7 мин.

Легенда о Белом Торнадо

«Мы хотим номер девять! Мы хотим номер девять!»

Восьмилетний болельщик из Квебека. Февраль 1974 года.

Свое прозвище «Белое Торнадо» Уэйн получил не только за свою стремительность на льду, но и за белые краги. Которые ему могли и не купить, если бы не привычка все делать в самый-самый последний момент из самых-самых последних – Гретцки уже опаздывал на свою первую тренировку в новом сезоне, когда вспомнил об отсутствии перчаток.

 

До начала занятий оставалось полчаса. Дорога занимала 20 минут. Так что времени для выбора было не так уж и много. Отец Уэйна всегда в первую очередь ставил качество:  краги должны быть тонкими и эластичными, рука должна чувствовать клюшку сквозь перчатку.

Те перчатки были очень мягкими. Недостаток был только один – цвет. Если бы их не предлагал так настойчиво продавец, и если бы семья Гретцки не опаздывала на тренировку, вряд ли бы отец купил Уэйну эти краги. Слишком приметные – лишний повод поддразнить.

«Слушай, Уолли, - сказала отцу жена, - возьми их. Люди все равно будут говорить. Не об этом, так о другом». Продавец Джерри тоже попытался утешить главу семейства: «Все к ним привыкнут, не волнуйся». Не привыкли.

Куда бы ни приезжал Уэйн с командой, люди обращали на него внимание: «Посмотрите, вот это красавец в белых перчатках». Многие сходились во мнении, что белый – это чересчур. Проще всего было избавиться от этого примечательного атрибута, но маленький Гретцки уже привык к этим перчаткам – они действительно были замечательного качества. И Уэйн извлек из всей этой ситуации хороший урок на будущее: делай так, как считаешь нужным, не обращай внимания на мнения с трибун.

Гретцки с детства очень серьезно относился к занятиям хоккеем: если назначена тренировка – он будет тренироваться, если игра – будет играть, если две игры – вообще прекрасно. В то время, если возраст соответствовал, разрешалось играть в течение одного сезона как за младшую, так и за старшую группы. И Уэйн, естественно, этим пользовался – он играл в двух турнирах: в Хеспелере (15 миль от дома) за команду старшей группы и Уэлланде (60 миль от дома, но уже в противоположную сторону) за команду младшей группы. И две решающие игры финальных серий были назначены на один и тот же день: утром в Уэлланде, днем в Хеспелере.

Изначально решили, что юный Гретцки не поедет на игру в Уэлланд: два финала в один день, 75 миль между городками – это слишком. Но рано утром отец обнаружил Уэйна рыдающим – он хотел на игру в Уэлланде. Отец пришел к выводу, что большой пользы от расстроенного и унылого на площадке в игре старшей группы не будет. Уэйн надевал форму с коньками прямо в машине. Успели к началу второго периода.

Когда Гретцки с отцом приехали, Брэнтфорд проигрывал 0:2, а вскоре счет и вовсе вырос до неприличного 0:5. Тренер соперников построил оборону персонально под Уэйна – один игрок встречал его на синей линии, двое – сразу за ней. В третьем периоде мальчик был готов заплакать от расстройства. Помогли слова тренера – тот очень спокойно  посоветовал проходить соперников по одному. И Гретцки стал искать щели в этом треугольнике, а найдя – бил по воротам. В том матче Белое Торнадо забросил четыре шайбы, а Брэнтфорд выиграл 6:5.

Времени радоваться не было – тренер вынес Уэйна из ледового дворца на руках, чтобы не терять драгоценные минуты на переобувание. По пути отец с сыном успели заскочить домой за форменным свитером, а Уэйн успел выпить стакан молока. Гретцки помог выиграть Брэнтфорду и в этой игре, но та встреча была обычной, ничем не примечательной на фоне утреннего матча.

Спустя год на турнире в Питерболо выдался похожий на ту игру в Уэлланде матч. Брэнтфорд перед третьим периодом проигрывал 0:5. Ребята из других команд начали переговариваться между собой о том, что Брэнтфорд выбывает из борьбы, но тренер «Китченер Краутс» остудил их пыл: «Ничего еще не ясно, впереди третий период, и у них еще Гретцки не играл».

