Легендарный Козеко – о шансах беларусов на еще одну олимпийскую медаль во фристайле и о делах на пенсии
Николай Козеко – выдающийся тренер. С 1993 года возглавлял сборную Беларуси по фристайлу. За это время его подопечные завоевали восемь олимпийских медалей, среди которых четыре оказались золотыми.

После президентских выборов-2020 года Козеко попал в черные списки. Несмотря на заслуги, его отстранили от руководства сборной. Мы узнали, чем 75-летний тренер сейчас занимается и что думает о перспективах беларусов на Олимпиаде-2026.
– Николай Иванович, как у вас дела?
– Я на пенсии. Пока не у дел, скажем так. Занимаюсь домашними делами, хозяйством. Если обращаются, то помогаю нашим тренерам, спортсменам. Когда требуется мой совет – всегда готов его дать. Если не требуется – сам не лезу никуда, не вмешиваюсь в дела команды. У меня есть хобби – играю в снукер, бильярд. Мне это очень интересно, постигаю новые навыки. Скажу так, что прогресс в игре у меня есть :). Книги читаю, сериалы смотрю – не без этого. Книги уже поменьше стал читать, потому что со зрением есть определенные проблемы. Вы же знаете, что мой отец был известным беларусским критиком, так я и беларусских авторов могу почитать – Ивана Мележа, Ивана Шамякина и других.
– Как у вас со здоровьем?
– Хорошо все пока :). Занимаюсь, хожу регулярно в тренажерку, стараюсь не менее трех раз в неделю, а то и чаще. Очень тяжело выходил из последствий ковида, но все же получилось восстановиться. Поднятием тяжестей стараюсь особо не увлекаться. В основном, у меня такие аэробные упражнения.
– По работе скучаете?
– Бывает, иногда ностальгия нахлынет. По здоровью, конечно, точно мог бы продолжать работу.
– Есть большая вероятность, что беларусские фристайлисты поедут на Олимпиаду-2026. Верите в успех спортсменов?
– Мне очень бы хотелось, чтобы наша медальная поступь продолжилась. Если не будет допущено грубых промахов в подготовке, то, думаю, все должно сложиться.
– Алла Цупер как-то говорила, что в сборной продолжают использовать ваши наработки.
– От добра добра не ищут. На самом деле нашу методику берут многие зарубежные команды. Вот Дима Дащинский работает с австралийскими спортсменами. Россиянин Володя Лебедев тренирует американцев.
– Все ожидают успеха от Анны Гуськовой на Олимпиаде, а кроме нее кто-то может преподнести сюрприз?
– Ну, Аня Деруго. Макар Митрофанов что-то не выступал на Кубке мира в Китае, я даже удивился. Они с Игорем Дребенковым были очень способными ребятами. Когда я работал, они быстро прогрессировали. Честно говоря, не знаю, как они сейчас, в какой форме. Деруго и Дребенков на Кубке мира что-то завалили в выступлении, но вообще они спортсмены очень способные.
– Насколько большая проблема, что беларусские фристайлисты могли долгое время выступать только в России?
– Быть в изоляции – это тяжелый момент. Думаю, мотивировать спортсменов, держать их на высоком уровне, не имея возможности выступать на международных соревнованиях, трудно. Все зависит от тренеров, от того, как они организуют процесс, поставят задачи. Смогут – все будет хорошо. Мы в свое время тоже выступали не на каждом этапе Кубка мира.
– Китайский этап Кубка мира оптимизма не добавил?
– Я не рассчитывал, что будут высокие результаты. Девятое место – неплохо для Гуськовой. Она обычно хорошо добирает на протяжении сезона. Мне очень обидно, что далеко оказались наши молодые атлеты.
– За время международной изоляции мировой фристайл не ушел далеко вперед?
– По тому, что видел, – особенно не прибавили. Возможно, сложные прыжки стали выполнять более массово, но качество исполнения желает лучшего. Всем еще далеко до того уровня прыжков, которые показывали Дима Дащинский, Антон Кушнир, Леша Гришин. Очень на хорошем ходу во фристайле сейчас США и Канада. У них уже и девочки подтянулись к парням. Китайцы, вы сами видите, доминируют и в мужской, и в женской частях соревнований. Очень сильные девочки у сборной Австралии. В каком состоянии россияне, сказать не могу, давно никого из них не видел. Когда-то у них были неплохие ребята.
– За работой Дащинского в Австралии следите?
– Он хорошо работает там, доволен. Думал, он найдет место в нашей команде, но в Беларуси оказался невостребованным, к сожалению. Иногда звонит, разговариваем. Мне кажется, он очень вдумчивый специалист. У него есть то, чего не было у меня, – большой спортивный опыт выступлений. На мой взгляд, ни у одного тренера на данный момент такого опыта больше нет. Дима прошел много Олимпиад, завоевал две медали на Играх. Он уже становится хорошим тренером.








