Трибуна
7 мин.

Считается, что в 1986-м «Макларен» взял титул хитростью. Похоже, это не так

От редакции: «Привет! Вы в блоге «Рассказы о «Формуле-1», автор которого обещает разбирать популярные гоночные мифы. Первая история – о вбросе Роном Деннисом в прессу дезинформации по шинам в преддверии финального Гран-при 1986 года, в результате чего пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл погнался за лидирующим «Маклареном» и сошел из-за взрыва покрышки. Как выяснилось, все обстояло не совсем так. Будем рады, если вы поддержите автора плюсами и интересными комментариями».

В сезоне-1986 «Уильямс» обладал не только лучшей машиной, но и, на свою голову, еще и лучшей парой пилотов. Пока Найджел Мэнселл и Нельсон Пике оспаривали, кто из них достойнее чемпионства, Ален Прост из «Макларена» стабильно набирал очки и приехал на финальный этап сезона в Аделаиду с математическими шансами на титул – он отставал от лидировавшего Мэнселла на шесть баллов. Поэтому для второго титула Алену была необходима только победа: Мэнселл и чаще побеждал, и из-за того, что в зачет шли не все результаты, шесть очков за второе место «отбрасывали» одно очко за шестое место в Германии. Пике уступал Просту один балл, но не терял бы очки в случае улучшения результата.

Тут то и произошло легендарное событие. После, как говорят, мозгового штурма в пятницу вечером Рон Деннис, Ален Прост и Кеке Росберг пустили слух, что шинники «Гудьир» привезли экспериментальную резину, одного комплекта которой с лихвой хватит на дистанцию гонки. Да еще и Кеке Росберг – второй пилот «Макларена» – убеждал перед гонкой, что ему наплевать на титул Проста, он хочет закончить свою карьеру красиво – победой. Со старта Росберг поочередно обогнал всех лидеров и умчался в закат, в «Уильямсе» во весь опор гнались следом, ориентируясь на тактику лидера, а Прост, поймавший прокол еще в первой половине гонки, пытался догнать соперников. В итоге, на последней трети дистанции с разницей в круг, как по заказу, рванули колеса на машинах Росберга и Мэнселла, Пике, увидев это, поехал в боксы за новым комплектом, а Прост спокойно выиграл гонку, а с ней и чемпионат. Позже журналисты обставили эту победу частью хитроумного стратегического плана «Макларена»…

Мысли о возможностях резины возникли не на пустом месте и не выходили из головы инженеров все две недели, что разделяли гонки в Мексике и Австралии. На автодроме имени братьев Родригес Мэнселл имел все шансы досрочно завоевать титул, но из-за чрезвычайно высокого износа резины без конца заезжал в боксы для замены шин и не набрал очков в зачет чемпионата, тогда как Герхард Бергер выиграл гонку, вообще не совершая остановок. Правда, на его «Бенеттоне» стояла резина «Пирелли», тогда как у всех фаворитов были американские «Гудьир». В условиях высокогорья, где из-за недостатка прижимной силы машины постоянно скользят, а затяжной последний поворот буквально пожирает резину, это выглядело впечатляюще. Технический директор «Уильямса» Патрик Хэд объяснял повышенный износ качеством своей машины: «У нас и до гонки в Австралии бывали проблемы с резиной. Ничего удивительного: наши моторы намного мощнее всех остальных, а шасси обладает большей прижимной силой, что не очень хорошо для задних колес». 

Перед гонкой действительно ходили разговоры о возможности проехать дистанцию без пит-стопов, и шинники из «Гудьир» не стали отрицать этого – городская трасса в Аделаиде не очень требовательна к резине. Более того, сам Ален Прост уже после победы откровенно сказал: «Если быть честным, я перед гонкой практически решился не останавливаться, если другие так же не будут этого делать, но потом решил не рисковать и придерживаться плана с остановкой в боксах». Схожие мысли были и у других участников чемпионата, а случайный прокол на 32-м круге избавил Профессора от мук выбора. 

