4 мин.

Как спастись с «Титаника» и выиграть US Open

С началом сезона кинонаград вспоминаем теннисную историю одного из главных фильмов на свете.

12 апреля 1912 года пассажир первого класса «Титаника» молодой швейцарец Ричард Уильямс наслаждался великолепием 250-метровой плавучей гостиницы класса люкс, с которой сравнивали британский корабль. Уроженец Женевы жалел лишь о том, на «Титанике» не было теннисного корта. Сын успешного адвоката, Уильямс к своему 21 году был первой ракеткой Швейцарии, а в Америку плыл вместе с отцом, чтобы поступить в Гарвардский университет. Вообще, перебраться в США он планировал месяцем ранее, но заболел корью.

Первым классом на «Титанике» также путешествовал американец Карл Бэр, входивший в сборную США в Кубке Дэвиса и в 1907 году дошедший до финала «Уимблдона» в парном разряде. В Европе 26-летний Бэр, владевший скромной компанией по производству наждачной бумаги, оказался по любви: родители его возлюбленной Хелен Ньюсом не поощряли их роман, и молодые люди встречались тайком. Узнав, что Ньюсомы отправились в путешествие по Европе, Бэр последовал за ними. Обратно в Америку они все возвращались на «Титанике», и Карл с Хелен пересекались на палубе второго класса.

а

14 апреля за 20 минут до полуночи Ричард Уильямс почувствовал внезапный толчок: вонзившийся в корабль по касательной айсберг проделал в его обшивке несколько пробоин суммарной длиной около 90 м. Последующий час Ричард вместе с отцом провели, помогая людям сесть в спасательные шлюпки, в то время как бортовой оркестр отважно исполнял попурри из веселых мелодий. По дороге на палубу Уильямс-младший услышал крики запертого в каюте человека и стал ломать дверь. Пробегавший мимо стюард пригрозил ему разбирательством за порчу имущества судоходной компании. 80 с лишним лет спустя оба эти момента вошли в сценарий фильма Джеймса Кэмерона, удостоенного 11 «Оскаров», – их автор почерпнул именно из мемуаров Уильямса.

В два часа ночи Ричард, потерявший в суматохе из вида отца, прыгнул в ледяную воду, после чего ухватился за один из обломков обшивки корабля. Он провел в воде более двух часов, прежде чем его и остальных выживших подобрал лайнер «Карпатия». Врач на корабле посчитал, что обмороженные ноги Уильямса нужно ампутировать, но швейцарец наотрез отказался.

Карлу Бэру, его возлюбленной и ее семье повезло больше – всем им удалось благополучно спуститься на одной из спасательных шлюпок на воду. Историк Уолтер Лорд в книге «Ночь, которую нужно помнить» рассказывает, что Бэр до последнего отказывался спускаться с женщинами и детьми, но их шлюпке нужен был сильный человек, способный хорошо грести.

«Вместе со мной в той шлюпке сидел владелец «Титаника» Джозеф Исмей, которого оставшиеся на палубе осыпали проклятьями. Мне до сих пор кажется, что проклятья были адресованы и в мой адрес. До конца жизни мне жить с чувством вины перед теми, кто потерял кормильца», – писал в своих мемуарах Бэр.

Уильямс оказался прав, отказавшись от ампутации ног. Для улучшения кровообращения ему рекомендовали как можно больше ходить, и Ричард каждый день наматывал более 10 километров. От сильной боли в ногах избавиться ему так и не удалось, но это не помешало Уильямсу закончить Гарвард, чуть позже стать успешным инвестиционным банкиром, а в 1914-м и 1916-м выиграть US National Championships (позже ставшим US Open). «В лучшей своей форме Ричард был непобедим и выглядел даже более ослепительно, чем великолепный Билл Тилден», – напишет в своей колонке в The New York Times теннисный аналитик Элисон Данциг.

В 1916 году Уильямс стал второй ракеткой мира, в 1921 и 1926 годах приносил сборной США Кубок Дэвиса, играл в финале парного «Уимблдона»-1924 и в том же году выиграл Олимпиаду в миксте. На его успехи не повлиял даже продолжительный перерыв из-за Первой мировой войны, во время которой Уильямс был награжден Военным крестом и орденом Почетного легиона. Ричард завершил теннисную карьеру в 44 года, а в 1957-м был введен в Международный зал теннисной славы.

Бэр после той апрельской ночи тоже не забросил теннис и даже какое-то время играл в паре с Уильямсом в составе сборной, а в 1969-м вошел в Зал славы. Однако в целом на турнирах он выступал редко, сосредоточившись на юриспруденции, политике (баллотировался на пост губернатора Аляски) и семье. Бэр женился-таки на Хелен и в своих мемуарах написал, что именно любовь помогла ему спастись на «Титанике». Потомки Бэров даже верят, что именно история Карла и Хелен легла в основу романтического сюжета оскароносного фильма, разыгранного Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет.

а

После событий 1912 года и Уильямс, и Бэр прожили долгую и насыщенную жизнь часто пересекались, но друзьями никогда не стали. Возможно, воспоминания о той апрельской ночи посреди Атлантики были тем, что им очень хотелось забыть. 

К столетию гибели «Титаника» была издана книга Линдсей Гиббс «Титаник»: теннисная история». 

Фото: facebook.com/Titanic-The-Tennis-Story, TitanicMovie