Трибуна
18 мин.

«Хоккей в регионах угасает. Скоро он останется только в Астане». Блогер Артем Буланов – о журналистике и хоккее

Артем Буланов – автор и ведущий популярной программы о хоккее Казахстана «Головой об лед». Он всегда поднимает острые и злободневные проблемы казахстанского хоккея и старается задавать прямые вопросы героям своих выпусков. При этом в одиночку занимается созданием хоккейного контента на всех площадках «Головой об лед» начиная с записи, публикации текстов, завершая процессом монтажа и оформления: youtube-канал, телеграм-канал, группа вконтакте, инстаграм, Тик-Ток.

Возможно, вы удивитесь, но Артем Буланов живет и работает не в столице, куда в 2008 году с созданием КХЛ и вступлением в лигу астанинского «Барыса» переместился центр хоккейной тяжести, а в Павлодаре, где базируется некогда неоднократный чемпион страны «Иртыш». Правда, последние годы «Иртыш» прочно осел в аутсайдерах казахстанского чемпионата, тем интереснее, что самый интересный хоккейный контент генерируется в городе, в котором хоккей давно переживает кризис.

20 сентября Артем Буланов приехал в Усть-Каменогорск, чтобы снять выпуск про «Торпедо» и показать закулисье клуба.

После матча «Торпедо» – «Иртыш» мы поговорили с Артемом о его проекте, казахстанской хоккее, профессиональном выгорании, медийности наших спортсменов и о том, почему он до сих пор не переехал в Астану.

- Артем, как спорт возник в вашей жизни?

- Я родом из Павлодара. Помню, как в 1997 году мы впервые с дедушкой пошли на матч футбольной команды «Трактор» на Центральный стадион Павлодара. В детстве я смотрел по ночам трансляции матчей Лиги чемпионов на НТВ, помню, обычно начинались в 01:30 ночи: «Спартак», «Бавария», «Арсенал». Это была фантастика! В то время не было доступа к интернету и телевизионные трансляции еврокубков были глотком свежего воздуха. Красивая игровая форма клубов с титульными спонсорами – для меня это был космос! Я тогда влюбился в форму мюнхенской «Баварии» с надписью OPEL, очень нравилась игра Оливера Кана. А какие были шикарные комментаторы на НТВ: они открывали для нас этот мир, рассказывали о том, что пишут зарубежные СМИ об игре. Я ставил будильник на 01:30, просыпался и смотрел Лигу чемпионов. В эпоху без интернета, гаджетов и социальных сетей телевизионные трансляции были окном в другой мир. Названия компаний-спонсоров, которые красовались на формах зарубежных команд, подтолкнули меня изучать иностранный язык. Кто помнит 90-е, согласятся с тем, что это было тяжелое время. Хотелось чего-то светлого, когда в стране был упадок уровня жизни. Футбол и спорт в целом, стали для меня отдушиной. Я старался цитировать фразы того же Савика Шустера, который вел программу «Третий тайм». Именно тогда и появилась любовь к спортивной журналистике. Гимн Лиги чемпионов – самая божественная музыка на этой земле, и я даже записывал ее, затем включал в школе своим друзьям.

Артем Буланов записывает интервью с Андреем Тихоновым (2009 год)

Помню, как впервые увидел по телевизору хоккейные матчи сборной Казахстана на Олимпиаде в Нагано, хоть и не понимал тогда хоккейные правила, но это все ярко отложилось в памяти. Было ощущение, что смотрю яркую рекламную картинку: команда, ведомая Борисом Александровым произвела фурор на весь мир.

- В те годы особенно популярными были передачи о футболе: «Футбольный клуб», «На футболе с Виктором Гусевым», на телеканале «Хабар» – «Идем на футбол».

- Я смотрел все программы о футболе, обводил ручкой в программе передач. Ведущий программы «Идем на футбол» Тимур Камашев был в то время моим кумиром и когда он приехал в Павлодар комментировать матч «Иртыш» – «Женис», я подошел к нему и попросил сфотографироваться. Он сначала меня не понял, взял мою «мыльницу» и сфотографировал меня на фоне трибун стадиона. Я говорю: «Тимур, хотел бы с вами сфотографироваться». А он такой скромный и в ответ мне: «Да ты что?». Но все же мы сделали совместное фото и в дальнейшем когда я напоминал ему об этой истории, он всегда смеялся. Сейчас тоже видимся, он часто приезжает на чемпионат Казахстана по пляжному футболу, возглавляет клуб «Ярыш». К сожалению, Тимур Камашев отошел от телевидения, но я до сих пор ему благодарен за то, что он повлиял на мой выбор в пользу спортивной журналистики. Считаю его настоящим мэтром нашей спортивной журналистики.