Период в детских играх длится всего пятнадцать минут. На третьей минуте тренер обнял Уэйна и сказал ему, что он сможет забить необходимое для победы количество шайб. И в следующие десять минут Гретцки устроил настоящее представление: он забил пять шайб, а за минуту до конца матча ударил по воротам, шайба прошла над перекладиной ворот, отскочила от борта и попала в спину вратаря соперников, от которой и залетела в ворота. Фантастическое везение.

Подобные истории привлекают внимание. Команды из других городов начали приглашать команду Брэнтфорда на свои катки. Фотографии Уэйна стали появляться в турнирных программках. Публику интересовал мальчишка, забивающий такое количество шайб, притом что играет он с более взрослыми ребятами. Народ повалил на трибуны, и такое любопытство приносило деньги, шедшие на развитие местного детского хоккея.

Уэйну однажды  даже понадобилось сопровождение полицейского, чтобы покинуть ледовую арену. Во время решающих игр на первенство зоны прошел слух, что какие-то ребята, чьи братья играют против Гретцки, собираются поколотить девятилетнего Уэйна. Руководители местного детского хоккея решили перестраховаться. Все обошлось.

Гретцки установил столько снайперских рекордов, что каждая заброшенная шайба воспринималась уже буднично. Так и должно быть. Доходило дело до анекдотов: после одного матча отец Уэйна разговаривал с тренером команды, в которой играл сын: «Как играл?» - «Плохо, как щенок. Его как будто подменили». «Постой, разве они не выиграли 7:6?» - «Ну, выиграли». «Уэйн же забил все семь голов!» - «Да, но я никогда не видел, чтобы он играл так плохо».

А в 1974 был еще представительный турнир в Квебеке, в котором соревновались 65 команд из Канады и США. Чтобы поучаствовать в турнире, нужно было пройти сито отбора – занять первое место в своей подгруппе. Ребята играли в «Квебек-Сити», на площадке «Нордикс», и казалось, будто этих мальчишек взяли в НХЛ – столько народу было на трибунах. К полуфинальным играм зал и вовсе был забит до отказа.

Газеты сошли с ума, пестрев заголовками вида «В город ворвался торнадо Гретцки». Когда «Брэнтфорд» выиграл у «Техаса» 25:0, а сам Уэйн забросил 7 шайб и отдал 4 результативные передачи, о нем говорил весь город. Один журнал даже посвятил ему первый разворот целиком. Заголовок красного шрифта солидного размера гласил: «В одиннадцать лет – 950 голов, в этом году – 140, вчера вечером – 7!». Немного ошиблись с возрастом, бывает.

Гретцки месяц назад исполнилось 13 лет, а все местные газеты были полны историй о мальчике из Брэнтфорда, забросившем 378 голов за сезон, к нему приезжали журналисты из Монреаля и Торонто, маленькие девочки стояли в очередях за автографом, люди толкали друг друга и показывали пальцем на Уэйна, когда тот проходил мимо. Гретцки был невысокого для своего возраста роста, жутко стеснялся и краснел. Он просто хотел играть в хоккей. И даже менялся пиджаками с вратарем команды, схожим внешностью и комплекцией, дабы ускользнуть от желающих заполучить автограф.

В четвертьфинале Брэнтфорд выбил команду «Верден Мэйпл Лифс», в которой в то время играл Дени Савар, со счетом 7:3, причем Уэйн отметился хет-триком. Одна монреальская газета после того матча даже поместила фотографию Гретцки на первой странице. Успех опьянял.

Никто словно не замечал, что команда Брэнтфорда имела в своем распоряжении всего тринадцать игроков. Рано или поздно этот фактор должен был сыграть свою роль. И в полуфинале команда, в которой играл Уэйн, проиграла трудному сопернику – команде Ошауа 4:9. Все жутко расстроились, но из этого поражения Гретцки извлек и усвоил  хороший жизненный урок.

Уэйна поддержал распорядитель турнира. Да, проиграли, но это спорт, и жизнь на этом не заканчивается. Зато сколько народу приходило смотреть на его, Уэйна, игру, какую прибыль принесли эти люди, а ведь деньги пойдут на развитие детского хоккея в Канаде, и тогда еще больше мальчишек смогут заниматься хоккеем.

Белое Торнадо. Стоит ли рассказывать, в какого великого хоккеиста он вырос?

На основе книги Уолтера Гретцки и Джима Тейлора «Уэйн Гретцки»

Текст написан специально для четвертого выпуска "All sport magazine", что делают для вас ребята с "Трибуны". И если вы нажмете на Друпи в этой заметке, то подпишетесь на блог журнала.