Кеке Росберг действительно гнал во весь опор, пока на 63-м круге (из 82-х) на его «Макларен» не лопнуло колесо – для финна гонка и карьера в чемпионате оказалась завершенной. Но и без того ему вряд ли суждено было добраться до финиша – он шел в таком темпе, что почти полностью убил свои тормоза, а топливо в его баках закончилось бы задолго до финиша. Достаточно отметить, что Прост, который ехал медленнее и экономнее и начале гонки, и в конце, остановился с опустевшим баком через полкруга после финиша. 

На мостике «Уильямса» не среагировали на прокол у Росберга, да этого на первый взгляд и не требовалось: специалисты «Гудьир» в режиме реального времени диагностировали шины уже сошедших или сменивших колеса гонщиков, и не отмечали большого износа. Кеке и сам не понял, что с ним случилось: выпрыгнув из кокпита, он первым делом отправился смотреть на свой двигатель «Порше», подозревая его в отказе. Не очень это вяжется с хитроумной тактикой «Макларена». Если у Рона и был какой-то план до гонки, так это высоким темпом Росберга «загнать» технику «Уильямса». 

Но вопреки расхожему мнению и, должно быть, надеждам Денниса, «Уильямс» вообще не ориентировался на темп Росберга, а Найджел Мэнселл вел предельно осторожную гонку, не пытаясь ни за кем угнаться. Когда к нему подъезжали Росберг, Пике и Прост, он без проблем их пропускал – его устраивало и четвертое место. К тому моменту, когда на «Макларене» Росберга расслоилось правое заднее колесо, британец отставал от него больше, чем на 20 секунд.

Найджел Мэнселл промчался мимо заезда в боксы, вежливо пропустил Алена Проста, но тут и у него лопнуло заднее колесо, а сам «Биг Найдж» чудом не попал в тяжелую аварию. Пике, Стефан Йоханссон из «Феррари» и Джонни Дамфрис из «Лотуса» тут же ринулись на замену резины, испугавшись последствий от возможного прокола…

Но самое интересное произошло уже после финиша. Исследовав колеса с машин Йоханссона и Пике, шинники из «Гудьир» заключили, что резина сохранилась в достаточно хорошем состоянии, чтобы без проблем пройти еще 16 кругов, что оставались до финиша. Более того, проведенный анализ лопнувшей покрышки Мэнселла показал, что причиной взрыва послужил не износ, а усталостное разрушение корда. Найджелу просто попался бракованный комплект резины!  

Патрик Хэд: «Я не виню «Гудьир» в том, что произошло, но они (в ходе гонки) не давали нам никаких оснований думать, что нужна замена резины. Вы должны помнить, что колесо взорвалось не потому, что было изношено – обнаруженные остатки шин показали, что каркас вышел из строя из-за усталости».

Может быть, в  «Макларен» и придумали тактику, использовав Росберга, но Мэнселл и Пике проиграли титул не из-за хитроумной наживки Рона Денниса, а из-за банальной случайности. «Гудьир» вовсе не лукавили, что резина способна выдержать дистанцию гонки, что подтверждают и пилоты «Тиррелла» Филипп Стрейфф и Мартин Брандл, которые без остановок поднялись ближе к финишу на 3-е и 4-е места. И лишь небольшие неприятности не позволили кому-то из них попасть на подиум. Шанс «Уильямса» забрать титул в личном зачете улетучился вместе с паническим решением командного мостика зазвать Нельсона Пике на замену резины, тем самым подарив победу Алену Просту ...

Патрик Хэд: «Это я позвал Нельсона Пике в боксы. Если бы он остался на трассе и выиграл гонку, мы бы выглядели героями, но если бы он попал в аварию и покалечился, то мы бы оказались полнейшими идиотами. На самом деле, я благодарен Нельсону за то, что он никогда публично не критиковал нас за это решение с пит-стопом».

Фото: www.mclaren.com; twitter.com/Adelaide_GP; Gettyimages.ru/Tony Feder, G. Monro