«Ясновидящий говорил, что Мозякин и Зарипов несовместимы на льду». Илья Воробьев открыл блог на Спортсе’’
Всем привет! Это Илья Воробьев. В преддверии Олимпийских игр и финиша сезона КХЛ я решил завести блог на Спортсе’’, чтобы делиться с вами своими историями из прошлого, наблюдениями о хоккее сегодняшнем и том, какой игра может стать в будущем.
Буду рад комментариям и постараюсь ответить на вопросы в следующих постах. А в первом тексте хотел бы рассказать о своем любимом деле. Каково это – быть хоккейным тренером?

Если ты связал свою жизнь со спортом, то уже не сможешь без него жить. Не сможешь работать по графику «9 до 18» пять дней в неделю. Тебе будут нужны эти американские горки. Это в хорошем смысле слова зависимость. Ты все время в движении, постоянно думаешь, как стать лучше. Вокруг тебя ребята с такими же взглядами, вы всегда вместе. Победа – как свадьба. Поражение – и ты как на похоронах. А тренерство для человека, проведшего жизнь в спорте, это лучшая работа после окончания игровой карьеры.
И в то же время профессию главного тренера можно сравнить с пороховой бочкой. Пройти карьеру без единой отставки удается немногим, и вступая в должность, ты должен быть готов к тому, что когда-нибудь тебя уволят.

Со мной впервые это случилось осенью 2017-го. Годом ранее с «Магниткой» мы выиграли Кубок Гагарина, потом был финал против СКА, а после него из команды ушли пять звезд – Данис Зарипов, Александр Семин, Крис Ли, в НХЛ уехали Алексей Береглазов и Виктор Антипин. Витя тогда был одним из лучших защитников лиги. На их места взяли менее опытных ребят, мы стали перестраиваться, а в начале ноября «перестроили» меня. Ничего страшного, пережил. Потом еще вернулся в «Магнитку» и неплохо поработал.
В хоккее смена клуба это часть работы. Наши игроки еще переживают, а североамериканцы вообще говорят, что таков бизнес, и относятся к этому спокойно. На моей памяти разве что Джастин Ходжмэн отреагировал эмоционально. У него даже слезы навернулись, когда узнал об обмене из «Металлурга» в «Адмирал». Оказывается, Джастин ждал в Магнитогорске свою девушку из Канады, она вот-вот должна была прилететь, а его отправили во Владивосток.
Какие чувства переживает тренер после увольнения…. Первая стадия – это злость. Если ты понимаешь, что причина объективна, это не так обидно. А если видишь, что хорошо поработал, но на результат повлияли разные обстоятельства, или ожидания были выше, чем уровень твоей команды, то это другое дело.
Вторая стадия – поиск причин. В моем случае, если говорить о прошлом сезоне, они на поверхности. Шла перестройка команды, в нашей «дрим-тим» было много молодых ребят, которые только приехали из Америки. Была серия из 11 побед подряд, а потом… Обмены, травмы, потеряли лучшего центрального и главного бомбардира, дирижера на большинстве и вратаря, который должен был начинать плей-офф. Вышли на Минск, где половина команды это иностранцы, 7-8 человек набрали по 40 и больше очков. Два матча вытащили, а на большее в силу этих обстоятельств не хватило. Но иногда в жизни играешь ты, а иногда тобой.

