Александр Елесин: «Играть с Радуловым – вызов. Нужно быть с ним на одной волне»
Защитник «Локомотива» в большом интервью для КХЛ рассказал о работе с Хартли, игре с Радуловым, капитанстве и китайском чае

«Считаю плюсом, что костяк команды сохранился»
— Прошло почти три месяца регулярного чемпионата. Как вы оцените старт сезона для «Локомотива»?
— Есть позитивные моменты, есть и негативные. На столь короткой дистанции мы уже понимаем, в чём нужно добавлять. У нас есть время на это. Из позитива выделю большое количество голов.
— «Локомотив» намного лучше играет дома. Этому есть логическое объяснение?
— У нас есть запредельная мотивация, чтобы перед собственными болельщиками показать лучшую игру. Мы хотим, чтобы они были рады и понимали, зачем пришли в «Арену 2000». Боб также с первого дня акцентировал внимание на том, что домашние матчи для нас особенные. Мы должны радовать наших болельщиков.
— Команда стала больше забивать. Почему?
— Боб внёс некоторые нюансы в нашу игру, это сказывается на счёте. Теперь в зоне атаки чаще задействованы защитники, поэтому мы стали больше забивать голов.
— Болельщиков очень беспокоит большинство. Что не получается в этом компоненте?
— Благо, у нас есть время подумать и разобрать большинство до матчей в плей-офф. По моему мнению, здесь нужно использовать сильные стороны каждого игрока спецбригад. Это должно быть единым механизмом. После ухода Дмитрия Рябыкина лично Боб работает с нами по большинству, подсказывает определённые вещи.
— Говорят, что удержать чемпионство тяжелее, чем завоевать. Вы почувствовали, что на вас настраиваются иначе в этом сезоне?
— Мне кажется, что у других команд действительно есть определённый настрой против нас. Но внутри себя я не думаю, что было в прошлом сезоне. Да, победа в Кубке Гагарина – незабываемое воспоминание, это останется в памяти, но сейчас этого нет в голове. Чемпионского похмелья у нас точно нет, поскольку мы неплохо начали сезон. Не спорю, что у нас были необязательные поражения, но это человеческий фактор. Больших и серьёзных проблем я не ощущал.
— Команда почти полностью сохранилась – это плюс или минус?
— Безусловно, плюс. Костяк, все молодые ребята прошли путь до Кубка Гагарина. Мы все понимаем, что нужно делать для его завоевания. Если тренерский штаб и руководство посчитают, что нужна свежая кровь, уверен, будут новые игроки. Сейчас все ребята понимают требования и могут выполнять необходимые для победы вещи.

«Хартли чуть больше времени уделяет время нападающим»
— С приходом Боба Хартли «Локомотив» заиграл по-другому. В чём самые главные изменения?
— У всех тренеров плюс-минус одинаковый взгляд на хоккей, если касаться базовых вещей – потерь, контроля шайбы и единоборств. Боб чуть больше уделяет времени работе с нападающими. Это большой резерв для нас. Если форварды пропустят через себя всю информацию, то это поможет команде.
— К чему лично вам было сложно приспособиться?
— Не скажу, что были какие-то сложности. У нас идёт тренировочный процесс, есть требования, я с ними согласен, поэтому просто плодотворно работаю. Лично я с интересом воспринял тот факт, что нужно брать больше ответственности в зоне атаки при бросках. Это то, без чего сейчас в современном хоккее тяжело показывать результат. Я бы хотел успешно играть в обе стороны, но, если есть возможность атаковать – почему бы этого не делать? Мне нравится быстрый и агрессивный хоккей – его, как мне кажется, мы и стараемся показывать.
— Вы стали получать время в большинстве, хотя ранее вас не было в спецбригадах. Как вам?
— Это определённая ответственность перед командой. Большинство – не менее важно, чем игра в меньшинстве. Игра в большинстве придаёт уверенность, она переносится на хоккей в равных составах.
