13 мин.

Самая дикая история лета. «Марсель» выгоняет Рабьо после драки с одноклубником

15 августа «Марсель» проиграл «Ренну» 0:1 в первом туре Лиги 1, хотя 60 минут провел в большинстве (и единственный мяч пропустил уже в неравных составах). Ужасный старт, но дальше хуже: в раздевалке «Марселя» вспыхнула драка, Адриен Рабьо против Джонатана Роу. 

«Марсель» выставил обоих на продажу. Роу мог уйти и так, а вот Рабьо – один из лучших игроков «Марселя» в прошлом сезоне, крайне важный футболист для системы Роберто Де Дзерби. 

Вот что нужно знать про скандал.

Что привело к драке, которая шла почти 10 минут

Версия L’Equipe, главного спортивного издания Франции.

Первым загорелся вратарь Херонимо Рульи. Он отчитал нескольких партнеров еще на поле и продолжил в раздевалке. Там направил гнев на Роу – критиковал за отсутствие самоотдачи.

Затем о слабой игре команды заговорили лидеры «Марселя» – Леонардо Балерди, Пьер-Эмиль Хейбьерг, Адриен Рабьо. Рабьо указал на поведение некоторых партнеров, Роу почувствовал себя уязвленным и резко ответил, после чего Рабьо подлетел к нему и схватил за футболку. Роберто Де Дзерби при поддержке спортивного директора Медхи Бенатии восстановил спокойствие.

«Если Адриен что-то тебе высказывает, он делает это, чтобы помочь или чтобы напасть?» – вопрос от Де Дзерби для Роу. Джонатан ответил: «Чтобы помочь». Де Дзерби продолжил: «В раздевалке у всех большие яйца. Но их нужно показывать на поле, а не здесь. Мы можем говорить спокойнее и корректнее, без «сучьих детей».

Сразу случилась еще одна неприятность: 17-летний Дарриль Бакола, вышедший на замену на 86-й минуте, почувствовал слабость. Из-за риска потери сознания «Марсель» вызвал медицинскую помощь. Тогда вся команда направилась к клубному автобусу. 

Роу решил вернуться, чтобы уточнить состояние Дарриля. Однако – сюрприз-сюрприз – в пустой раздевалке был только Рабьо. Джонатан набросился на Адриена, началась настоящая драка, снова вмешался Бенатия, которому в этот раз понадобилось гораздо больше сил, чтобы остановить конфликт.

Журналист Ромен Молина, у которого микрофоны и петлички есть, кажется, на любом квадратном метре во Франции, рассказал свою версию – схожую, но лаконичную: «Рульи на испанском раскритиковал команду за неспособность учиться на ошибках прошлого, матом выругался на Роу. Пришедший Рабьо вмешался и попытался успокоить ситуацию, Роу не успокоился и начал конфликт с Адриеном. Рабьо ударил Роу первым. Это была не просто драка в раздевалке, а бой с двумя раундами общей продолжительностью до 10 минут. Настоящий уличный бой».

18 августа «Марсель» временно отстранил Рабьо и Роу от тренировок на неопределенный срок.

19 августа «Марсель» опубликовал заявление: Рабьо и Роу выставлены на трансфер. Причина – неприемлемое поведение в раздевалке после матча с «Ренном». Решение согласовано менеджментом «Марселя» и продиктовано правилами поведения внутри клуба.

Позиция «Марселя»: Рабьо и Роу не извинились за драку – вот почему настолько жесткое наказание

Роберто Де Дзерби считает, что Рабьо предал его, когда полез драться. Тренер быстро задумался об уходе Адриена: «Если на рабочем месте двое сотрудников бьют друг друга, как в английском пабе, а партнер по команде лежит на полу, потеряв сознание, что должен сделать работодатель во Франции? Два решения: отстранение или увольнение. Драка, которую разнимают охранники, – я в первый раз такое увидел. Я сам вырос на улице, привык к подобным вещам. Но когда охранники вынуждены нас защищать...»