Со временем все проходит, отпускает. Появилась возможность уделить больше времени семье, выспаться и заняться здоровьем. А в августе-сентябре начался новый сезон, и голова вновь погружается в хоккей. Я много смотрю КХЛ, иногда заглядываю в европейские лиги и НХЛ, слушаю коллег и сам читаю лекции в школе тренеров.
«Если тренер ничего у коллеги не спер – это плохой тренер»
Хоккеисту, чтобы поддержать форму, необходимо ходить в зал и кататься. А что делать тренеру без команды? Не смотреть матчи и оставаться красавчиком в своем деле теоретически можно. При условии, что у тебя Сергей Бобровский играет в воротах, а в раздевалке ждут указаний сборная Канады или сборная СССР золотых времен. Тогда шанс есть. А если серьезно, то тренеру необходимо следить за тем, что происходит. Только так можно развиваться. Чуть-чуть ты пропустишь – и до свидания. Хоккей меняется очень быстро.
Вот пример. В начале плей-офф-2016 мы играли с «Автомобилистом» Андрея Разина, и у первого звена игра не шла от слова «совсем». Я говорю Сергею Звягину: «Нарежь клипы с нашими голами с финала против «Льва». Покажем мужикам, поможем им в плане психологии». Идет плей-офф, времени мало. Сергей не спал всю ночь, нарезал видео, а с утра пришел, показывает и смеется: «Илья Петрович, сейчас все увидишь». Начали смотреть – в одну сторону атака, Вася Кошечкин отбивает. В другую атака 3 в 2 – наши звезды забивают.
Таким хоккей был в 2014-м, а всего через два года он уже другой. Нет столько разрывов, нет столько атак 3 в 2. Все ориентируются на тех, кто выиграл в прошлом году и ищут какие-то детали, которые можно взять у чемпионов, что можно улучшить и получить преимущество против них.
Перед Олимпиадой-2018 администраторы подготовили сюрприз – собрали на видео лучшие моменты тренеров в игровой карьере. Да мы сами смеялись над собой больше игроков. Идеи одинаковые, какие-то основы хоккея остались, но это другие скорости, амуниция, правила. Раньше опытный игрок мог играть только за счет хорошей головы и рук. Сейчас нужно бегать, двигать ногами, отрезки стали меньше, интенсивность иная.
Бориса Беккера как-то спросили о теннисистке, которая на полгода ушла из спорта, а потом вернулась и стала всех обыгрывать. Он ответил: «Я рад за нее, но если бы я столько пропустил, то в мужском теннисе на прежний уровень уже не вернулся бы». И это индивидуальный спорт, а хоккей – это огромный пазл, в котором много разных элементов. Важно все – от того, как сыграет вратарь, кто в команде, какие ожидания от нее, кто стоит над тренером.
Поэтому в пересмотре ретро-матчей ради тактических нюансов смысла немного. Для психологической разгрузки – да, можно посмотреть. Зарядиться эмоциями, желанием победить, сыграть через не могу. Иногда натыкаюсь в компьютере на хайлайты с победной Олимпиады, когда за минуту до конца мы еще были в не очень хорошем положении…. Приятные воспоминания. Но для тренера полезнее учиться на актуальном.
*****
А учиться можно у многих. Как мне говорил Пол Морис в его первый год работы с «Магниткой», если ты ничего не спер у другого тренера, ты плохой тренер. Везде нужно что-то брать, подмечать какие-то детали. У кого-то оборона, как сейчас у ЦСКА. У кого-то игра с шайбой, как у «Магнитки», которая буквально не расстается с ней. Отметил бы давление Омска, например. Разных компонентов очень много, только смотри внимательно.
У того же Мориса было очень четкие планирование, подготовка тренировок, анализ матчей, разбор того, кто и над чем должен поработать. Ведение игры опять же. Еще лет 10 назад североамериканцы превосходили нас в гейм-менеджменте, а сейчас все подровнялось, такого разрыва уже нет. Прежде наши тренеры как делали – выпускали первое звено, потом второе, третье, четвертое, и так по кругу. Вышли спецбригады, а потом опять первое, второе, третье… Сейчас это изменилось.
Взять к примеру вторые периоды в матчах КХЛ. Так вообще больше не играют – ни в Европе, ни в Америке. Начинается совершенно другой вид спорта – кто кого наложит сменами, кто как поменяет линии, чтобы получить преимущество. В этом мы ушли вперед.

Очень интересно смотреть за тем, как ведет игру Боб Хартли. «Магнитка» часто встречалась с его «Авангардом», и это были сильные зарубы. Он знал, что я хочу делать, а я знал, что хочет он. Бесились мы друг от друга прилично. И были нюансы, которым можно у него поучиться. Когда он судей к себе подзывал, чтобы потянуть время и так далее. А в один год мы чуть не подрались в подтрибунном помещении в перерыве между периодами. Было все так близко. Такие эмоции!
Полезный опыт я получил в сборной – там были Олег Знарок, Харийс Витолиньш, Алексей Жамнов, Игорь Никитин, Алексей Кудашов и Анвар Гатиятуллин. Майк Кинэн – классный мужик и хороший мотиватор. Даже просматривая матчи по телевизору можно и нужно учиться – кто и как ведет игру, кто кого выпускает, кто под кого выпускает. Смотришь и анализируешь: а как бы я поступил в этом моменте?
«В хоккей возвращаются квадраты – как у футбольного «Спартака» Романцева»
Из тех, кто приятно удивляет в этом сезоне КХЛ, отмечу «Северсталь». Она не первый год играет так симпатично, и здорово, что ее состав сохранился. Меня радует, что в хоккей возвращается игра в квадрат. В свое время в футболе его использовали «Спартак» Олега Романцева и «Барселона» Хосепа Гвардиолы. Сейчас это есть в игре команды Андрея Козырева. Мелким пасом обрезают соперников, и это очень зрелищно, это украшает хоккей. Моментами он становится советским.
Этот состав «Северстали» растет, и если Самойлов сыграет в плей-офф, от Череповца можно ждать сюрпризов. Есть команды большие, но более медленные, как ЦСКА или «Трактор». А есть «Северсталь» и «Магнитка» – маленькие и очень быстрые.