— Хартли известен своими частыми индивидуальными беседами. Вам запомнилась хотя бы одна из них?
— Ничего такого сверхъестественного вспомнить не могу. Боб действительно часто со всеми разговаривает, показывает видео. Особенно много он работает с молодыми игроками. Считаю это большим плюсом. Лично я чаще общаюсь с тренером по защитникам, Боб же в целом отвечает за общую систему игры.
— В чём ключевое отличие в подходе у североамериканцев и российских тренеров?
— Разница есть. По моему мнению, североамериканские тренеры предпочитают более агрессивный хоккей и больше бросков, а также постоянное давление. Наверное, главное отличие между ними – североамериканцы дают больше свободы вне льда, в быту, а российские тренеры хотят больше контролировать хоккеистов за пределами площадки, чувствовать команду и понимать ее изнутри.
— Уход Игоря Никитина. Как вы это восприняли?
— Я был удивлён, но принял эту ситуацию. Обид нет, какая может быть обида? Человек ищет там, где лучше.
— Он что-то сказал вам на прощание?
— Он позвонил мне и сообщил о своём решении. Пожелали друг другу удачи. Ничего особенного.
— Лично для вас игры с ЦСКА стали после этого принципиальнее?
— Конечно! Ты же играешь против человека, с которым прошёл большой путь. Можно сказать, что часть ребят воспитал Никитин. У нас есть вполне конкретная мотивация в матчах с ЦСКА, это вызов для «Локомотива». Такие игры украшают регулярный чемпионат.
— Спустя время приходит больше осознания, какой след Никитин оставил в «Локомотиве». Вы можете это сформулировать?
— Мне кажется, он показал нам, кто мы есть на самом деле. Никитин помог осуществить мечту. Для меня он сильный человек, хороший психолог. К каждому он нашёл подход. Могу с уверенностью сказать, что команда играла за него. Вообще считаю, что это одна из самых важных вещей, когда команда играет за тренера. Лично мне Игорь Валерьевич помог иначе взглянуть на свою игру. Я понял, что могу делать для команды, как использовать свои сильные стороны.

«Победами нельзя пресытиться»
— Вас стали больше узнавать на улицах Ярославля после завоевания Кубка Гагарина?
— В моменте – да, узнавали чуть больше. Город оживился, это большое событие для Ярославля. Но какой-то сильной популярности не почувствовал, поскольку помимо меня есть парни, которым также достаётся внимание болельщиков. У нас в команде есть более узнаваемые ребята.
— На следующий день после победы вы вынесли Кубок Гагарина во двор. Как так получилось?
— После первой ночи я забрал кубок себе на сохранение, чтобы не потерять. На утро меня поздравили в групповом чате дома. Я понимал, что у меня есть лишние полчаса, поэтому написал: у кого есть желание, выходите во двор фотографироваться с Кубком Гагарина. Думал, что придёт человек 15, но пришло около 100 человек. Уверен, там были люди не только из нашего двора.
— Как вы провели свой день с кубком? И почему решили именно так его провести?
— Ездил в детскую школу, поиграли с ребятами в хоккей, сделали фотографии. Съездил с кубком к отцу, вечером провёл время с семьёй. Для детей, уверен, стимул – увидеть кубок в живую. Для меня было бы суперздорово, если бы в моём детстве вот так кто-то из первой команды пришёл с нами поиграть в хоккей.
— Это лето стало особенным из-за завоевания кубка? Что делали?
— Я успел отдохнуть. Мы съездили на Алтай и на Мальдивы. Обе поездки мне очень понравились. Отмечу Алтай – до этого много слышал о регионе, очень хотел побывать там. Были на Алтае мужской компанией, ребята всё классно организовали. Мы купались в озере, ездили на больших квадроциклах, сплавлялись на лодке.
— Разделить победу с вами пришло много людей во время чемпионского парада. Было круто?
