8 мин.

Ролан да Марья?

Матч Шараповой и Петкович начинался просто оглушительно. Россиянка выиграла первый гейм на подаче немки со счета 0:40 и до конца партии была неудержима – 6:0. Не так уж часто можно увидеть, чтобы Маша так быстро входила в матч. Наверное, она испытывала некоторое облегчение от того, что напротив соперница попроще, чем Агнешка Радванска, в смысле не такая затейливая, не с подвохом, не с подвывертом, а простой хороший хиттер – своя порода, короче. И подача способствовала – 81% попадания первой и всего одной двойной в сете обошлось. И Андреа, конечно, поспособствовала тоже. Не успев войти в матч Петкович сразу попала под шквал атак, растерялась, огорчилась от проигрыша гейма с 40:0, и в этом сете в обмене ударами всегда можно было рассчитывать на ее ошибку.

Второй сет по счету вроде бы тоже получился относительно легким, но это обманчивее впечатление. Не было такого, что Маша сделала брейк, потом еще один и спокойна дожила до конца партии – перепады давления были существенные. Шарапова на старте сделал брейк, но потом пошел интенсивный обмен геймами на подаче. И было пару моментов, когда Петкович могла бы зацепиться за сет – Маша и двойные делала, и проигрывала все подряд на второй подаче, и брейк-пойнты реализовывала из рук вон плохо. И борьба в общем-то была равной. Полное равенство по выигрышам, по ошибкам, да и за сет девушки выиграли сопоставимое количество очков, 37 и 31, а не так как в первом сете – 30 и 15. Но все-таки было ощущение, что если у Шараповой не случится откровенный провал, она должна дожать в двух сетах. Дожала. Теперь Маша в полуфинале, и соперница у нее, надо сказать, несколько неожиданная.

Виктория Азаренко так воодушевила стабильностью своих выступлений в последние пару месяцев, своей уверенностью и новоявленным хладнокровием, что смотрелась даже фавориткой в полуфинале. Это обстоятельство – «новая» Вика – казалось таким весомым, что история личных встреч с китаянкой как-то отошла на второй план. А меж тем Ли На выиграла у Вики три матча из четырех, включая последний в четвертьфинале Australian Open в этом году, причем относительно легко в двух сетах. Понятно, что все эти матчи Ли На выиграла у «старой» Азаренко, но с другой стороны – Вика-то выросла, но и китаянка в это время на месте не стояла.

Ли На тоже стала заметно увереннее в себе и заметно более стабильной. Все-таки этот провал после Мельбурна сейчас уже, наверное, можно рассматривать именно как провал, как исключение, а раньше для нее такие отрезки были нормой. Плюс с китаянкой у Вики почти нет преимущества за счет игры на грунте – Ли На хорошо двигается, очень здорово поднимает мячи, особенно с бэкхенда. В общем, Вика подняла свой уровень, Ли На подняла свой уровень, и в итоге то на то и вышло – победа китаянки в двух сетах.

Это поражение в каком-то смысле указало Виктории на ее текущее место – даже не в туре, а именно на мэйджорах. Как бы Вика ни была хороша, она пока не способна противостоять удачливым хиттерам самого высокого уровня в борьбе за главные трофеи. Проблемные хиттеры, неопытные хиттеры или хиттеры не дотягивающие до топ-уровня – это ее стихия. Таких у нее за последние два месяца набралось достаточно – в Майами это были Павлюченкова, Клийстерс, Звонарева, Шарапова, на грунтовом отрезке были Шафаржова, Гергес, снова Павлюченкова. Но как только ей попадается высококлассный хиттер, который не дарит подарков, а уверенно делает свое дело, тут Вике, получается, делать нечего. Так было с Квитовой в финале Мадрида, так было и сегодня с Ли На.

В первом сете девушки ошибались одинаково, но у Вики 4 чисто выигранных мяча, а у китаянки 13 – что называется, почувствуйте разницу. Под таким давлением Виктории нечем отвечать и она забивается в оборону. Во втором сете навылет соперницы выиграли одинаково, но только потому, что Ли На стала играть надежней, имела право по счету, и в итоге допустила 3 невынужденные ошибки, а у Вики количество ошибок осталось на том же уровне, 11.

Может быть, это болезнь роста, и Виктория со временем найдет варианты – научится лучше защищаться, лучше контратаковать, да и подачу можно было бы улучшить. Но в принципе и на том, что есть сейчас, можно было бы пока ехать. Ведь на самом деле ситуация сегодня была для нее не так уж безнадежна. Первый сет она проиграла с разницей всего в 5 очков. И дрогнула как раз в концовке сета. А если бы она выиграла первый сет, все могло бы сложиться иначе – мы могли бы увидеть на корте «старую» сомневающуюся в себе китаянку. А вместо этого увидели «старую» сомневающуюся Вику. Может, она так поверила букмекерам, которые считали ее главной претенденткой на титул. Может быть, ей не хватило боевых матчей, какие были у Ли На, и даже не один, и она расслабилась преждевременно. А пока что первый мэйджор откладывается до лучших времен.

Четыре первых сеяных не выходили в полуфиналы турниров «Большого шлема» ровно 5 лет – в последний раз это случилось на «Ролан Гаррос» 2006 года, когда первой четверкой были Федерер, Надаль, Любичич и Налбандян. Первая четверка в нынешнем составе в последний раз устраивала полуфинальный междусобойчик на итоговом турнире в Лондоне в прошлом году, но тогда Маррей был посеян пятым.

