Теннис и мода. Рене Лакост.
Фирменный знак Lacoste уже более 75-ти лет символизирует страсть, авторитет и интеллигентность. Сегодня каждую секунду по всему миру продается две вещи с крокодилом. А сам знаменитый зеленый крокодил с открытой пастью обязан своим успехом Рене Лакосту (René Lacoste), основателю марки Lacoste. Совершив настоящую революцию, как в мире спорта, так и в мире большой моды, Рене Лакост подарил миру один из самых успешных брендов современности, история которого больше похожа на сказку, чем на реальность.
Как любил рассказывать сам Лакост, прозвище «Крокодил» ему дали американские журналисты: «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды. Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». На самом деле, журналисты восхищались манерой игры Лакоста. На корте Рене был действительно похож на крокодила – цепкий и хваткий Лакост не прощал ошибок соперникам.
Родился Рене в Париже 2 июля 1904 года в семье промышленника Жана Лакоста, владельцем сети заводов, производивших автомобили «Испано-Сюиза». Будучи не совсем здоровым ребенком – донимал хронический бронхит, Рене увлекся теннисом. Совершенствуя свою физическую форму, он добился невероятных для того времени успехов. В 21 год Лакост стал первой ракеткой мира.
Самым важным в карьере молодого Лакоста стал матч с легендарным Биллом Тилденом в финале Кубка Дэвиса 1927 года. Именно после этого матча появилось прозвище «Крокодил». Тот матч Рене выиграл, и началась настоящая французская гегемония в Кубке Дэвиса. Тилден вспоминал тот матч еще не один раз: «Он работал как машина, отбивая все мои удары. Мои нервы уже были на пределе, хотелось уже запустить в него ракеткой. Бороться с ним на корте – очень изнурительное занятие». Пять лет Серебряной салатницей владела исключительно французская сборная.
Уже в это время проявился дизайнерский талант Рене. В 1927 году он собственноручно изготовил из хлопка футболку. Для теннисного мира это было в диковинку, ведь до Лакоста все предпочитали играть в обыкновенных сорочках. Тогда же Робер Жорж, давний друг Рене, нарисовал того самого крокодила с открытой пастью, который впоследствии стал отличительным знаком Лакоста. С этих пор на корт Рене Лакост выходил в собственной футболке-поло с вышитым крокодилом.
На 25-ом году жизни врачи поставили Рене страшный диагноз – туберкулез. С такой болезнью долго не живут, но, ухватившись своей крокодильей хваткой за жизнь, Лакост прожил 92 года. Мигом закончилась спортивная карьера. Выиграв в 1929 году свой последний турнир, Лакост ушел из большого спорта.
За свою короткую спортивную карьеру Рене Лакост пять раз побеждал в открытом чемпионате Франции, трижды - на Уимблдоне, два раза - на US Open и два раза в составе «Мушкетеров» был обладателем Кубка Дэвиса. И таких результатов Лакост добился всего за четыре года.
Но француз не растерялся, и, отдохнув от большого спорта, в 1933 году совместно с Андре Жили ( владельцем и президентом наибольшей французской фирмы по производству трикотажа того времени), организовал производство спортивной одежды, которую отчасти придумывал сам Лакост. Помимо тенниса, «La Societe Chemise Lacoste» производил футболки для игроков в гольф и любителей парусного спорта. На каждом экземпляре вручную вышивали того самого крокодила. Отец Рене говорил: «Теннис – это всего лишь игра, он приносит славу, но не деньги». В очередной раз сын доказал отцу, что можно зарабатывать и на производстве спортивной одежды.
В 1929 году Рене женился на Симоне Тион де ля Шом. Симона, как и Рене, добилась значительных успехов в спорте. Она стала первой француженкой, выигравшей открытые чемпионаты США и Великобритании по гольфу. Благодаря супруге Lacoste пришел и в гольф. В дальнейшем дело матери продолжила Катерина Лакост, выигравшая ряд престижнейших турниров по гольфу в конце 60-ых.
На построение огромной империи Lacoste ушло 30 лет. В коллекции стали появляться новые предметы гардероба, и, наконец, традиционные белые футболки сменились красочными. Это произвело фурор на рынке.
В 50-е годы началась экспансия Lacoste на рынки США и Италии. Продукция хорошо продавалась и в 1963 году Лакост передает бразды правления компанией старшему сыну Бернару.
Отойдя от дел Рене Лакост посвятил себя своему главному увлечению в жизни – теннису. Можно сказать, что современный теннис был придуман Лакостом. Именно он разработал первую металлическую ракетку с современной системой крепления струн, он создал специальную антивибрационную наклейку на струны теннисной ракетки, снижающую опасность травмы руки, и он запатентовал пушку, выстреливающую мячами в разные концы корта, чтобы теннисист мог отрабатывать технику удара в одиночку.
Французы по достоинству оценивали достижения Рене Лакоста. В народе его прозвали чемпионом на все времена, а правительство в 1950 году наградило его Орденом Почетного легиона. В его честь также установили памятник в столице Франции.
В 1968 г. совместно с Жаном Пату на рынке появилась туалетная вода Lacoste. Чуть позже была разработана и первая коллекция теннисных туфель и обуви для досуга.
Помогло Lacoste и то, что в середине 70-ых невероятно модными стали футболки-поло. Они перестали быть уделом спортсменов, и переместились на улицы мегаполисов. Продажи возросли резко: ежегодно 300 000 вещей марки Lacoste продавались на просторах Японии, Бразилии, США и Европы. С этого момента Lacoste перестал ассоциироваться со спортивной одеждой. Товары с крокодилом стали покупать чаще, чем одежду других модных брендов.
Следующее десятилетие Lacoste только крепчал и утопал в шике. Империя разрослась до невероятных масштабов. Каждый год открывались все новые и новые бутики по всему миру. В конце 80-ых и начале 90-ых модно было вешать свои лейбы абсолютно на любую продукцию. В это время появилась роскошная яхта с зеленым крокодилом, и даже автомобиль. Не затронул Lacoste даже кризис, который ознаменовался падением спроса на вещи класса люкс. Компания до сих пор остается сугубо семейным бизнесом, где руководящие посты занимают лишь члены семьи.
В 2001 году в Дом Lacoste приходит молодой и талантливый дизайнер Кристоф Лэмер. Лэмер не боялся экспериментов, и его поддержали в Lacoste. И марка обрела второе дыхание. Она стала ярче, элегантнее и ближе к миру моды, чем к миру спорта.
Сегодня один из символов мировой моды, легендарный зелёный крокодильчик обрёл новый облик, став серебристо-серым. По мнению Кристофа , блестящий серебряный логотип Lacoste - это современный взгляд на марку. Новое направление стиля от Лэмера, сохраняя спортивную индивидуальность Lacoste, привносит в него элементы шика и беззаботной элегантности, которые отражены в коллекциях Sport, SportsWear и Club.
На сегодняшний день компания продолжает спонсировать престижные теннисные турниры и соревнования по гольфу, а так же именитых спортсменов. Среди них американец Энди Роддик, француз Ришар Гаске, Себастьян Гросжан, Арно Клеман, Татьяна Головин и др.
В 2005 году, узнав о серьезной болезни, Бернард передает управление компанией своему младшему брату Мишелю, который все 40 лет помогал брату. Lacoste остается независимым семейным предприятием. О продаже бизнеса в семье даже и думать не хотят.
В 2008 году марка с большим размахом отпраздновала свое 75-летие. «Для меня 75-летие Lacoste – это прежде всего гордость за огромную работу, которую делало большое количество людей, – сказал в своей праздничной речи Филипп Лакост, продолжающий славные традиции семьи и своего деда Рене. – А их действительно было много – тех, кто превратил нашего крокодила в мировую знаменитость! Но гораздо важнее то, что сейчас я думаю о следующих семидесяти пяти годах, а не о тех, которые прошли с момента основания дома». Lacoste не стоит на месте и продолжает идти вперед.
К своему 75-летию Lacoste решила заглянуть еще на 75 лет вперед и представить как будет выглядеть форма теннисиста к 2083 году.
Теннисист будет облачен в высокотехнологичный костюм, на лице у него маска, которая, судя по всему, позволяет лучше контролировать движение мяча, а то и вовсе представлять себе виртуальный корт. Верхняя часть корпуса и бока спортсмена защищены специальными вставками. На коленях щитки, на ногах бутсы с OLED-дисплеями. Описать ракетку и вовсе не хватит фантазии. Ну как вам форма?)
Крокодильчик Lacoste стал одним из самых значимых и популярных логотипов в истории спортивной одежды, да и наверное не только спортивной. Одежду и обувь от Lacoste любят и ценят во всем мире и это не случайно, ведь эта одежда по праву занимает одно из высших ступеней в мировой моде.