8 мин.

Один месяц из жизни тренера-преподавателя

http://www.judolinda.ru/

2009 год

5 мая

У педагогов самый короткий рабочий день, плавно переходящий в длинную рабочую ночь. Каждый вечер перед сном прокручиваю в голове прошедший учебный день – без этого не уснуть. Что было хорошо, что было плохо, чего не было, а должно было быть и т.д. Иногда часами ублажаю свою совесть – оправдываюсь перед ней: «откуда мне было знать, что так получится», «у меня не было выбора», «эту проблему я в одиночку всё равно бы не решила», «здесь не доделала, потому что…», «там не доглядела, потому как…» и т.д. и т.п. А время идёт, скоро уже утро. Наконец, засыпаю и вот уже вижу сны… О чём бы вы думали? Правильно, о чём же ещё. Планы: надо сделать то-то и то-то. Разочарования: не доглядела, упустила. Надежды: а, может, всё не напрасно. И детские лица, много-много разных лиц.

 

7 мая

Группа первоклашек.

Один мальчик – самый шебутной и неугомонный, сегодня особенно активен. Никакие замечания и увещевания не действуют. В один прекрасный момент не выдерживаю и срываюсь на крик. Он закрывает уши ладонями и на мгновение замирает на месте. В зале на несколько секунд воцарилась противная тишина. Чувствую себя полным ничтожеством, на которое смотрят десяток пар глаз с немым вопросом: «И что дальше?» Поняв, что ответа у меня нет, продолжают привычно копошиться. С трудом заставляю себя продолжить занятие. Мысленно, в который уже раз, обещаю себе воздерживаться впредь от подобных выпадов. В зале постепенно восстанавливается привычная атмосфера, по содержанию удивительно напоминающая муравейник, только шумный.

Прошло минуты две. Краем глаза наблюдаю за юным спортсменом, получившим изрядную порцию моего гнева. Он уже, кажется, всё забыл и со счастливой улыбкой на лице вновь занят своими не хитрыми делами (кого-то толкнуть, куда-то залезть, постоять вверх тормашками и т.д.), привлекая к ним то одного, то другого соседа. С облегчением вздыхаю. Понимаю, что сегодня до конца занятия я позволю ему делать практически всё, что угодно (чтобы хоть как-то оправдать себя в собственных глазах), лишь бы он только не покалечил себя или кого-нибудь другого. Уж лучше пусть он мне мешает вести занятие, чем снова слушать напряжённую гробовую тишину и видеть малыша, который закрывает уши ладонями, лишь бы меня не слышать. Себя утешаю: закрыл только уши, глаза не закрывал. Значит, ещё пока согласен меня видеть.

А вообще проще тренировать кого-нибудь постарше. Правда, там другие заморочки.

 

9 мая

День Победы!

Выходной день, в голове куча разных мыслей, конечно, о работе. О чём же ещё?

Половина старшей группы по уши увязла в никотиновой зависимости. Первым был Виктор Т., за ним потянулись остальные. Витька – классный парень, весёлый, заводной, тренировался так, для себя, время от времени. На последние занятия приходил, садился в угол и играл сотовым телефоном – и с нами скучно и без нас совсем никак.

Так что же – Витька виноват? А в чём? В том, что его мнение и взгляды на жизнь оказались для ребят и его самого важнее, чем наши доводы. Почему же так получилось? Почему он, Витька, может повести коллектив за собой, а я нет. Может быть, всё просто: он «живой», он «настоящий». Вот такой и всё, хотите берите, хотите – нет. А мы всё время пытаемся тумана напустить: изображаем грозных и великих тренеров и умных всё обо всём знающих взрослых. Ребята вывели счёт на табло – оказалось, не в нашу пользу, а после драки кулаками не машут.

Великий День Победы!

Позавчера первоклашки принесли с собой коробочки с майскими жуками. Наперебой рассказывали, откуда они у них, кто и как их ловил. При этом приоткрывали коробочки и протягивали мне, чтобы показать своего собственного жука. Кто-то сказал, что вчера дома его жук родил. Хотела посмеяться и сказать, что такого быть не могло, но заметила, как заинтересовала эта новость всех «жуковладельцев». Уже выйдя из раздевалки, иду по коридору и слышу, как живо обсуждается история рождения нового жука.

Где ты мой личный день победы, нашей общей победы? Настанешь ли?

Что будет с этими малышами, какими они вырастут? Что будет со старшими ребятами? Что ждёт нас всех впереди? И ещё вопросы, вопросы, вопросы…

Где-то мы главное упустили, самое важное. Нужно непременно это найти, понять, исправить.

 

14 мая

Двое первоклашек разодрались во время игры в вышибалы. С трудом растаскиваю молотящих друг друга кулаками детей, отвожу в сторону от играющих. Ну, говорю, раз вы с нами играть не хотите, постойте здесь, разберитесь, кто из вас в вашей потасовке прав, а кто виноват, а мы пока доиграем. Только повернулась, чтобы вернуться к играющим, драчуны снова вцепились друг в друга – вероятно, чтобы выполнить мой наказ – выяснить кто прав. Понимаю, что совершила ошибку – не уточнила, каким образом это нужно сделать. Снова растаскиваю их, уточняю задачу, уже более строгим тоном, и, на всякий случай, расставляю подальше друг от друга.