Артем Буланов и Тимур Камашев

Уже в 10 классе я знал, что хочу работать в спортивной журналистике. Вел школьную газету, писал разные очерки о том, как наши школьные команды играли в спортивных соревнованиях. После окончания школы успешно сдал ЕНТ, получил грант по специальности «Учитель история Казахстана», но отказался от гранта, несмотря на настоятельные советы родителей. В итоге поступил на факультет журналистики. Первый год учился на коммерческой основе, а на втором курсе получил грант университета. Уже на первом курсе работал в университетской газете, на сайте нашего ВУЗа. Я выбрал специальность своим сердцем, советую всегда заниматься любимым делом. Будучи студентом трудился в газете «Звезда Прииртышья» – это ведущее издание в Павлодаре. Затем меня заметили и пригласили на местный телеканал «Ирбис». Освещал не только спорт, но и социальные темы. Считаю, что не стоит ограничиваться только спортом, но все же спортивные репортажи всегда сложнее, чем другие темы. В спорте ты должен подмечать многие детали, которые не заметит простой читатель или зритель.

- Как возникла идея создать передачу о казахстанском хоккее «Головой об лед»?

- Я помню, что когда пришел на матч хоккейного «Иртыша», а тогда в павлодарской команде были сильные зарубежные игроки. Казахстанский футбол освещался многими изданиями, в интернете, на телевидении. А хоккей в нашей стране вообще будто никому не нужен. Я начал общаться с легионерами из дальнего зарубежья Беном О’Коннором и Яником Риндео. Записал с ними текстовое интервью о жизни в Казахстане, а это были топовые игроки своих сборных команд. Уже тогда стало понятно, что у них интересная жизнь, но никто это не освещает. Тогда и подумал: почему бы не рассказывать о казахстанском хоккее, о его закулисье? Так и зародилась идея создать передачу о хоккее Казахстана. Название должно было вызывать реакцию у зрителей, поэтому остановился на «Головой об лед» – злободневное, обсуждаемое, вызывало эмоции, пусть и отрицательное. Люди звонили в редакцию и говорили: «как же он мог так назвать программу о хоккее?». Но раз оно вызывало эмоции, то значит я не ошибся с названием.

- Поначалу программа выходила только на местном телевидении. Что побудило пойти в youtube? В то время эта платформа в Казахстане еще не была столь популярной.

- Как-то мне позвонил Яник Риндео и спросил: а где посмотреть программу? Его родные и близкие хотели увидеть передачу «Головой об лед», но она выходила только в Казахстане. Поэтому я решил открыть канал на youtube. Таким образом, благодаря youtube-каналу «Головой об лед» смогли видеть зрители не только Казахстана, но и всего мира.

- Помните свои первые выпуски?

- Да, по сравнению с нынешними выпусками они выглядят ужасно: там не было четкого сценария, кульминации. Они были обо всем и в то же время ни о чем. На меня большое влияние оказал совет автора youtube-канала «За нами уже выехали» Дмитрия Дубовицкого. Он сам в прошлом работал на сайте vesti.kz. Наверное, это был 2017 год. Звонок от Дмитрия Дубовицкого и я, если честно, был удивлен. Он говорит: «Артем, я смотрю твои выпуски. Хочу дать профессиональный совет: тебе нужно структурировать программу в формате дайджеста. Чтобы люди, которые не следят пристально за казахстанским хоккеем, могли включить «Головой об лед» и узнать все новости». Он дал много полезных советов.

Раньше в моих выпусках был хаос: в одной передаче могли быть и интервью, и длинные сюжеты то есть не было четкой структуры. Дима Дубовицкий к тому времени уже был узнаваемым youtube-автором и общение с ним помогло понять важную мысль: я должен экономить время зрителей и давать самое важное без лишней «воды». За это я очень благодарен Диме! В то время не то что передач, даже нормальных трансляций матчей чемпионата Казахстана не было. Поэтому задачу перед своей программой сформулировал предельно просто: показать людям, что в Казахстане есть хоккей, на матчах интересно и вообще это классный спорт.

