Три недели назад в Локарно завершился 70-й, юбилейный кинофестиваль, где одним из главных хитов стал фильм Бориса Юхананова «Назидание». Это не типичное кино, это двухчасовая история смонтированная из телетрансляций футбольных матчей, теленовостей и телескетчей, где конфликт реальных супергероев, разыгравшийся на футбольном поле, самой большой и самой массовой сцене наших дней, – источник античного детектива. Столкновение Зидана и Матерацци в финале Чемпионата мира по футболу 2006 года – кульминация фильма, которую предваряет тщательное погружение в предысторию этого эпохального спектакля.
Это далеко не первый случай, когда француз привлекает к себе внимание деятелей современного искусства. В 2012, в Париже, напротив Национального центра Жоржа Помпиду был установлен памятник, воспевавший все тот же сюжет. Автор скульптуры «Месть Зидана» Адель Абдессемед.
И, безусловно, шедевр «Зидан: портрет 21-го века». Работа Дугласа Гордона и Филиппа Паррено. Совершенно потрясающее кино, завораживающий портрет, великолепный в своей лаконичности, превосходно смонтированный, сопровождаемый величественной музыкой Mogwai. Лучший фильм о футболе из всех когда-либо созданных. И отличный пример взгляда на футбол через линзу современного искусства.
Так почему же это важно?
Интеллектуальное сообщество часто относило спорт, и футбол, как его самое массовое явление, к низкому жанру. Вместо того чтобы говорить о нем в терминах эстетики, они, чаще всего, ограничивались снисходительными трюизмами из области поп-психологии. «Неудачники по жизни любят отождествлять себя с победителями на стадионе», или «Крики болельщиков – простой способ выплеснуть накопившееся эмоции», или «Дух соперничества вездесущ в нашем капиталистическом обществе потребления». Наиболее искушенные и образованные вооружившись убийственным аргументом – цитированием, обязательно вспоминали Фридриха Ницше и его книгу «По ту сторону принципа удовольствия», где немецкий философ интерпретирует игру как проявление стремления к господству.
Уничижительное отношение к футболу представителей больших искусств всегда было нормой. Прошло немало времени, прежде чем в футболе смогли разглядеть нечто большее, чем игру ногами. Удивительно, как этому неосознанно поспособствовал #Зинедин Зидан и совершенный им поступок 9 июля 2006 года.
Добавляйте к статусу теги спортсменов, клубов и турниров. Добавить тег Введите # (или №) и несколько первых букв, выберите нужный тег в выпадающем списке.
Три недели назад в Локарно завершился 70-й, юбилейный кинофестиваль, где одним из главных хитов стал фильм Бориса Юхананова «Назидание». Это не типичное кино, это двухчасовая история смонтированная из телетрансляций футбольных матчей, теленовостей и телескетчей, где конфликт реальных супергероев, разыгравшийся на футбольном поле, самой большой и самой массовой сцене наших дней, – источник античного детектива. Столкновение Зидана и Матерацци в финале Чемпионата мира по футболу 2006 года – кульминация фильма, которую предваряет тщательное погружение в предысторию этого эпохального спектакля.
Это далеко не первый случай, когда француз привлекает к себе внимание деятелей современного искусства. В 2012, в Париже, напротив Национального центра Жоржа Помпиду был установлен памятник, воспевавший все тот же сюжет. Автор скульптуры «Месть Зидана» Адель Абдессемед.
И, безусловно, шедевр «Зидан: портрет 21-го века». Работа Дугласа Гордона и Филиппа Паррено. Совершенно потрясающее кино, завораживающий портрет, великолепный в своей лаконичности, превосходно смонтированный, сопровождаемый величественной музыкой Mogwai. Лучший фильм о футболе из всех когда-либо созданных. И отличный пример взгляда на футбол через линзу современного искусства.
Так почему же это важно?
Интеллектуальное сообщество часто относило спорт, и футбол, как его самое массовое явление, к низкому жанру. Вместо того чтобы говорить о нем в терминах эстетики, они, чаще всего, ограничивались снисходительными трюизмами из области поп-психологии. «Неудачники по жизни любят отождествлять себя с победителями на стадионе», или «Крики болельщиков – простой способ выплеснуть накопившееся эмоции», или «Дух соперничества вездесущ в нашем капиталистическом обществе потребления». Наиболее искушенные и образованные вооружившись убийственным аргументом – цитированием, обязательно вспоминали Фридриха Ницше и его книгу «По ту сторону принципа удовольствия», где немецкий философ интерпретирует игру как проявление стремления к господству.
Уничижительное отношение к футболу представителей больших искусств всегда было нормой. Прошло немало времени, прежде чем в футболе смогли разглядеть нечто большее, чем игру ногами. Удивительно, как этому неосознанно поспособствовал #Зинедин Зидан и совершенный им поступок 9 июля 2006 года.