Президент «Марселя» Пабло Лонгория тоже в шоке: «Нам пришлось принять решение после события, выходящего за рамки приемлемого как в футбольном клубе, так и в любой другой организации. Это решение защищает наш клуб. Де Дзерби тренирует уже 13 лет, Медхи Бенатия в футболе высшего уровня 22 года, я начал заниматься профессиональным футболом 20 лет назад. У нас троих достаточно опыта, чтобы сказать, что мы никогда не видели ничего подобного в раздевалке.

Думаете, я рад оказаться в такой ситуации с одним из лучших игроков прошлого сезона, которого ставил в пример остальным? Наш клуб страдает от этой ситуации. Мы стали жертвами насилия, что совершенно неслыханно в мире футбола».

Cпортдир Медхи Бенатия в интервью RMC Sport был красноречивее. Вот главное (а перевод всего выступления читайте в замечательном телеграм-канале про «Марсель»):

● «Это был спор в раздевалке, затем физический контакт, физическая агрессия. Драка, самая настоящая драка. В футбольной раздевалке, по крайней мере, у нас в «Марселе», это недопустимый, прискорбный поступок».

● «Мы надеялись, что два выходных дня, которые дали команде, позволят игрокам немного поразмыслить над произошедшем, попросить прощения у клуба, у тренера – прежде всего за тот образ случившегося, что создан в прессе, и за то, что нам всем пришлось пережить за 48 часов. Ни в субботу, ни в воскресенье никаких извинений не последовало. Поэтому в отношении игроков приняты санкции».

● «Люди могут совершать ошибки. Но в данном случае ошибка слишком серьезна. Я видел лица других игроков, они шокированы. Следующие три дня мне названивали агенты, которым игроки признавались, что никогда не видели ничего подобного. Иногда необходимо принимать решения, которые ослабят вас в спортивном плане, но усилят как коллектив, как команду, как организацию»;

Де Дзерби был потрясен. Мы держались на связи все выходные, разговаривали до трех-четырех часов ночи: «Почему так, Медхи? Откуда такая ярость? Почему они подрались? Они же не просто хватали друг друга за воротник, нет-нет».

● «5 августа была очень важная встреча с председателем совета директоров в присутствии всех игроков. Посыл: «Ребята, второе место и квалификация в Лигу чемпионов – это хорошо, но это в прошлом. Возвращаемся к серьезным делам». Как это бывает, особенно в «Марселе»: ты чувствуешь, что спас клуб, попав в ЛЧ, это что-то необыкновенное. Как только чего-то добился здесь, чувствуешь власть. Но мы – я, Пабло Лонгория, Роберто Де Дзерби, наш большой босс, владелец клуба Фрэнк Маккорт – не позволим так думать.

Мы ввели обязательные частые медосмотры. Объяснили: «Ребята, это для вашего блага. Мы хотим совершенствоваться каждый год, хотим поднимать уровень каждый год, хотим улучшать питание, сон, уход за собой. С ЛЧ у нас будет не 34 матча, а больше. Единственный раз в прошлом сезоне, когда у вас было три игры за неделю, закончился шестью травмами».

Я играл в «Баварии» и «Ювентусе» и никогда не спорил с тем, что предлагает клуб. Наоборот, был счастлив играть там, где все структурировано. А у нас в течение последнего месяца были жалобы: «Да, это полезно, но слишком много забот, слишком многое нам навязывают».

Мы установили новую систему штрафов, и за последний месяц штрафов было много, но семь-восемь игроков их игнорировали. Мы потребовали, чтобы все штрафы выплатили капитану Леонардо Балерди перед выездом к «Ренну», но этого не было сделано».

● «Я никогда не забуду, на какие жертвы пошел Рабьо, чтобы играть за «Марсель». Этим летом он получал предложения, но даже не рассматривал их. Мы предложили ему новый трехлетний контракт, один из лучших в клубе. Мы не можем сильнее показать нашу любовь. И происходит такое… Такое нельзя игнорировать. Даже единичный поступок».

● На вопрос, может ли Рабьо загладить вину извинениями, Бенатия ответил: «Нет, нет, мы не говорим об этом, мы приняли решение. Даже адвокат Рабьо сказал четко, что они принимают свое место в списке трансферов. Мы можем договориться, можем не договориться, пока нет причин менять решение».

