

«Мерседес» внезапно полетел на любимой трассе «Ред Булл». Из-за перенастройки мотора и резкого скачка температуры асфальта

Однако шансов для реализации сильных сторон RB16B просто не возникло, если бы не победа на броске к первому повороту – Макс мог уткнуться в серебристо-черного соперника и просто перегревал бы покрышки без шанса на обгон (слишком уж велика была разница в скоростях на прямой). Так что первые 800 метров до точки торможения фактически решили исход заезда – и Ферстаппен провел их гроссмейстерски.

«Мы неплохо поборолись три в ряд, и все просто зависело от того, кто позднее затормозит», – просто заключил №33 после финиша.

А в «Мерседесе» не восхищались мастерством Макса – больше удивлялись пассивности стартовавшего с поула Боттаса.

«Я представлял старт по-другому, – объяснил Хэмилтон. – Если бы Валттери начал лучше, я бы попытался поймать его слипстрим. Но в итоге я оказался рядом с ним – тоже неплохо.

Потом я прикрывал свою сторону трассы, чтобы никто не атаковал по внутренней траектории. Пытался удержать позади Переса и думал, что Валттери будет делать то же самое с Ферстаппеном. Но он просто открыл ему калитку! Ферстаппен выбрал отличный момент для торможения и обогнал нас. А я был на грязной части стороне и ничего не смог поделать».

«В этих болидах не очень хорошо видно в зеркалах, что позади, но, думаю, если бы Валттери и Льюис оказались левее, Макс бы их не обогнал. Они бы заблокировали его, – согласился и шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – Такое не должно происходить! У нас две машины в первом ряду, а мы открыли Максу все».

«Макс воспользовался шансом на старте – ему оставили место, и этот момент решил всю гонку», – подтвердил и шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер.

Что же все-таки случилось на старте: Макс его выиграл или «Мерседес» – проиграл?

Прежде всего разберемся с фантастически поздним торможением Ферстаппена в первом повороте – казалось, оно и подарило №33 первую позицию, да и выглядело весьма эффектно.

Три машины в ряд, кто кого перетормозит – все просто? Не совсем: ведь речь же не о дрэг-рэйсинге. Замедляются обычно для правильного проезда следующего поворота – и вот здесь как раз и заключается суть момента.

Для сохранения максимальной скорости в вираже в него нужно входить как можно шире – как бы «спрямить» – и тогда на педаль можно давить короче и позже, ведь угол поворота руля все равно окажется меньше, шины переварят большую скорость и болид легко пролетит нужный отрезок.

И чем ближе ты ко внутренней стороне – тем раньше и сильнее нужно замедляться: потому что последующая траектория в вираже оказывается все острее, предполагаемое движение руля – все сильнее, а значит, и покрышкам требуется переварить больше боковых перегрузок и энергии на замедлении. И, конечно, скорость на апексе и на выходе из виража окажется намного ниже, чем при въезде максимально широко – ведь придется сильнее сбрасывать и позже разгоняться.

Макс как раз и выехал на самую широкую траекторию – потому и тормозил позже (и меньше).

И тут же улетел от конкурентов в следующей связке. Никакой магии или сверхскилла – просто учебник.

И да, позиция Хэмилтона оказалась самой невыгодной, но Льюис однозначно победил Боттаса по выбору момента торможения для сохранения достаточной скорости, чтобы въехать в поворот первым. Валттери старт слил.

Правда, драма в зоне замедления – уже фактически развязка момента, вызванного ошибками второго пилота «Мерседеса» на первых метрах.

То есть сперва Боттас верно выбрал позицию для машины: выехал не слишком широко, чтобы не пускать Макса вовнутрь, но и не слишком узко, чтобы не сдерживать Хэмилтона.

Теперь Макс подхватил слипстрим и здорово ускорился – и, как видите, деться ему пока некуда: Валттери и Льюис надежно перекрывают любые ходы.

Обычно пилоты в таких «коробочках» в итоге сбрасывают скорость, теряют момент и еще и проигрывают позицию-другую к первому повороту.

Если только не случается внезапного вроде маневра Боттаса – он слегка отрулил в сторону Льюиса, сдвигая того как можно сильнее вовнутрь – и полностью открыл внешнюю для Макса!

И Ферстаппен, естественно, воспользовался бустом от слипстрима и тут же поравнялся с финном – теперь даже выдавить лидера «Ред Булл» без нарушения правил больше нельзя.

Уже в этот момент исход схватки в первом повороте был немного предсказуем (если бы только Макс не ударил бы по тормозам сильно раньше обычного).

Причем действия Боттаса явно были намеренными – вот такими вот мельчайшими подруливаниями в сторону Хэмилтона на первой половине прямой.

Зачем же Валттери это делал? Кажется, он не увидел в Ферстаппене реального соперника в схватке за лидерство на первых метрах, и потому решил сперва оттеснить Льюиса на менее выгодную траекторию (не сработало, ага). Скорее всего, №77 потом планировал-таки спокойно сдвинуться на внешнюю – но упустил момент: Макс моментально ухватил шанс вырулить влево. Именно потому и опередил «Мерседесы» даже после проигранного срыва с места – Льюис оказался на 0,03 секунды быстрее и по времени реакции, и по скорости достижения 200 км/ч (видно по замерам на скринах – 0,31 с против 0,34 с по срыву и 4,97 с против 5,00 с по разгону).

Однако даже ошибка Валттери никак не уменьшает крутость маневра Макса – все-таки мастерство во многом и заключается в способности вовремя заметить промашки соперника, правильно воспользоваться ими и выжать из них максимум.

Можно сказать, №33 выиграл гонку именно вот в этот момент – считал намерения Боттаса и провернул неотразимый маневр. Заметить его в зеркалах было практически невозможно, вовремя отреагировать без крэша – абсолютно нереально, такое надо только предугадывать (как в шахматах).

И №77, очевидно, так не умеет – потому даже босс собственной команды при сравнении с Хэмилтоном называет феноменом Льюиса и отказывает в том же титуле Валттери.

Ферстаппен сделал все в точности как надо – и уехал из Мехико с преимуществом в 19 очков. До конца чемпионата всего 4 этапа, но два из них – на новых трассах в Саудовской Аравии и Катаре. Похоже, судьбу титула решит именно минимизация ошибок на них – и пока Макс справляется лучше.

Ферстаппен выиграл Гран-при Мексики и оторвался от Хэмилтона. Перес – на подиуме в домашней гонке

Вау, Ферстаппен рулит стратегией «Ред Булл» прямо по радио из машины. Комментатор (бывший пилот «Ф-1») восхищен

Юниор «Ред Булл» невольно испортил квалу Ферстаппену вылетом с трека. А ведь его протащили в финал для помощи напарнику