Бы-шовец
Как и было обещано, в этом блоге мы будем публиковать не только статьи, уже вышедшие в журнале PROспорт, но и всяко-разные заметки-зарисовки, в том числе и архивные. За словами Анатолия Федоровича Бышовца я слежу давно, хотя и видел его всего раз в жизни. Ниже несколько стародавних историй, которые, как мне кажется, не утратили своей обсуждаемости. С уважением, Станислав Гридасов
1 Сентябрь 1998 года
Сослагательное наклонение Бышовца УКРАИНА - РОССИЯ - 3:2
Голы: Попов, 14 (1:0). Скаченко, 25 (2:0). Варламов, 66 (2:1). Ребров, 74 - с пенальти (3:1). Онопко, 87 (3:2).
5 сентября. Киев. Стадион "Олимпийский". 80 000 зрителей. Где-то в Киеве есть Лобановский. Всяк о нем слышал, все его видели -- по телевизору. Не человек -- глыбища. Поговаривают, что он гигант, богатырь, что ваш Сабонис. Он умен, хитер, мудр, предвидит на годы вперед абсолютно все, не то что предматчевую установку Анатолия Бышовца. Некоторые знают тех, кто знает Лобановского. Передают из уст в уста: вчера Лобановский сказал то-то и то-то. Иные даже утверждают, что знают его лично: то ли росли на одной улице, то ли вместе играли, то ли распивали рюмку Hennessy на тайной послематчевой вечере для избранных. Иногда, бывает, зайдешь в Киеве в гости, а тебе говорят: только положил трубку -- звонил Лобановский. Но я им, конечно, не верю. Никакого Лобановского, естественно, нет (как, кстати, и Сабониса). То есть нет того живого человека, о котором рассказывают и те, кто знает тех, кто знает Лобановского, и те, кто утверждают, что знают его самого, -- человека, у которого степень красноты щек выдает количество поднятых Hennessy, любящего спевать за столом, шутящего так, что и знающие его лет двадцать не разберут, а шутит ли он вообще. Есть герой устного украинского эпоса, есть былинный богатырь с настенного коврика, висящего в каждой киевской квартире последние двадцать пять лет, есть языческий истукан на высоком берегу Днепра, есть эхо, гуляющее по здешним холмам. Холмов в Киеве много, и на каком не произнесешь "футбол", откликается протяжно "Ло-бано-о-овский".
Какой из Лобановских выиграл субботним вечером первый отборочный матч Евро-2000 у сборной России, не очень понятно. Какой из них придумал тактический вариант с "украинским трезубцем", опробованный в последнем товарищеском матче с Грузией (когда из трех выставленных на игру форвардов, один, более слабый, Скаченко, выдвигается глубоко вперед, а два самых опасных, Шевченко и Ребров, меняясь позициями, действуют в оттяжке, врываясь в свободные зоны по всей ширине атаки)? Какой из них был категорически против того, чтобы вообще выставлять Скаченко, нападающего, не всегда попадающего в основной состав московского "Торпедо"? За несколько часов до начала матча один из тех, кто утверждает, что знает Лобановского лично, качал головой в предвкушении: "Какой вариант подготовил Лобан, какой вариант! Быш обалдеет от неожиданности!" После матча Анатолий Бышовец заявит, что ничего непредсказуемого для него в тактике соперника не было, и только ошибки защитников сорвали выполнение его плана на игру, конечно же, четкого и продуманного. Ясно, что две эти реплики адресованы совершенно разным Лобановским.
Еще в Киеве есть Йожеф Йожефович Сабо, главный тренер сборной Украины. Действительно, есть -- живой, очень нервный человек в очках, всегда разговаривающий с журналистами взвинченной интонацией, то взлетающей к неумеренной патетике, то слетающей вниз к одному ему понятным тайным обидам и комплексам. Обнявшись на пресс-конференции с уходящим Бышовцем, проведшим свою часть исключительно корректно, Сабо тут же принялся колоть своего коллегу, обижаться на вопросы, показавшиеся ему непростыми, с намеком, а закончил хорошо, только что не пением "Ще не вмерла Украина". В это время где-то в подтрибунных кулуарах, как говорят те, кто слышал об этом от тех, кто знает Лобановского, САМ сказал, что все закончилось хорошо: ну выиграли бы 3:0 или 4:1, был бы в России политический скандал, в России обиделись бы, а так хорошо: и Украина выиграла, и Россия проиграла немного.