- Раньше вы работали вместе с оператором. Почему пришлось отказаться от оператора и перейти на формат популярного блогера «Красава»?

- Изначально над программой работали три человека: помимо меня это оператор Серик Конакбаев, монтажер Никита Пац. Постепенно я стал понимать, что когда ты работаешь в команде, то приходится полагаться на кого-то, ведь могут быть разные жизненные ситуации и положиться можно только на себя. Никто лучше тебя твою идею не осуществит. Сначала ушел из телевидения оператор и сейчас успешно трудится в бизнесе. Потом ушел монтажер. Сейчас со мной работает другой монтажер – Евгений Лижнин. Теперь я сам определяю для себя объем работы. Привык рассчитывать на свои силы.

- Помимо youtube-канала «Головой об лед» вы ведете социальные сети программы Вконтакте, телеграме, Тик-Токе и Instagram. Как вы успеваете?

- У меня нет навыков SMM-менеджера и по дизайну это выглядит не совсем современно. Я сам не понимаю, как я все это успеваю! Признаюсь, что мало сплю, но пока понимаю, что только я сам делаю это с такой подачей, юмором и перчинкой. Хотя, наверное, надо бы часть работы делегировать другим.

- Какие выпуски «Головой об лед» вызывают у час чувство гордости?

- Горжусь выпуском про сборную Казахстана на Олимпиаде в Нагано под руководством Бориса Александрова. Сильный выпуск был про сельский хоккей: показать, как развивается хоккей в деревне, и кто спонсирует развитие этого вида спорта в сельской местности. Еще резонансным был выпуск под названием «Их не любит «Барыс»: десять игроков, которые никогда не будут в столичном клубе. Я подробно изучил карьеру каждого и составил такой рейтинг.

- Когда ездите по городам, что открываете для себя изнутри?

- Благодаря хоккею Казахстана, я побывал в таких странах и городах, где мог мечтать оказаться: Токио, Лион, Лондон, Белфаст, в Казахстане тоже побывал во многих регионах. Каждая поездка – новые знакомства, много открытий. Вот сейчас приехал в Усть-Каменогорск, и тут каждый болельщик знает программу «Головой об лед». Многие болельщики подходили, и я это запомню на всю жизнь. Еще мне понравилась поездка в Уральск: там своя атмосфера, люди, бизнесмены, помогающие развитию хоккея. Сплоченность родителей, тренеров создают особый хоккейный вайб в Уральске.

- В каком городе казахстанского чемпионата хотите побывать и снять выпуск?

- Пусть и «Хумо» не выступает в нашем чемпионате, но я очень хочу посетить Ташкент и их современную суперарену. На втором месте – Актобе. Конечно же, хочу в Рудный. Там столько легендарных историй и сам клуб уже давно «Горняк» окутан тайнами и легендами. Там классные болельщики!

- О казахстанском футболе, в котором намного меньше достижений по сравнению с хоккеем, по крайне мере, сборной на международной арене, пишут множество медиа: сайты, телеграм-каналы, паблики, youtube-каналы, снимается много подкастов. Казахстанский хоккей в этом сильно проигрывает футболу: парочка сайтов, новости о хоккее не такие просматриваемые, два youtube-канала и все. Почему?

- Ответ очень простой: футбол намного проще и понятнее, нежели хоккей. В хоккее сложнее и правила, и стартовые условия для журналистов, которым нужно вникнуть в суть этой игры. Неподготовленному читателю или зрителю сложно понять все нюансы хоккея. Дилетанта в хоккее гораздо проще вычислить. В футболе разбираются все. Мало кто разбирается в хоккее, который сложнее, многоструктурнее. Проще рассуждать почему двадцать два человека не смогли забить мяч в ворота, нежели понимать причины провального старта «Барыса» в КХЛ. К тому же в спортивной журналистике много не зарабатывают и в эту сферу мало кто хочет идти строить карьеру. А уж в хоккейной журналистике тем более. Мало кто хочет вникать и разбираться во всех тонкостях хоккея. В футболе можно акцентировать внимание на мировых новостях и раскручивать свой канал на хайповых темах, а чтобы показать казахстанский хоккей тебе нужно глубоко погружаться и понимать многие вещи из закулисья.