Федерер исполнил свою часть сделки раньше; Джокович – намного раньше, благодаря отказу Фониньи выходить на корт в четвертьфинале. Дело оставалось за Марреем и Надалем, причем по поводу обоих накануне матчей высказывались вполне обоснованные сомнения. Оба в среду заставили сомневающихся умолкнуть.

Надаль в четвертьфинале провел свой лучший матч на турнире. Робин Содерлинг пока что остается единственным человеком, обыгрывавшим испанца на кортах «Ролан Гаррос», но с течением времени та победа все больше походит на молнию, которая дважды не бьет. На подходе к четвертьфиналу швед выглядел весьма убедительно (особенно в матче четвертого круга с Жилем Симоном), Надаль же очевидно мучался даже во встречах, которые он выигрывал в три сета. Надежда была на то, что, как и подобает чемпиону, в решающих матчах Рафа преобразится.

И Рафа действительно заиграл лучше – по крайней мере, в защите. Бэкхенд набрал глубину, движение стало лучше, и в матче с Содерлингом мы увидели почти прежнего Надаля. Он все еще играет слишком глубоко за задней линией, но учитывая, насколько уверенно он обыгрывал шведа в первых двух сетах, ему и не надо было входить дальше в корт и больше рисковать. Он и так вынуждал Содерлинга бить по мячу слишком сильно, из слишком неудобных позиций. Частично в беспомощность шведа внесла лепту погода – на корте в среду было довольно ветрено, а швед знаменит тем, что не любит играть в таких условиях. Ветер не давал ему как следует подбрасывать мяч на подаче, и в первых двух сетах он попадал с первого мяча примерно каждый второй раз – с таким показателем на грунте против Надаля рассчитывать не на что.

Только после того, как испанец повел 6:4, 6:1, 2:0, Робин сумел как-то собрать игру воедино и сделать обратный брейк. Ветер немного утих, процент первой подачи поднялся, и в 11-м гейме третьего сета у шведа появилась первая и единственная неплохая возможность побороться хотя бы за сет. Это был самый тяжелый гейм на подаче Надаля, у Содерлинга было три брейк-пойнта, но благодаря паре хороших подач и ошибкам шведа, испанец сумел-таки удержать гейм. На тай-брейке Содерлинг выиграл первое же очко на подаче Надаля, но это был единственный хорошо проведенный им розыгрыш. Сразу же после этого он допустил двойную ошибку, потом ошибся еще раз справа, и после этого Надаль уже не упустил преимущества. Впервые за турнир у него был повод радоваться своей игре после окончания матча, но испанец остался верен себе – когда у него спросили, достаточно ли хорошо он играет, чтобы выиграть турнир, он ответил: «Я играю достаточно хорошо, чтобы выйти в полуфинал».

Его будущий соперник по полуфиналу, Энди Маррей, тоже выиграл в три сета, но матчи эти разнились, как небо и земля. Марей играл с аргентинским ветераном Хуаном Игнасио Челой, который в 31 год неожиданно для всех (и в первую очередь, наверное, для себя самого) пробился дальше второго круга на «Ролан Гаррос» впервые за шесть лет. К тому же в предыдущем круге он сыграл тяжелейший пятисетовый матч с Алехандро Фальей, так что для него вполне извинительно было бы выйти на корт только для галочки.

Маррей, в свою очередь, борется с кучей проблем, не последняя из которых – надрыв сухожилия, полученный в матче третьего круга. Он чудом выиграл двухдневный марафон против Троицки – в основном, будем откровенны, благодаря слабым нервам Виктора, после чего признался: «Я съел больше таблеток, чем Оззи Осборн». Интересно, что он встречался с Челой на «Ролан Гаррос» третий год подряд (естественно, выиграв все три матча).

Учитывая итоговый счет, ход этого матча был невероятно замысловатым. Чела вел с двумя брейками в первом сете, но Маррей использовал все свои запасы теннисной хитрости и изворотливости, чтобы отыграться, спасти по пути два сетбола, а потом убедительно выиграл тай-брейк – 7:2. Во втором сете уже британец вел 5:1 с двумя брейками, и все кроме него самого, наверное, были уверены, что дело сделано. Но Энди не искал легких путей, профукал два сетбола (двойной ошибкой и ошибкой с лета), и вот уже Чела, воодушевленный невнятной игрой соперника, сумел выправить положение и довести счет до 5:5. Дальше, правда, Маррей уперся и все же сумел выиграть два следующих гейма, а с ними и сет. В третьей партии у Челы, наконец, кончились силы, и четвертый сеяный довел матч до победы, хотя и пытался устроить себе проблемы в последнем гейме. Он стал пятым из активных игроков (кроме Топ-3 и Налбандяна), побывавшим в полуфиналах всех трех турниров «Большого шлема». Трудно представить, что он сможет противопоставить своему грозному полуфинальному сопернику с такой нестабильной игрой, но с другой стороны, пройдет еще два дня, нога, может быть, почувствует себя лучше. Будем надеяться что полуфинальные поединки принесут болельщикам тот теннис, который обещают имена их участников.