Как выяснилось, и Бышовец до сих пор в Киеве есть, только не нынешний, главный тренер сборной России, а тот юный изумительный форвард Быш, что недолго услаждал своей игрой самый придирчивый вкус украинских гурманов. До сих пор, сидя на стадионе, можно услышать, как пожилые болельщики сравнивают с ним молодых киевских нападающих -- Шевченко, Реброва, Венглинского, и сравнение это не всегда в их пользу: "А Быш-то, помнишь..." Анатолия Федоровича встречали и провожали в Киеве аплодисментами, будь то тренировка сборной или пресс-конференция, на которой Бышовец постарался всячески (но весьма тонко) ублажить местных журналистов.
Именно это Бышовцу и обидно. Он хотел предстать в Киеве Тренером, а не седеющим отблеском того курчавого юноши, чьи неподражаемые финты были, что круча Андреевского спуска, врывающегося на Подол, что в штрафную площадь. Результат матча и ход матча, кроме разве что первых тридцати минут, вполне могли устроить тренера Бышовца. Оберегая весь последний месяц российского болельщика от глупых надежд, он своего добился. Поражение со счетом 2:3, в борьбе, в отыгрыше после двух тяжких нокдаунов (0:2 на старте матча и 1:3 после удаления Харина и гола с пенальти) воспринимается почти как максимум того, чего могла добиться в Киеве сборная России. "В моем распоряжении были всего шесть дней, мокрые поля Новогорска, травмы ведущих игроков, и мне самому было очень интересно, чего я смогу добиться в таких условиях. Если честно, я получил сегодня удовольствие, -- скажет Анатолий Федорович после матча. -- В последнее время сборная России была очень непопулярна в своей стране и у своих болельщиков. После киевского матча, и особенно после того, что команда показала во втором тайме, когда боролась до последней минуты, даже оставшись вдесятером, думаю, многое изменится. Потому что это была уже команда". Бышовец всегда был большим мастером даже поражения выставлять в выгодном для себя свете.
Если Лобановский тотален, словно его любимый футбол, то Бышовец уклончив, текуч, его не ухватишь, как и неправду в никогда не состоящемся "бы" сослагательного наклонения. Собственно, если вычесть олимпийскую победу 1988 года, то вся тренерская карьера Бышовца упирается в то, что было бы, если бы Хесслер не забил свой великий гол на последней минуте матча Германия -- СНГ. Этот выгодный изгиб ситуации (а что было бы, если бы немцам, которым катастрофически не везло весь матч и которые имели явное преимущество над нашей сборной, повезло не на 90-й минуте, а до того, как Добровольский забил пенальти?) исправно работал и работает до сих пор на тренерскую репутацию Бышовца. Нечто похожее мы увидели и в Киеве. Что было бы, если бы Бышовец получил сборную не в августе 1998-го, а в декабре 1997-го, если бы в Новогорске существовали нормальные условия для тренировочной работы, если бы в аэропорту Внуково было чуть поменьше идиотов, если бы Романцев отпускал своих спартаковцев в сборную с радостью, если бы не получили травмы Хлестов, Никифоров и Соломатин, если бы защитники выполнили предматчевую установку и не рассыпались от предсказуемого стартового натиска сборной Украины? Мы выиграли бы в Киеве, обязательно выиграли.
Соперничая с Гершковичем, Бышовец несомненно был в выигрышной ситуации. В Киеве он попал в иной контекст, в тотальное поле гипнотического воздействия восседающей над Днепром глыбы Лобановского, и вновь Бышовец вывернулся, ушел каскадом финтов от критиков. Счет 2:3. Сборная России не выиграла, но и не проиграла. Все по плану. Сам Лобановский признал, что все для всех закончилось хорошо. Однако Бышовец, я уверен, прекрасно понимает, что это "хорошо" -- лишь временная отсрочка, и вопрос лишь в том, сколь долог будет срок ее действия. И что финт не самоцель, а только средство, открывающее путь к воротам, в которые даже если и попасть, то все равно этого бывает недостаточно. Станислав ГРИДАСОВ, газета «Русский Телеграф»
2 Декабрь 2006 года
Сейчас повсюду разложены профайлы большого тренерского пути Анатолия Федоровича Бышовца, все они, к сожалению, не рассказывают о самом интересном. Его карьера четко бьется на три типа "наставничества".