— Конечно! Я понимаю, что многие задавались вопросом, почему парад прошёл в августе. Но это событие вновь вдохнуло жизнь в Ярославль, все с удовольствием вспомнили, что произошло в конце мая.
— Насколько легко было себя настроить на новую работу? Сейчас для «Локомотива» всё началось заново.
— Никаких проблем. Победами нельзя пресытиться. Сборы, тренировки, разъезды – это большая часть хоккея. Я получаю от этого удовольствие, поэтому никаких проблем с этим нет.
— Что может сравниться с завоеванием Кубка Гагарина в плане эмоций?
— Рождение сына. Это было большое счастье, которое сложно описать. Появление сына – это лучше всего на свете.

«Драки – не шоу, а способ защититься на площадке»
— Вы второй год являетесь капитаном «Локомотива». В связи с этим что-то изменилось лично для вас?
— Конечно. На меня легла большая ответственность, поскольку пришлось делать те вещи, которых раньше в моей жизни не было. Например, нужно разговаривать в раздевалке. До этого я редко брал слово. При этом на льду также нужно доказывать своей игрой. Ты можешь говорить, что угодно, но команду не обманешь. Ты обязан на льду показывать то, о чём говоришь. всё должно работать вкупе. От тебя не требуется только заводить команду постоянно, ведь есть дни, когда нужно всех успокоить.
— Никитин объяснял, почему выбрал на роль капитана вас?
— Он мне позвонил и спросил, согласен ли я стать капитаном. Я понял, что не смогу отказаться и не хочу отказываться. Такие шансы выпадают нечасто.
— При этом в команду пришёл Александр Радулов – игрок статусный. Он сразу получил ассистентскую нашивку. Каково быть капитаном, когда в твоей команде играет Радулов?
— Никаких проблем. У нас много лидеров: и Саня, и Андрюха Сергеев, и Макс Шалунов, и Мартин Гернат. У каждого есть право голоса. Я не отделяю Саню Радулова от всех остальных. Тем более, он довольно простой мужик – и сам может напихать, и выслушать. Радулов абсолютно нормально относится к критике. На играх он очень эмоционален, но нужно понимать, что Саня преследует цель выиграть. На самом деле, играть с Радуловым – большой вызов. Нужно быть с ним на одной волне. Совершенно точно – рядом с таким хоккеистом ты растёшь.
— Радулов нередко едет общаться к судьям – как вы к этому относитесь? Не считаете, что это лучше делать капитану?
— Бывают моменты, когда я оказываюсь рядом с арбитрами – могу их спросить относительно определённого момента. Согласен, что Саня чаще это делает, но в большинстве случаев решения не меняются. Когда есть вещи, с которыми я не согласен – всегда скажу об этом судьям. Наверное, просто это не очень заметно на фоне того, как с арбитрами общается Радулов.
— Многие болельщики до сих пор с ностальгией вспоминают ваши кулачные поединки. Но драться вы не любите?
— Это происходит от определённого несогласия с результатом или с действиями на площадке, либо – ради того, чтобы защитить себя или партнера. Это всё не ради шоу.
— При этом драки были действительно эффектные – и зачастую вы побеждаете. В чём секрет?
— Я верю, что Бог защищает меня в этот момент. Кстати, в Северной Америке культура драк на льду более развита, там нет такой шумихи. В АХЛ очень часто дерутся, там много есть ребят, кто делает это хорошо.
— В некоторых клубах практикуют тренировки, связанные с различными единоборствами. В этом есть какой-то смысл?
— Возможно, для смены рода деятельности – это можно делать. Летом многие ребята занимаются разными видами спорта. Тот же бокс – хорошая активность.
— В этом сезоне уже было две драки с вашим участием. Это следствие, что в команде в целом стало больше эмоций?
— В те моменты лично у меня взыграли эмоции. Мне предложили подраться – я согласился. При этом я всё равно задумываюсь о том, что после драки будет удаление, возможны матч-штрафы, поэтому лучше эти эмоции направить на игру.