Позиция Рабьо: сомнение, что его убирают только из-за драки

Адвокат Рабьо Ромуальд Палао в эфире RMC сказал следующее: «Что случилось? Лучше узнавать у клуба. Думаю, в ближайшие дни или недели появятся конкретные доказательства в пользу той или иной теории. У нашей стороны есть сомнения в том, что говорит клуб. Когда вы хотите утопить собаку, вы уверяете всех, что у нее бешенство.

Что произошло в раздевалке, остается в раздевалке. Но когда клуб говорит, что поведение игрока изменилось на предсезонке, – это ложь

Они используют ситуацию после матча с «Ренном», чтобы убрать Адриена. Зачем? Я не знаю. Спросите «Марсель». У нас с клубом более чем теплые отношения, у семьи Рабьо тоже более чем теплые отношения с клубом. Произошедшее абсолютно непонятно».

Мать Адриена и его агент, Вероник Рабьо, всех разносит в фирменном стиле: «Я изначально не хотела, чтобы мой сын подписывал контракт с «Марселем», это он настоял. Будь моя воля, Адриен никогда не оказался бы в «Марселе».

Адриен не злится, но очень разочарован. Де Дзерби говорит о предательстве, но это «Марсель» предал нас. Как можно так обращаться с Адриеном после тех жертв, на которые он пошел, чтобы приехать сюда? Перед кем ему извиняться? Перед Роу? Перед клубом? Вы правда верите в слова про уважение к клубу? В прошлом сезоне президент перед камерами плакал о коррупции, а Бенатия был отстранен из-за своего поведения. И это Адриен не уважает «Марсель»? Со мной отказываются разговаривать. Лонгория и Бенатия находятся не на своем месте, они не подходят для этих должностей, их поглотило непомерное эго.

Такого игрока, как Адриен, нельзя выгнать из команды из-за ссоры в раздевалке. В мире футбола все лгут. И в мире футбола все упирается в деньги. Когда вы не знаете, что происходит, это вопрос стоящих на кону денег».

Анализ ситуации: что смущает в позиции «Марселя»

Есть пара вещей, к которым можно прикопаться. 

Первая связана с контрактной ситуацией Рабьо. В сентябре 2024-го Адриен подписал контракт с клубом на два года в статусе свободного агента. Договорились, что если «Марсель» не попадет в ЛЧ, Рабьо сможет уйти (за небольшие деньги или даже бесплатно). Но все сложилось хорошо: «Марсель» попал в ЛЧ, Рабьо был одним из лучших игроков. На мой взгляд, вовсе лучшим. Он шикарно интерпретировал пространство.

Этим летом «Марсель» захотел продлить контракт с Рабьо на три года. Адриен не спешил с решением. 

«Марсель» мог использовать драку как легитимную причину выставить Рабьо на трансфер, чтобы подзаработать сейчас, а не отпускать через год свободным агентом. Ценник – 15 млн евро. Нехило за 30-летнего игрока, тем более после случившегося. Но Рабьо правда в хорошей форме, так что «Марсель» может рассчитывать на предложения.

Бенатия, естественно, опровергает конспирологию: «Не знаю, что на это ответить. Уже 2,5 месяца на столе Рабьо лежит предложение с деньгами, которые вряд ли кто-то зарабатывал в клубе. Справедливое предложение, учитывая, что Адриен на вершине проекта. И за 10 дней до закрытия трансферного окна мы решаем избавиться от Рабьо. Кого взять взамен? Кого я могу взять на рынке уровня Рабьо? Я не говорю «лучше Рабьо», потому что таких нет. Подписать Адриена – аномальная удача. Но его игра не оправдывает его проступок».

Второй нюанс: Бенатия постоянно говорит о тяжести конкретного, единичного проступка. И в то же время Бенатия много говорит не только про драку, но и про новую систему штрафов с повышенными требованиями к игрокам. Он фиксирует, что некоторые футболисты недостаточно дисциплинированы (правда, всегда уточняет, что речь не конкретно про Рабьо и Роу).