Минуты через три, заканчиваем играть, отпускаю детей домой, подхожу к провинившимся. Стоят, бросают косые взгляды друг на друга, сопровождая их не лестными словами, шмыгают носами, трут глаза, полные слёз обиды. Ну, в общем – дети.

«Ну, что, кто виноват?» – спрашиваю. В ответ привычный набор фраз: «он первый толкнул», «он первый обозвал», «он первый не там (или не так) встал» и т.д. Первый, первый, первый… А кто виноват? Ждут моего решения. Скажу, что Вася, обидится Петя. Скажу, что Петя, обидится Вася. Скажу, что оба хороши, уйдут обиженными и тот и другой. Ох, не лёгкая это работа…

 

18 мая

Прошла очередная «оперативка». На летний пришкольный лагерь дали 30 бесплатных путёвок, хотя желающих около сорока даже и за родительскую плату. Директор сказал, что мы сами виноваты – изначально дали заниженную цифру, и что параллельно проводить платных и бесплатных детей слишком напряжно – надо писать много всяких бумаг. Не стала объяснять начальству, что месяц назад это мы просто помечтали, что будет не более тридцати. А мечты редко сбываются. Как говорится, Газпром один, а мечтающих детей много. И то хорошо, что пока ещё мечтают, значит, на что-то надеются, верят. Вот только верят они не Газпрому, а мне, и обманет их, получается, не Газпром, а я. И как им объяснить, что у меня газ по трубам не бежит, а зарплата всего 6 тысяч. С такой суммой не то, что мечту исполнить – наесться вдоволь нельзя.

 

19 мая

Вчера пропали деньги из тренерской комнаты. Здесь с нами и без нас почти всегда дети до тренировки и после неё, общаемся, пьём чай. Вчера были ребята из старшей группы – эти уже совершенно свои, много лет вместе: тренировки, соревнования, походы, лагеря. Нет, никак не хочется верить.

 

20 мая

Всё чаще думаю о том, у каждого ли человека есть своя миссия на Земле.

Иногда так хочется всё бросить и пойти совсем другим путём. Но другой миссии у меня точно нет, потому получается, что и идти мне некуда. Вот так и живу, как собака. Могу лаять сколько угодно и на кого угодно, но только в пределах длины цепи, на которую меня посадили.

 

21 мая

14 мая распрощалась с группой первых классов до нового учебного года. В сентябре придут уже второклашками. Один мальчик после каждого занятия подходил с одним и тем же вопросом:

- Ирина Викторовна, а как я себя сегодня вёл?

- А ты сам как думаешь? Сколько я тебе сегодня замечаний сделала? А к концу занятия ещё и драку затеял.

А он смотрит грустными глазами и не отстаёт:

- Ну, всё равно, как я себя сегодня вёл, хорошо или нет?

Это он для мамы отчёт готовит. Если скажу, что плохо, накажут – оставят без компьютерных игр. Последний раз, когда честно призналась, что плохо, было море слёз. Тогда-то и выяснилось про компьютерное наказание.

- Хорошо, Никита, хорошо. Иди домой.

Интересно, подойдет ли он в сентябре с этим же вопросом? Вряд ли. Второклассники совсем другой народ. Немного грустно…

В сентябре придут другие первоклассники, неуклюжие и смешные. Что нового они с собой принесут?

 

24 мая

«Моя мама волшебница, она подарила мне волшебное кимоно…» Надо же, заставляем детей бесконечно тренироваться, а оказывается для достижения успеха нужно просто правильно кимоно стирать.

 

25 мая

Снова оперативка. В который раз жалею, что не люблю фантастику. Можно было бы подрабатывать писателем-фантастом, черпая здесь идеи для оригинальных и захватывающих сюжетов.

 

29 мая

Иногда свет в конце тоннеля гаснет. Приходится идти на ощупь. На ощупь – неприятно и страшно из-за того, что можно набить шишку, но идти надо. Зато когда свет вдруг неожиданно загорается, радуюсь, как ребёнок. Люди смотрят и не могут понять, в чём дело, крутят пальцем у виска. Как я им объясню, что победы бывают разными. Иногда их даже нельзя увидеть или объяснить в чём их суть, можно только почувствовать.

 

3 июня

Как часто мы воспитываем детей на том, во что сами не верим. Убеждаем их в необходимости быть честными, добрыми, справедливыми и т.д. Но сколько бы сказок мы им об этом не рассказывали, если в мире взрослых желаемые нравственные черты не более чем приятное исключение, то и в мире детей будет то же самое. Дети – это наша уменьшенная копия.

 

6 июня

Россию превратили в страну экспериментов. Россиян в подопытных кроликов. Хотя, чего греха таить – зайцы в России были, есть и будут. А на каждого зайца рано или поздно найдётся и контролёр. Вот хотя бы взять суть нацпроектов: неважно, сколько кроликов сойдёт с дистанции, навязанной правительством, не достигнув финишной черты – лишь бы плодились чаще.

www.judolinda.ru