Молодые пацаны в «Торпедо» хороши. Здорово, что подрастает новое поколение. В Уфе мне Саша Жаровский нравится. Если не смотреть на позицию, он чем-то напомнил молодого Женю Кузнецова из «Трактора». И по видению игры, и даже где-то по катанию.
Вова Ткачев из «Магнитки» на своем уровне. Он и раньше был такой, но травма ахилла его несколько отбросила назад. Вова Ткачев в «Торпедо» рядом с быстрыми краями тоже воспрял духом. На него интересно смотреть.
Рад за Дамира Шарипзянова – огромный молодец. Это рабочий парень, который слепил себя сам. Из игрока оборонительного плана, который ловил шайбу, блокировал броски, он сделал себя атакующим защитником. Я могу только предположить, но думаю, что летом он дополнительно работал над броском и игрой на синей линии. Так делал мой воспитанник Гриша Дронов. Летом ставил ворота на участке, брал клюшку у Антона Бурдасова и за несколько месяцев улучшил бросок. И сейчас это совершенно другой игрок.
Мне нравится, что наши парни не стоят на месте, а развиваются. В последние годы в топе по результативности среди защитников в КХЛ в основном были иностранцы, а сейчас там больше своих ребят.
*****
Помимо просмотра матчей, много полезного можно найти в книгах. Мой отец, Петр Ильич Воробьев, много читал, подчеркивал интересные цитаты, чтобы потом показать, и, видимо, мне его увлечение передалось по наследству. Навскидку вспомнились биография Алекса Фергюсона, «Разум чемпионов» Джима Афремова, но там больше про психологию и мотивацию.
А еще отец в свое время рекомендовал книгу Вячеслава Платонова, который тренировал волейболистов сборной СССР – «Моя профессия – игра. Книга тренера». Он работал еще в 70-80-х, но там написаны очень правильные вещи, которые актуальны даже сейчас. Очень советую начинающим тренерам.

Например, Платонов писал, что если ты, игрок, сделал не так, как велел тренер, то есть сыграл не по системе, но заработал очко – ты король. А если сделал не так, как просили, и проиграл очко – будь готов получить по башке. Я с этим согласен. Если ты гений и зарешал, вопросов нет. А если наломал дров, сделав не так, как договаривались, неси ответственность.
Когда я начинал в хоккее, тренеры уделяли психологии меньше времени. Тогда играли советские дети – их воспитывали иначе. Все были примерно одинаковыми, было попроще. С детства всем прививались честность, умение помочь, не подставить товарища. Потом было поколение детей 90-х, когда произошел развал страны, а это другие принципы. А затем поколение PlayStation – ребята совсем иные. Где-то более нежные, все они очень разные. Каждому нужен свой подход, свой кнут и свой пряник. И одного кнута мало. Далеко за примером бегать не нужно – возьмем Николая Голдобина. Если найти к нему подход, будет очень полезен.
«Искусственный интеллект можно использовать в судействе»
Еще один инструмент для развития – подкасты. Например, Hockey Coaches. У него есть бесплатная версия, а есть платная с более глубоким анализом матчей и игровых ситуаций. Если время позволяет, можно послушать мысли тренеров, работавших и в НХЛ.
Любопытное предположение недавно высказал Питер Дебур, один из тренеров олимпийской сборной Канады. Он сказал, что так называемая «эра веселой шайбы» с большим количеством голов и быстрых атак в НХЛ скоро может завершиться. По-другому будут играть защитники, больше плотности будет в средней зоне. Он вспомнил про капканы «Нью-Джерси», которые были эффективны в середине 90-х и изменили на хоккей.
Возможно ли это? При существующих правилах, скорее всего, нет. В те годы и зацепы разрешались, и «пиджаки». Негабаритным игрокам, вроде Владимира Ткачева или Никиты Гусева, в те времена было очень тяжело. Нужно было быть совсем гениальным хоккеистом, иначе шансов просто не давали. Два раза провезут на вилах, ножками поболтают и все – матч закончен.
Какие-то подвижки в сторону более закрытой игры будут. Они уже есть. Тот же «Авангард» с Хартли, когда вел в одну-две шайбы, то практически не давал сопернику шансов. Игроки скатывались вниз и выводили ее из-под давления. В немного другом варианте этим пользуется ЦСКА Игоря Никитина. И все же очень надеюсь, что в КХЛ оборонительный хоккей не вернется полностью. Это не очень хорошо для зрителей, это плохая реклама нашей игры. Люди хотят видеть голы и красивый хоккей. Да, им хочется, чтобы любимые команды побеждали, но лучше с комбинациями и заброшенными шайбами.
*****
В другом подкасте главный тренер «Калгари» Райан Хуска рассказывал, что советовался с Chat GPT, когда его команда проигрывала. А я слушал и вспоминал историю из Магнитогорска. Как-то раз мне дали конверт с предсказаниями от одного из лучших ясновидящих страны. Сказали: «Илья Петрович, почитай, подумай!» Я открыл, а там по каждому игроку разбор – кто с кем совместим, а кто – нет. И один из пунктов – Данис Зарипов и Сергей Мозякин не могут играть вместе вообще. Одного нужно в первое звено, другого – во второе. Никак иначе. Я почитал, сказал «спасибо». И в мусорку. Если эти двое несовместимы, если их нельзя ставить вместе, то как тогда с остальными?