- Топ-3 спикера в казахстанском хоккее, с кем хотелось бы записать интервью для зрителей «Головой об лед»?

- У меня большое желание записать большое интервью с президентом казахстанской федерации хоккея Аскаром Узакпаевичем Маминым. Несмотря на критику в его адрес, сделал огромный вклад в развитие казахстанского хоккея, нашего чемпионата. Я бы хотел узнать из первых уст как устроена работа руководителя изнутри, о его видении перспективы нашего хоккея. Второй спикер – экс-директор «Барыса» Нурлан Оразбаев. Он обещал мне дать интервью в прошлом сезоне, но все время почему-то избегал, так наше интервью и не состоялось. Я бы хотел понять логику его действий и решений, какие ошибки он допускал ошибки в своей работе, кто его в конечном счете подвел?

Известный журналист Виктор Боженов и Борис Александров

Третий спикер…, Наверное, это был бы Борис Викторович Александров, с которым я никогда не запишу интервью, но я бы хотел узнать у него что двигало ими в те тяжелые 90-е годы, что мотивировало их, какие ценности помогали им, когда в стране было не до хоккея. Никакие сложности не отбили у того поколения желание отдавать свои силы в любимый вид спорта и добиваться успеха даже вопреки тем сложностям. Просто легенда!

- Самый большой респект, который получили за эти годы?

- Всегда самые большие респекты от зрителей «Головой об лед»: мастер из Рудного сделал большую деревянную надпись «Головой об лед», болельщица из Усть-Каменогорска постоянно делает рисунки, в Павлодаре есть мастерица, которая делает всякие подарки-фигурки. В свое время постоянно очень большую помощь оказывал экс-директор «Арлана» Рамазан Байзуллаевич Айгайбеков. Он помогал с оплатой поездок, в том числе зарубежных. Первая видеокамера тоже была приобретена с его финансовой помощью. Если бы не Рамазан Байзуллаевич, то программы бы уже не было.

«Головой об лед»

- Как удается бороться с профессиональным выгоранием? Ведь нельзя взять и отключиться даже на несколько дней. Зрители ждут контент каждый день.

- Выгорание бывает постоянно. Особенно, когда ночью сажусь за монтирование нового выпуска и думаю: «кому это вообще это надо?». У меня на канале максимум просмотр одного ролика – около 50 тысяч. Мысли закрадываются иногда: «неужели без нового выпуска программы кто-то не проживет?». Но меня очень мотивировали слова капитана «Номада» Саяна Данияра, который как-то при встрече сказал: «Артем, если не ты, то кто будет показывать и рассказывать о нашем казахстанском хоккее?». Он дал мне мощную мотивацию работать дальше над проектом «Головой об лед».

Многие тренеры и хоккеисты пишут после выпусков, часто выражают недовольство моими формулировками и стараюсь отвечать всем аргументированно. Бывают и позитивные отзывы. Любая обратная связь для меня является самой большой мотивацией. Особенно когда вижу видео, где хоккеисты «Хумо», «Горняка», «Иртыша» смотрят выпуски «Головой об лед». Это заряжает меня энергией!

- Ваши тексты всегда резонируют своими формулировками. Долго ли думаете над текстами к публикациям?

- Всегда говорю своим студентам на факультете журналистики: все что появляется у тебя в голове в первые минуты, сразу же нужно ставить. Чем больше думаешь, тем меньше «перца».

- Удается ли следить за российскими хоккейными каналами?

- Да, постоянно смотрю все каналы, чтобы понимать тренды, черпать что-то новое для себя. Иногда смотрю в дороге, когда дома занимаюсь дома физическими упражнениями.

- Вы работаете в нескольких организациях?

- Моя основное работа – телеканал «Ирбис» в Павлодаре. Делаю репортажи на социальные темы, криминал, спорт. Плюс еще и работаю ведущим новостей. Преподаю журналистику в ряде павлодарских школ, где есть спецкурсы. Мои ученики уже поступили в университеты на грант. Публикуюсь в ряде республиканских СМИ. Занимаюсь съемкой о частном бизнесе, веду мероприятия крупных бизнес-холдингов.

