Рейтинг на сайте 534  Место 60251
Трибуна Статус
swimmer-mem
swimmer-mem - редактирование статуса
В начале его трудовой деятельности на посту главного тренера нам было не понятно, как будут отбираться кандидаты в национальную сборную? До этого существовал простой критерий - если ты в призерах, значит точно едешь на международные соревнования. С его приходом некоторых пловцов, даже выигравших первенство Союза, попросту не взяли в эти поездки. Тот же Владимир Буре остался дома в недоумении, а вместо него поехал человек, занявший четвертое место. Он более молодой и перспективный, по словам Вайца, так его окрестили ребята. А ко мне наоборот он отнесся благосклонно, хотя тогда я уже для себя решила закончить выступать за сборную. Вайц, зная мою безотказность и дисциплинированность, уговаривал остаться, чтобы молодым и новичкам показать, как нужно относиться к тренировочному процессу. Тактика двойных стандартов у него оказалась на первом месте, плюс надо было показать, кто в доме хозяин.
Развернув бурную деятельность, Сергей Михайлович решил «маленько» подучиться у зарубежных товарищей, и сразу же выехал с несколькими приближенными тренерами в Австралию. Проигнорировав Буре старшего, который раньше всегда был в обойме прежнего руководства, и неплохо на этих поездках «зарабатывал» на шмотках. За что тот на него был в большой обиде.
Хотя и пишет дифирамбы своему отцу Елена Вайцеховская, бывший журналист из газеты Спортэкспресс, выдвигая отца в тройку лучших тренеров бывшего Советского Союза, наряду с Анатолием Тарасовым и Александром Гомельским - мягко говоря это все не так. Сказать о Сергее Михайловиче, как о квалифицированном тренере тем, кто с ним соприкасался по работе, нельзя.
За те пару лет после Мюнхена, когда я еще продолжала выступать за сборную, ничего нового в тренировочный процесс он не привнес. Не считая каких-то побочных от плавания дел, вроде организации курсов английского языка и автовождения для пловцов. Не имея представления о технике различных способов плавания, Вайц как-то вызвал к себе на разговор дельфиниста Вадима Домбровского из Киева. Тот только что стал чемпионом Советского Союза.
- Вот, что я тебе скажу Вадим. Если хочешь плавать быстрее, ты должен теперь тренироваться у Генриха Яроцкого. Собирай вещи и переезжай к нему в Ленинград.
Бедный Вадик чуть не упал от такого внезапного требования главного тренера сборной. Придя немного в себя, пролепетал:
- Как же так, Сергей Михайлович? У меня же есть свой личный тренер, который меня вырастил и вполне устраивает. Я только что выиграл Союз.
- Это не просьба пловец Домбровский, а приказ. Приказы надо выполнять, а не обсуждать, тем более это нужно для твоей же пользы. Конечно, ты можешь отказаться – у нас же не армия, но от этого тебе будет только хуже, поверь.
Отказавшись предать своего тренера и переехать в Ленинград Домбровский, хоть и продолжил плавать став позже еще раз чемпионом СССР, но от сборной его отцепили, в заграничные поездки брать перестали.

На первый чемпионат мира в 1973 году в Белграде, сборная в первый раз выехала уже во главе с Вайцеховским. По совету Крюковой, я плавала в щадящем режиме и не ездила туда. Выступили наши там откровенно плохо, женщины заняли 8-9-ое место из 14 участвующих команд. Там перед соревнованиями, всем сборным командам от спонсоров выдали комплекты плавательных принадлежностей, в которые входили красивые доски, упакованные в фирменные целлофановые пакеты. На тренерском совете, где присутствовали все 26 пловцов, он объявил, что будет их выдавать только тем, кто хорошо выступит и принесет зачетные очки команде.
Хотя, ребята и выступили неважно, но побоявшись огласки, он все-таки отдал спонсорские призы. Только плавательные доски уже были без целлофановых пакетов, которые этот крохобор прибрал к рукам - в Советском Союзе они стоили весьма дорого.
Спустя три года, после того как Вайц принял сборную, на чемпионате мира в Монреале в 1976 году одну золотую в ее копилку положила брассистка Марина Кошевая. Начальники посчитали это за прогресс и успех нового главного тренера. Везет говорят, дуракам и главным тренерам, применительно к нашим реалиям – Сергея Михайловича оставили у руля до домашней московской Олимпиады. Если везет, то везет до конца – по политическим мотивам эти игры проигнорировали почти все страны, которые нас обыгрывали. Шла война в Афганистане, куда ввязался Советский Союз. За явным преимуществом, в их отсутствие, наша сборная выиграла эти соревнования. Пловцы вообще установили наш абсолютный медальный рекорд – 22 медали, включая 8 золотых, а Вайцеховский и иже с ним, были награждены государственными наградами.
Но на везении долго не проживешь и когда в 1982 году на чемпионат мира в Эквадоре приехали пловцы, не участвовавшие на играх в Москве, количество медалей сборной СССР уменьшилось в два с лишним раза. На этом и закончилась карьера одного из трех «лучших» тренеров советского периода. Кстати, в Эквадоре одни только немки из ГДР, взяли десять золотых медалей.