— А вообще – дракой можно в сегодняшнем хоккее завести партнёров? Вспоминается, как вы подрались в серии с ЦСКА – и после этого дела у команды пошли на лад.
— Конечно, я помню этот момент. Действительно, это история про то, что драка может завести. Я чувствовал, что это может помочь команде. Но здесь стоит отметить, что я уважаю парней из команды соперника. После матча мы все жмём друг другу руки.

«Вместо алкоголя для расслабления пью чай»
— Не так давно вы дали большое интервью, где огромная часть была посвящена правильному питанию. Многие ищут расслабление в алкоголе, но вы не из их числа. Как вы расслабляетесь?
— Пью китайский чай. Уже три года этим увлекаюсь. Это достаточно интересно. Использую разные чаи. Хочу отметить, что не все они бодрят. Есть чаи, которые успокаивают.
— Из той же беседы заметил, что вы активно перенимаете опыт других спортсменов в питании и восстановлении. Чей подход вас поразил больше всего?
— Сейчас много спортсменов уделяют большое внимание питанию, восстановлению, здоровью. Отмечу Нэтана Маккиннона. Да, он иногда уходит в крайности, но мне нравится, как Нэтан влияет на команду. У него есть спортивный зал в доме, который по площади едва ли не больше самого дома. Это показательно.
— С удивлением узнал, что вы дополнительно занимаетесь в зале. Неужели не хватает нагрузки, что дают в рамках тренировочного процесса?
— Естественно, я занимаюсь с командой, но также индивидуально работаю с определённым тренером. Мне нравится такой подход. В этом нет перенапряжения. Просто есть вещи, которые нужны именно тебе. Нет смысла всем делать одинаковые упражнения. Каждый готовится так, как ему требуется – мы же все разные.
— Топ-3 упражнения в зале для хоккеиста?
— Все базовые упражнения: становая тяга, жим от груди, приседания со штангой. Чем проще, тем лучше. Базовые вещи – самые эффективные, рабочие. Их делают во всех видах спорта.
— Что вы думаете о знаменитых баллонах, которые практикуют олдскульные тренеры?
— Это один из методов, который закладывает не только физическую подготовку. Тренеры в такие моменты смотрят, кто как может сопротивляться нагрузкам, что у человека с характером. На самом деле, в тренировочном процессе есть вещи и посложнее баллонов.
— Сейчас ещё многие отказываются от классических кроссов.
— Я считаю, что это правильно. Нет смысла бегать по 10 километров. Для себя я этого не делаю. Хоккей – это, в том числе, скоростная выносливость. Ты должен поработать 40 секунд, а затем отдохнуть 80-160 секунд. И такой режим нужно поддерживать 2-2,5 часа. Кросс – неплохой вариант в начале подготовки к сезону, но это не самый важный инструмент для достижения успеха.

— Вы уже думали о том, чем будете заниматься после завершения карьеры?
— Хотелось бы играть как можно дольше. А так: мне интересна тренерская работа и всё, что с этим связано.
— Чем привлекает эта работа?
— Не представляю, как буду жить без хоккея. Кроме того, тренерство – это интересно. Я сам смогу чему-то новому научиться, а также кому-то помочь стать лучше. Знаю, что придётся получить образование. Не хочу становиться тренером только из-за карьеры игрока. Естественно, я уже сейчас подмечаю некоторые нюансы в работе тех тренеров, с которыми сводит судьба. Тем более, у каждого человека можно чему-то научиться.
— Семья, тренировки, игры – на что ещё хватает времени во время сезона?
— Всё как у всех, ничего такого сверхъестественного. Иногда читаю. Могу выделить роман «Бог путешествует всегда инкогнито». Мне в целом нравится читать то, что могу потом использовать в жизни. Например, что-то по психологии, питанию, сну. Когда читаю такое, чувствую, что меняю в себе что-то уже по ходу процесса чтения.
Автор: Иван Костяев
Фото: Фотоагентство КХЛ