Первый. Работа со сборными. Олимпийская победа 1988 года (18 лет назад Бышовец стал "великим тренером"). Чемпионат Европы 1992 года и вылет от "пьяных шотландцев". 1998 год и шесть поражений сборной России.
Третий. Непрямая ответственность. Консультирование сборной Южной Кореи, спортивное директорство в "Хартсе" и вице-президентство в "Химках".
Второй, и самый для "Локомотива" интересный - работа с клубами. 2005 - полсезона в "Томи". 1999 - полгода в донецком "Шахтере" (уволен). 1997/1998 - полтора сезона в "Зените" (8-е место, потом ушел в сборную со второго места). Три сезона в московском "Динамо" (1988 - 10 место, 1989 - 8 место, 1990 - 3 место). Не нашел пока подтверждения, но сколько помню, в "Динамо" он тогда провел полтора или два полных сезона. Отлучки на Кипр и Португалию в зачет не идут.
Итого: главным тренером "Локомотива" стал человек, который за последние 18 лет провел только 2 полных сезона с профессиональной командой, и было это в 1989 (?) и 1997 годах.
3 Апрель 2007 года
После ничьей с «Кубанью»:
«Для победы нам не хватило одного забивного нападающего. Был напряженный матч, но нас психологически надломил не забитый пенальти. Мне было не очень понятно решение судьи отменившего забитый мяч. Нам необходимо увеличить процент реализации моментов. В частности я говорю о моментах Сычева и Кочиша». После победы над «Рубином»:
«Я очень счастлив доволен и содержанием игры и результатом. Очень рад за ребят и за всех болельщиков. «Рубин» сегодня действовал не хуже чем с ЦСКА, в матче с которым он был достоин, по моему мнению, лучшего результата». После поражения от ЦСКА:
«Сегодня было прежде всего зрелище. Игра не обманула болельщиков. Обе команды сыграли хорошо, но одна из них - результативно. Другая команда, имея преимущество, не смогла его реализовать. Я никогда не был поклонником ЦСКА, но эта команда по составу, по индивидуальным качествам игроков оказалась сильнее. Во втором тайме с выходом Кочиша мы стали играть в три защитника и имели моменты, но не смогли их реализовать. Отдельные игроки выпадали из игры. К сожалению, у нас пока нет достойных игроков для ротации состава. Всё нормально, за исключением результата. У судьи грубых ошибок не было, но в одном из моментов Иванович попал сопернику в руку и судья не отреагировал. Могу сказать, что квалификация иностранных судей ненамного выше квалификации наших». После поражения от «Динамо» в чемпионате:
«Хотелось бы начать и закончить свое выступление, также как и заменой Родолфо и непонятным удалением Фининьо. Надеемся, что в дальнейшем будем играть лучше». После поражения от «Динамо» в Кубке России:
«Очень недоволен результатом. Первым таймом я доволен, второй тайм не получился. У меня есть чувство радости за моих бывших игроков Кобелева и Смирнова. То, что они ориентируются на молодых - это очень хорошо. У нас же какая-то безысходность в атаке. Есть моменты, есть удары, но мяч не идет в ворота». После победы над «Химками»:
«Игра получилась очень напряженной. В первом тайме мы имели преимущество, но во втором игра не только не выровнялась, но и гости довольно опасно контратаковали. Есть некоторые проблемы, связанные с тем, что по ходу матча не удается освежить игру. К тому же над Димой Сычевым весит какой-то злой рок. «Химки» очень понравились. Видно, что селекция в команде проведена очень грамотно». P.S.
Это очень интересно: посмотреть, как Бышовец отработает полный сезон в команде, располагающей деньгами, доверием и терпением. Чтобы без всяких «бы».