6 мин.

«Мы пошли на ужин и, конечно, выпили пива…». Ян Плева вспомнил, как играл в Челябинске

Продолжая путешествия по миру и расширяя границы, ChelyabinskHockey.Com добрался до словацкого городка Липтовски Микулаш, расположенного между Высокими и Низкими Татрами, и сделал удивительное интервью с первым легионером в истории «Трактора».   

СТАРАЯ «ЮНОСТЬ», КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС, САВА

Как вы оказались в «Тракторе». Почему согласились поехать в клуб, не из суперлиги? Все дело в деньгах?

Все случилось быстро. Предложение из «Трактора» пришло во вторник, а уже в четверг я вылетел в Челябинск. Я признаю, это были деньги. За три месяца в России я заработал больше, чем в Словакии за год.

Прошло десять лет. Помните то время?

Конечно. Это были красивые месяцы. Я узнал русский спорт, людей, культуру вашей страны.

Кто был вашим агентом?

Мне помогал Мирослав Невольны.

Какими были первые впечатления от города, команды, стадиона?

Я прилетел ночью, так что не видел ничего. Но затем я смог убедиться, что Челябинск очень красивый город. Конечно, там есть и плюсы, и минусы – но так в любом городе мира. А вот стадион, «Юность», был, конечно, ужасно старым. Особенно мне запомнились туалетные комнаты (смеется). Но я не жалюсь, все ведь были в равных условиях.

Как вас приняла команда?

Довольно хорошо, особенно после того, как я показал им, что могу играть в хороший хоккей.

Как общались с партнерами и главным тренером Анатолием Тимофеевым?

На русском. Я учил его в школе 8 лет. Сначала, конечно, мне было тяжело. Но я быстро вспомнил язык, даже думал на нем.

Правда, что Тимофеев был сильно удивлен тем, что вы красите волосы в яркий цвет? Зачем вы это делали?

Я не знаю, был ли он удивлен. Но история была простой. Примерно за неделю до контракта с «Трактором», я в своей словацкой команде проиграл пари, после чего мне пришлось отбеливать волосы. Таким я к вам и приехал.

Иван Савин рассказывал, что вы участвовали во всех общекомандных мероприятиях. Что именно вы делали?

Круто, что Сава меня помнит! Я пошел с товарищами по команде на ужин и мы, конечно, выпили там пива. Впрочем, о некоторых вещах не стоит рассказывать, даже если они случились давно. Каждый хоккеист, который играл в России, знает, о чем я говорю.

БУЛЛИТЫ, БАЗА НА СМОЛИНО, ЗУБОВ 

Вы приехали в «Трактор» в конце регулярного чемпионата, быстро адаптировались, а затем стали лучшим бомбардиром команды в плей-офф (15 матчей (4+6)). За счет чего?

Я никогда не имел проблемы с адаптацией в новых командах. Хоккей – это просто игра, но я был удивлен, как она пошла у меня в Челябинске. За это, кстати, большое спасибо тренеру, который поставил меня в тройку к сильным хоккеистам.

Как бы вы оценили уровень той лиги? Сильнее словацкой? Слабее?

Лига была примерно того же уровня, что экстралига в Словакии. Если бы тот «Трактор» играл в Словакии, он был бы в верхней части таблицы.

Вас приглашали под важную задачу – помочь вернуть «Трактор» в суперлигу. Почему не получилось?

Эту тему мне трудно комментировать. Кроме того, некоторые вещи в сезоне были очень странными.

Кажется, вы были штатным исполнителем буллитов?

Да, это я умею делать хорошо. Тренер Тимофеев доверял мне пробивать буллиты.

Кто выделялся в «Тракторе»? У кого было будущее? Илья Зубов?

Признаться, не знаю, как сложились судьбы моих товарищей по команде. Знаю лишь, что Иван Савин играл в «Спартаке» вместе с моим другом Мартином Цибаком. Зубов? Да Илья тогда, конечно, был заметной фигурой, несмотря на то, что ему было всего 17 лет. И как я понимаю, он и сейчас на хорошем счету в КХЛ.