Как я все это успеваю? Мне этот вопрос задавал тренер «Хумо» Роман Юрьевич Кривомазов. Я ему ответил честно: с радостью делать свою работу, кайфовать от нее и тогда можно все успевать. Еще важно не отказывать новым вызовам, а наоборот принимать их.

- Представим, что у вас появляется большой спонсор или рекламодатель. Какой формат выбрали бы для раскрутки своего канала?

- Я бы с радостью снимал выпуск «Один день с игроком» в стиле «Красавы». Погружался бы в его жизнь, команды, показывал бы всю «внутрянку», начиная с его быта и заканчивая раздевалкой.

- Почему в казахстанском хоккее очень мало медийных личностей?

- Думаю, что в казахстанском хоккее функционеры, тренеры и хоккеисты еще не умеют создавать правильные инфоповоды, многие высказывания кажутся неуместные. Наверное, они варятся в собственном соку и не смотрят зарубежный контент. Не особо обеспокоены своей медийностью. Как относятся к журналистам и пресс-службе? Это люди, которые записывают после матчей интервью по шаблонным вопросам и ответы одни и те же. Если они задумаются над тем, что спортивная пресса работает на их капитал, то все изменится. А пока им проще отмолчаться по принципу «тише едешь – дальше будешь», нежели ярко высказаться по определенной проблематике. Мы недавно с коллегами смеялись: вот уже больше десяти лет самый главный медийный герой – Дамир Рыспаев, завершивший давно игровую карьеру. Кого еще вспомнить? Никита Михайлис дает интервью раз в пятнадцать лет, Олега Болякина можно разбирать по цитатам и все. Впрочем, такие же проблемы в ММА, где уже многие годы медийно известен только Куат Хамитов, в казахстанском футболе тоже нет медиаличностей. То есть это проблема всего казахстанского спорта. Например, одним из главных спортсменов года стал конькобежец Денис Никиша, но кто его знает? Шавкат Рахмонов редко дает интервью. Больше некого и выделить.

Артем Буланов и Дамир Рыспаев

- Если бы вас избрали президентом казахстанской федерации хоккея, то какие три главные реформы постарались бы осуществить в первую очередь?

- Во-первых, я бы сделал единый солидный призовой фонд для победителя чемпионата Казахстана и обладателя Кубка. Например, победителя Кубка Казахстана можно было бы освободить от взноса в федерацию. Слушаешь интервью тренеров некоторых команд во время Кубка Казахстана: «ну, для нас это летний турнир, мы готовимся к чемпионату». Такого быть не должно. Команды должны иметь серьезную мотивацию побеждать. Официальные турниры должны быть престижными.

Во-вторых, запретил бы частные школы. Они должны быть государственными, постарался бы сделать так, чтобы форма, инвентарь выдавались бесплатно.

В-третьих, сделал бы все, чтобы создать второй клуб в КХЛ, где играли бы только казахстанские хоккеисты. Пусть «Барыс» решает турнирные задачи, а второй клуб наигрывал бы местных игроков, особенно молодых.

- На каких турнирах мечтаете работать?

- Олимпийские Игры – вершина, куда стремятся лучшие спортсмены. Именно на таком турнире еще жив спортивный принцип. Хотелось бы попасть на титульный бой Шавката Рахмонова. И, конечно, финал Лиги чемпионов УЕФА, и, чтобы там была мюнхенская «Бавария».

- Какой сезон в чемпионате Казахстана самый топовый для вас?

- Если не ошибаюсь, это был сезон 2012/2013, когда была сильнейшая «Сарыарка», звездный «Иртыш» со словаками, мощнейший «Арыстан» с легионерами из Финляндии, «Арлан» с Яником Риндео и Бен О’Коннор, «Барыс-2», в котором блистал Никита Михайлис. Это был мощный сезон! Пушка!

- Вы живете и работаете в Павлодаре. Нет ли желания перебраться в столицу? Ведь в Астане клуб КХЛ, все звезды приезжают именно туда.

- Регулярно поступают предложения из столицы, но я остаюсь патриотом своего родного города, предан ему. Я понимаю и вижу, что хоккей в регионах угасает. Вскоре он останется в Астане. Стараюсь поднимать региональную журналистику и «качаю» на всю страну о хоккее. В этом вижу свою миссию.