Мне еще Морис говорил: «Используй свои инстинкты!» У искусственного интеллекта они пока так себе. Его можно использовать при анализе статистики, найти что-то хорошее в цифрах или плохое, если нужно дать кому-то по башке на разборе игры. Но насколько же он должен быть хорош, чтобы принимать правильные решения при выборе состава? Игра все-таки очень многозадачна.
Где бы я попробовал ИИ, так это в судейском корпусе – во время просмотра спорных ситуаций, гола или удаления. Чтобы и решение было правильным, чтобы его принятие не занимало так много времени. Если просмотры берутся по 3-4 раза за матч, это здорово тормозит игру, меняет ее темп.
Понимаю, что у судей свои интересы – премии, зарплаты, «секир-башка» – но то же самое и у тренеров. Сейчас мне легко говорить, но бывает стоишь на лавке и думаешь: «Если проиграем сегодня, может все закончится плохо». И тут еще ошибка судьи…
*****
Журналисты иногда пишут и спрашивают: «Илья Петрович, почему вы без клуба? Разве много в КХЛ главных тренеров, которые дважды выигрывали Кубок Гагарина?» Отвечаю, что не знаю. Во всем мире, наверное, по спортивным качествам выбирают тренеров – кто побеждал, тот востребован. Какие принципы у нас – вопрос. Ладно бы ехали в Россию такие, как Боб Хартли, а то приехали пара канадцев, и те быстро сбежали.

Для меня важнее не столько нынешний статус клуба, сколько то, есть ли у него полноценная идея. Хочет ли он побеждать сейчас, или планирует подняться на новый уровень, или есть цель закрепиться на какой-то позиции, а потом выйти на следующий этап развития.
Нет такого, что «туда не поеду, там меня не устраивает». Была бы нормальная идея, и работать бы давали. Наверное, сейчас люди уже понимают, что быстро команда не строится, нужен минимум сезон. И дело даже не в кредите доверия. Важнее, чтобы у начальства и главного тренера были схожие взгляды. А бывает по-разному.
На примере Мориса убедился, что в профессии тренера возможно все. Взять его первый сезон в России – в 2012-м. В «Магнитке» перестраивали состав, хотели омолодить команду, но вдруг – локаут. Приехали Евгений Малкин, Николай Кулемин, Сергей Гончар, Матс Зукарелло… Шайба у нас 80 процентов игры, команда побеждала! Локаут закончился, и… привет горячий. В первом раунде мы проиграли Уфе, у которой было больше своих ребят.
Совсем недавно Морис подумывал о завершении карьеры, во Флориду приезжал, чтобы дом себе посмотреть. Он в НХЛ тренировал с 1995 года, провел более 1000 матчей с разными командами, а Кубка не было. И вдруг ему позвонили из «Пантерс» – то ли генеральный менеджер, то ли хозяин клуба. Пообщались, договорились, и вот как получилось. Два Кубка подряд. Я искренне рад за него. Представьте, человек думал заканчивать и старость встречать всего несколько лет назад, а сейчас встретит ее с двумя перстнями на руке.
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Владимир Астапкович, Сергей Гунеев, Алексей Куденко, Рамиль Ситдиков













И еще больше баек, конечно же! Про несовместимость Мозякина и Зарипова – выше всяких похвал)) Духи зло подшутили над ясновидящим, не иначе 🤣