Вам приходилось бывать и жить на базе «Трактора» на озере Смолино?

Конечно. Вообще я жил в самом городе, но перед игрой и плей-офф вся команда собиралась на базе.

Вам предлагали продлить контракт?

Нет, поэтому я вернулся домой.

Звали другие российские клубы?

Ни один российский клуб уже не предлагал мне какого-либо сотрудничества.

Сейчас с кем-то общаетесь из «Трактора»?

На Facebook у меня в друзьях есть Евгений Любимов.

Что осталось в памяти от времени, проведенного в Челябинске?

Только лучшие воспоминания: от замечательных товарищей по команде, тренеров, менеджеров, доктора, к которому я должен был заходить каждое утро, и конечно, отличных болельщиков, которые всегда поддерживали команду. Я был приятно удивлен, когда в 2010 году занял третье место в голосовании болельщиков, которые определяли лучшего на тот момент легионера в истории «Трактора». Спасибо всем за все.

Говорят, что когда через несколько лет «Трактор» оказался на сборе в Словакии, вас пригласили приехать в расположении команды, но вы отказались… Правда?

Нет, конечно. Я не получал никакого приглашения, это неправда.

Знакомы с Романом Кукумбергом? Он был вторым словаком в «Тракторе».

Да, знаю, что Кукумберг играл в Челябинске, но мы не знакомы.

ЧАДА В «КОШИЦЕ», СЕМЬЯ, ТАТРЫ

После Челябинска вы здорово играли в Словакии, добрались до финала с «Кошице».

Я играл в Кошице два года, по ходу первого сезона команду возглавил Ростислав Чада, еще недавно - главный тренер «Слована» из Братиславы. Если бы не он, мы никогда бы не дошли до финала.

Вы доиграли до 38 лет.

И решил, что настало время заканчивать. Сказывались последствия травм, накопилась усталость.

Ваш родной клуб устроил вам пышные проводы?

Мой дом – клуб «32 Липтовски Микулаш». Но никаких проводов из хоккея не было. Они даже не поздравили меня с недавним днем рождения.

Что сейчас? Вы – детский тренер? Занимаетесь недвижимостью?

Два года был помощником главного тренера в юношеской сборной Словакии, где приобрел некоторый опыт работы. А в настоящее время я – главный тренер молодых, начинающих хоккеистов в возрасте от 5 до 10 лет, у меня есть команда около 100 детей. Я учусь в университете в Братиславе, на факультете физической культуры и спорта, в департаменте хоккейных тренеров. Недвижимость? Это трудно для Словакии.

Следите за КХЛ?

Конечно, это сильная лига, где показывают хоккей высокого качества. Интересно, как она будет развиваться и меняться в будущем. И конечно, когда я стану тренером, было бы неплохо попробовать себя в КХЛ. 

Как в Словакии относятся к КХЛ?

КХЛ очень популярна в Словакии. Спасибо Нижнекамску, где в свое время играло очень много словаков, в том числе Мартин Цибак. Но, конечно, все здесь в первую очередь следят за «Слованом». Я ходил на несколько их матчей в КХЛ, хотел посмотреть в прошлом сезоне и на «Трактор», но жаль, не получилось. 

Расскажите немного о своей личной жизни? У вас есть семья? Чем занимаются ваша жена и дети?

Я живу в городе Липтовский Микулаш, построил дом, неделю назад я отпраздновала 40 лет. Мы в браке с моей женой Марикой уже семь лет, у нас есть 9-летний сын Лукаш, который также играет в хоккей, и 5-летняя дочь Паула.

Вы живете в потрясающе красивом месте…

Мой родной город, это такая русская деревня. Здесь только 35 000 жителей, но действительно очень красиво. Татры, свежий воздух, озеро. Здесь очень приятно жить. 

ChelyabinskHockey.Com