В этом можно заметить противоречие: Бенатия настаивает, что «Марсель» выставил Рабьо на трансфер только (!) из-за драки, не нужно искать других причин. И затем рассказывает о происходящем в клубе ранее, об игроках, которые слишком многое возомнили о себе, которые не платят штрафы и недостаточно выкладываются.

На самом деле все пункты выше могут быть частью одной цепочки. «Марсель» необязательно искал конкретный повод, чтобы продать Рабьо, который не продлевал контракт. Реалистичнее другое: руководители «Марселя» были напряжены из-за непродления, к тому же видели недостаток дисциплины в течение предсезонки, к тому же стали свидетелями драки. 

Все это и могло привести к решению выставить Рабьо на трансфер. Роу, напомню, могли продать и без этого инцидента. 

Кто-то вообще удивлен, что такая драка с такими последствиями случилась именно в «Марселе»?

Серьезно: если обойти всех, кто пристально следит за Лигой 1, с вопросом «В каком клубе случится драка?», большинство ответит «Марсель». 

Только за прошлый сезон:

1. Де Дзерби отказался проводить тренировку после поражения 1:3 «Реймсу». Непонимающие игроки тоже отказались тренироваться. Бенатия занял позицию Де Дзерби, после чего игроки резонно спросили, видел ли он подобное поведение тренера в «Баварии» и «Ювентусе», за которые играл.

2. Де Дзерби на пресс-конференции после поражения «Осеру» 1:3 заявил, что готов уйти из клуба без денежной компенсации. И орал на игроков: «Вы унизили меня, унизили наш клуб перед нашей публикой. У вас нет яиц!»

3. Бенатию дважды отстраняли власти французского футбола: сначала за жесткие выступления в медиа после красной карточки Балерди против «Лиона», затем за стычку с четвертым арбитром во время кубковой игры с «Лиллем».

4. Президента Лонгорию дисциплинарно наказывали за обвинения «в реальной коррупции» после красной Дереку Корнелиусу в матче с «Осером» (0:3): «Это скандал, коррупция! Я никогда не видел ничего подобного. Можете так и записать: «Пабло Лонгория говорит, что это коррупция». Все организовано, запланировано, сфальсифицировано! Можете передать судье. Это дерьмовый чемпионат. Если у «Марселя» будет предложение из Суперлиги, мы сразу же уйдем».

Посмотрите на нервный срыв Лонгории на стадионе «Осера», это ненормальное поведение президента клуба.

Де Дзерби тогда дежурно проговорил, что больше не будет тренировать во Франции.

5. Мэйсон Гринвуд и Пьер-Эмиль Хейбьерг устроили стычку на тренировке. Были инсайды, что Рабьо и Хейбьерг возмущались работой Гринвуда и Луиса Энрике (не тренера «ПСЖ» и не игрока «Зенита») на тренировках и просили Бенатию исключить этих двух из состава. Бенатия все опроверг, однако Де Дзерби реально посадил Гринвуда и Энрике в запас на несколько матчей. 

Суммируем: Де Дзерби в ярости после каждого матча, когда «Марсель» проигрывает автобусу, который не может вскрыть. Бенатия и Лонгория провозглашают антимарсельский заговор после каждого спорного судейского решения. Игроки то шокированы происходящим, как в случае с нежеланием Де Дзерби проводить тренировку, то выплескивают агрессию друг на друга.

Нездоровая атмосфера приводит к совсем диким инцидентам, как после «Ренна». Понимаю, нужно быть крайне осторожным, чтобы не путать причину со следствием, но серьезно: новость «в «Марселе» драка» не воспринимается как нечто невероятное, это ожидаемый взрыв очередной пороховой бочки.

«Марсель» может продолжать каждое лето формировать состав под тренера и рассказывать про защиту клубных ценностей, выставляя драчунов на трансфер. Но «Марсель» так плотно засел в скандальной хронике, что конфликты, оскорбления, агрессия – будто и есть главные клубные ценности.

Телеграм-канал автора, где много заметок про французский футбол

Фото: IMAGO/MATTHIEU MIRVILLE/PRESSE S, IMAGO/MATTHIEU MIRVILLE/PRESSE S, IMAGO/Sergio Ruiz / PRESSIN/Global Look Press