Роль физической культуры в жизни студента
Введение.
Роль физической подготовки для человека трудно переоценить. Занятия спортом и физические нагрузки являются необходимыми элементами нормальной жизни здорового человека. При этом они влияют не только на физическое, но и на психологическое состояние, делают человека энергичным, уверенным в себе, дисциплинированным. Общеизвестным фактом является то, что регулярные физические упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, способствуют укреплению мускулов, исправлению осанки и нормализации веса, укрепляют кости и придают гибкость суставам и связкам. Человек, занимающийся спортом менее подвержен различным заболеваниям и более устойчив к стрессовым ситуациям и психологически стабилен.
Цель работы:
· Убедиться в важности занятий физической культурой среди студентов.
Задачи: 1. Выяснить почему студенту необходимо регулярно заниматься физической культурой.
2. Понять, как занятия физической культурой влияют на различные системы организма.
Актуальность работы.
В наше время одним из основных аспектов в жизни студента является физическая культура. Однако в век технологий физическая активность резко снижается. На сегодняшний день студентам приходится находиться в сидячем положении на парах по несколько часов в день, порядка 8, а то и больше. Помимо учебного процесса в университете студентам необходимо заниматься во внеурочное время выполнением домашней работы или любой другой научной деятельности. В этом случае физическая культура выполняет важную роль в их здоровом образе жизни. Проблема снижения двигательной активности является актуальной проблемой. Многие студенты в результате приобретают огромные проблемы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, иммунитета и многих других важных структур организма. Те двигательные действия, которые они выполняют в течение дня, восполняют лишь незначительную долю той нормы, которая необходима, а ведь от уровня двигательной активности напрямую зависит состояние физического развития и физической подготовленности. Потому для балансирования учебного процесса с физическим развитием в любом учебном заведении существует такая дисциплина, как физическая культура.
Роль физической подготовки.
Роль физической подготовки для человека трудно переоценить. Занятия спортом и физические нагрузки являются необходимыми элементами нормальной жизни здорового человека. При этом они влияют не только на физическое, но и на психологическое состояние, делают человека энергичным, уверенным в себе, дисциплинированным. Общеизвестным фактом является то, что регулярные физические упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, способствуют укреплению мускулов, исправлению осанки и нормализации веса, укрепляют кости и придают гибкость суставам и связкам. Человек, занимающийся спортом менее подвержен различным заболеваниям и более устойчив к стрессовым ситуациям и психологически стабилен.
Физическая культура у студентов.
Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Снятие утомления нервной системы и всего организма, повышение работоспособности, укрепление здоровья — все это и не только польза, которую приносят занятия физической культурой. В широком смысле слова под физической подготовкой понимается процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и (или) базовых движений. В теоретическом смысле спорта физическая подготовка подразумевает только процесс воспитания физических качеств. В вузах дисциплина «Физическая культура» представлена в качестве обязательного предмета и важного элемента целостного развития личности. Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образования занимались такие отечественные исследователи, как В. А. Масляков, В. С. Матяжов, Ю. А. Ямпольская и др. Что касается процесса обучения в Кемеровском государственном университете, то он организован в зависимости от состояния здоровья, наличия специальных групп для занятий, а также уровня физического развития и подготовленности студентов. Зачастую те студенты, которые занимаются физической культурой или спортом, имеют явные лидерские качества, обладают коммуникабельностью и общительностью. Они активно проявляют себя в процессе обучения и именно у них вырабатывается повышенная стрессоустойчивость, определенный режим дня, уверенность, а главное — повышается уровень здоровья.
ِФормы физического воспитания.
Что касается формы физического воспитания студентов, то возможны следующие варианты, которые, в свою очередь, взаимосвязаны и являются дополнением друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов:
· Учебные занятия, которые выступают в роли основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях;
· Самостоятельные занятия (они помогают лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, а также являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов);
· Физические упражнения в режиме дня (они способствуют укреплению здоровья студентов, повышают умственную и физическую работоспособность);
· Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов, а также многое другое.
Деятельность студента крайне активна. Следовательно, он должен иметь хорошую физическую форму и отменное здоровье. Для того, чтобы полноценно организовывать физическую подготовку в рамках учебной дисциплины каждый педагог должен:
· Знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программных требований;
· Владеть методикой подготовки и провидения практических занятий;
· Проводить консультации в пределах курса практических занятий.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов.
Влияние на системы организма.
Занятия физической культурой положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной системы, кровообращении и иммунитете. Регулярные занятия являются отличной профилактикой таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, ожирение. Как показывают исследования, более половины студентов имеют какие-либо хронические заболевания и их количество увеличивается из года в год. Занятия спортом в данном случае оказываются одним из самых эффективных «лекарств» против хронических заболеваний разных органов и систем. Достаточно актуальна на данный момент проблема увеличения числа студентов с остеохондрозом и артрозом по причине малоподвижного и сидячего образа жизни современного студента. Регулярные упорные занятия физической культурой помогают избавиться от этих проблем.
Борьба с вредными привычками.
Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм, подверженный неблагоприятным последствиям вредных привычек. Как известно, среди этих последствий ярко выражен фактор быстрого старения и разрушения организма. Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление.
Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.
Под влиянием вредных привычек, в первую очередь курения, ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) курильщика за год снижается в среднем на 7,5 мл на1м2 поверхности тела. Происходит снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ).
Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.
Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.
Кроме того, хочу сказать, что при регулярных занятиях физической культурой желание прибегать к вредным привычкам отпадает само по себе, твоё здоровое тело перестает нуждаться в ненужных ему вредителях, в этом я убедился на собственном опыте.
Заключение.
Физическая культура в высшем учебном заведении является необходимым параметром в формировании общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования.