Senserview. Пол МакЛейн: «Каждый день есть кто-то, кто готов занять моё место»
Пол МакЛейн по окончании сезона для «Оттавы» рассказал о результатах своей работы, о трудностях развития молодых хоккеистов, о настоящих задачах при игре в обороне и о тех, кто по ходу чемпионата вырос больше остальных.
- Когда, на Ваш взгляд, у команды окончательно разладилась игра, из-за чего клуб так и не смог пробить в плей-офф?
- В Национальной хоккейной лиге нужно играть хорошо достаточно долго, чтобы попасть в плей-офф - и нам этого не удалось. Почему? Мы много раз отмечали, а теперь можем и заключить, что «Оттава» лидировала в Лиге по потерям шайбы и по штрафным минутами, да ещё и оказалась третьей с конца по пропущенным шайбам. По забитым голам мы, вроде, вошли в первую десятку. Забрасывала команда достаточно, вот только она должным образом не оборонялась, поэтому и не давала шанса вратарям вытаскивать матчи.
- Такая игра в обороне - результат ошибок тренерского штаба, или есть и другие причины?
- Думаю, что вся команда может разделить эту вину. Нападающие должны помогать защитникам, защитники помогают и нападающим, и вратарям. Наши игроки просто не могли грамотно распределить роли. Мы хорошо играли с шайбой, но как только мы её теряли, а это зачастую происходило в непосредственной близости от собственных ворот, то это создавало прекрасную возможность отличиться. В такой ситуации вратарю очень сложно качественно выполнять свою работу. Комбинация эти факторов и стала причиной плохой игры в обороне, количеству времени в своей зоне и числу удалений.
- Как Вы оцените свою работу как главного тренера в этом сезоне?
- Неудовлетворительно. Люди сейчас бросаются критикой, и солидная её часть может быть адресована в мою сторону. Моя задача как главного тренера - находить решения и делать команду лучше. Но наши решения оказались неправильными. Теперь нам нужно постоянно возвращаться к этому вопросу и прорабатывать его, чтобы, наконец, найти на него ответ, который приведёт нас к успеху.
- После сезона, по итогам которого Вы взяли Джек Адамс Эуорд, легко определить, чего Вам не хватило в этом году?
- Легко говорить о проклятьи этой награды - это действительно легко. Я не считаю это правдой. Думаю, что в свой третий год в качестве главного тренера я принял осознанное решение изменить свой подход к делу, потому что я хотел вырасти как специалист. В то же время, команда тоже стала относиться к делу по-другому. Наш вариант хоккея, с бесчисленными потерями, постоянным давлением на защитников и вратаря, оказался нежизнеспособен, и я принимаю на себя груз ответственности за результат.
- А кто наблюдает за тренером? Вот Вы решили изменить подход - Вы с кем-нибудь советовались?
- У меня есть штаб, есть генеральный менеджер, есть капитаны.
- Оглядываясь назад, Вы можете сказать, что иногда Вы были просто не в состоянии нажать на кнопку, чтобы заставить команду давать результат?
- Не думаю, что эта кнопка всего одна. Да и вообще, мы просто недостаточно хорошо сработали, пытаясь решить проблемы: это касается и вопросов развития игроков, и вопросов развития игры. Это можно подчеркнуть в интервью: мы не играли хорошо достаточно долго и, соответственно, не попали в плей-офф.
- Сейчас Вы, должно быть, обеспокоены своим будущим?
- Я обеспокоен своим будущим каждый день. Не было ни одного дня, когда бы я пришёл сюда и не думал бы об этом. Так же было, когда я играл. Поймите, что работать в НХЛ - это большая привилегия, будь ты игроком, тренером, журналистом или ещё кем-то в этой огромной организации. Каждый день нужно помнить, что кто-то ещё уже готов занять твоё место.
- Может, ожидания от некоторых игроков были слишком высоки? Особенно от молодых защитников: возможно, кому-нибудь стоило побольше поиграть в АХЛ?
- Нужно учитывать новое коллективное соглашение (англ. Collective Bargaining Agreement, CBA) с его правилами в отношении контрактов и клубов. Мы находимся в равных условиях с остальными командами Лиги. Как только игрок достигает определённых результатов, его считают квалифицировавшимся, и с этого момента его нужно выставлять на драфт отказов, чтобы спустить его в АХЛ. Поэтому нужно принимать решение: будет ли он играть, или выставить его на уэйвер и в перспективе потерять его.
Есть хорошие молодые хоккеисты, которым хочется дать возможность. Они ещё не готовы показывать должный уровень на постоянной основе. И мы бы рады не заставлять их полировать скамейку, а отправить в АХЛ набираться опыта, но это становится невозмонжо, потому что на ум приходит мысль, что его-то мы точно потеряем через уэйвер. Это заставляет все команды заигрывать более молодых игроков, которые ещё не совсем готовы тягаться со взрослыми дяденьками. И теперь нам приходится форсировать их обучение уже здесь, а НХЛ - очень трудная лига. Тут трудно научиться грамотно играть по позиции, не говоря уже о позиции защитника или вратаря, которые сложнее.
- Насколько сильно нужно будет менять систему? Ведь, очевидно, в нынешних реалиях до игроков просто не получается достучатся, не получается их чему-либо научить.
- Опять возвращаясь к теме коллективного соглашения - немногие команды в следующем году останутся такими же. Систему, которую мы предлагаем, нужно откорректировать. С самого начала тренировочного лагеря нужно уделить большее внимание игре в своей зоне, что позволит существенно уменьшить количество ошибок и штрафных минут. Забиваем мы много, иногда даже больше, чем нужно, чтобы победить, но вот игра без шайбы пока оставляет желать лучшего.
- Почему не получилось откорректировать систему по ходу сезона?
- Команды продолжали нам забивать.
- Ничего нельзя было с этим поделать?
- Мы пытались отработать это на тренировках, смотрели видеозаписи, но на всё нужно время. Расписание этого сезона получилось очень плотным, поэтому было сложно в чём-то попрактиковаться. После перерыва на Олимпиаду мы вышли с чётким намерением исправить ситуацию. Мне кажется, что мы действительно стали пропускать меньше, но тем не менее это процесс, и на него нужно время.
- После того, что мы увидели в этом сезоне, Вы будете менять свой подход к команде, каких бы аспектов это ни касалось: и физических, и моральных?
- Нам нужно меняться. Нам нужно стать отличной командой сразу. Мы хотим быть командой, которая играет быстро, которая играет по всей площади льда, которая усердно работает, чтобы вернуть шайбу себе - это всё нужно добавить в наш «список отличительных черт». Нам это нужно сразу. Мы не можем искать свою игру по ходу тренировочного лагеря, первые 20 или 30 игр сезона - сразу. Нам нужно работать в обороне, чтобы пропустить меньше хотя бы на 50 шайб - и то, по этому показателю мы окажемся только где-то в середине Лиги, раз сегодня мы третьи с конца. Если мы сначала сфокусируемся на этих вещах во время подготовки к чемпионату, то у нас будут куда бо́льшие шансы стать такой командой, какой мы хотим.
- Тренеры по-разному оценивают степень значимости блокирования бросков. Как Вы к этому относитесь, ведь «Оттава» оказалась в самом низу по этому показателю?
- Игра в защите - это далеко не только блокшоты. Это просто одна из составляющих: команда, которая блокирует броски, способна показывать результаты в обороне. Но защита - это структура игры между всей пятёркой, даже пятёркой и вратарём, плюс их желание работать ногами при обороне. Намного важнее просто не давать противнику бросать, чем заниматься блокированием бросков.
- Уход Альфредссона был основным заголовком прошедшего лета. Как Вы думаете, процесс смены лидера уже прошёл в команде и прошёл ли он гладко?
- Думаю, что при смене капитана всегда поначалу будет что-то притираться, появится какое-то новое веяние, некоторая неразбериха, но мы через это прошли. Капитаном стал Джейсон Спецца, хотя никому, конечно, не хочется рассказывать людям, что именно в такой год он был капитаном. Но Джейсон им стал, он тоже учился, и, думаю, он многое понял. Несомненно, далеко не просто было найти преемника на должность, которая была занята целых 17 лет. Не думаю, что процесс перехода мог пройти даже за год. Команда тоже строится, и теперь у неё новый капитан. Мы по-прежнему стараемся стать элитной командой, поэтому лидерские качества нам нужны не только от Джейсона или Криса Филлипса, или Криса Нила - от всех. Каждый должен найти в себе мужество заниматься грамотными вещами изо дня в день.
- На мостике «Сенаторов» Вы чувствовали себя так же комфортно, как и в предыдущие два года?
- Да. Конечно, как и все остальные, временами я был далеко не в восторге от нашей игры. Я помню, как говорил всем, что нам понравится то место, которое мы займём после 82 игр - на самом деле, я не очень доволен сегодня.
- Не поддаётся сомнению факт, что Эрик Карлссон - яркий талантливый хоккеист. Как Вы считаете: его нужно поощрять и дальше играть в атаке, или всё-таки неплохо бы научить его показывать результат и в своей зоне?
- О Карлссоне и его игре в обороне я думаю день и ночь. Но в его защиту я могу сказать, что прошлогодняя травма оказала большее влияние именно на его оборонительные способности. Учитывая его размеры, в обороне ему нужно исключительно грамотно работать ногами. А когда ему в соперники достаётся соперник покрупнее, то у Эрика уже нет той уверенности в собственных ногах. Мы с ним говорили об этом. Теперь у него есть возможность поработать над этим лишних два месяца, и мы верим, что он вернёт свои оборонительные показатели на прежний уровень.
- Год назад, отвечая на вопрос, кто заметно улучшил свою игру, Вы среди прочих выделили Кайла Турриса и Зака Смита. В этом году есть кого отметить?
- Думаю, что Кайл Туррис так и не сбросил оборотов. Как и Зак Смит. Мика Зибанежад, который не попал в основу по итогам тренировочного лагеря, отвоевал себе место в составе и забросил 16 шайб. У Патрика Уиркоша и Эрика Грайбы не всё было гладко, они то и дело выпадали из обоймы, но и в таком случае продолжали впитывать в себя опыт других - и в конце сезона они уже выступали очень хорошо. Робина Ленера мы несколько раз ставили играть в непростых ситациях, и эта практика в итоге начала себя окупать. Это может звучать как реклама, но мы стали чуточку лучше за этот год, мы заложили основу уже для серьёзного роста.
- С Вами уже связывались из штаба национальной Сборной Канады по поводу поездки на Чемпионат мира в Беларусь?
- До меня дошли только слухи о том, что меня рассматривают в качестве одного из кандидатов. Я не разговаривал ни с генеральным менеджером Сборной Канады Робом Блейком, ни с исполнительным директором Сборной Бобом Николсоном. Но я бы поехал. Если они вдруг меня сейчас слушают.
• Сводные иллюстрированные итоги сезона
• Как сложился плей-офф для «Бингемтон Сенаторз» (АХЛ)
• Перевод интервью с генеральным менеджером «Оттавы» Брайаном Мюрреем