Удачи, Кинг-Конг!
Он родился 24 июня 1965 года в Западной Германии, в Кельне. В городе, год назад принявшем чемпионат мира – турнир, ставший звездным часом главного тренера команды-хозяйки. В полуфинале сборная Германии под его руководством в упорной борьбе уступила сборной России, ведомой Дацюком, Малкиным, Овечкиным и Ковальчуком. А до этого был еще нервный четвертьфинальный матч, в котором немцы одолели неуступчивых швейцарцев с футбольным счетом 1:0.
Сборная Германии впервые с момента объединения страны вышла в полуфинал крупного турнира. И основной «виновник» этого результата, безусловно, главный тренер команды – Уве Крупп.
То, что не удалось сделать тогда, получилось на следующий год – в первом же матче на ЧМ-2011 сборная Германии выиграла у «красной машины». Вся российская хоккейная общественность с новой силой начала критиковать тренерский штаб своей страны, забывая, что поражение случилось не только в силу собственной слабости – наставник немцев поставил своим совсем не звездным подопечным командную игру, превратив не самые вразумительные потуги каждого отдельного игрока в единую конкурентоспособную силу. Откуда взялся в этой нехоккейной стране такой хороший хоккейный тренер?
Крупп родился в небогатой семье – его мать была секретаршей, а отец трудился в гараже Верховного суда Рейнланда, иногда подрабатывая таксистом. Как говорит Уве, родители очень переживали, когда видели своего маленького сына, гулявшего по городу с дыркой вместо зуба – защитными масками тогда еще не пользовались.
Рос будущий бундестренер на улицах рядом с площадью Эбертплатц, неподалеку от старого катка на Лентштрассе, где выступали тогда кельнские «Акулы». Как и все дети, любил играть в футбол. Его даже назвали в честь Уве Зеелера – легендарного форварда, капитана сборной ФРГ по футболу. Шестилетним ребенком пришел в хоккей. Маленький Уве тогда не мог знать, что выбранный вид спорта в скором времени приведет его в Северную Америку.
«Мальчишками мы бегали по улицам, - вспоминает Крупп, - иногда совершали глупости, но в голове прежде всего был хоккей. Честно говоря, большую часть своего детства я провёл на катках». Его друзья были также и товарищами по команде. У спортсмена вся жизнь часто проходит в таком микрокосме: дом, школа и каток. День за днем.
Крупп прошел через все юношеские команды кельнских «Акул», а вместе с взрослой командой выиграл два национальных чемпионата в 1984 и 1986 году. «Баффало» задрафтовал молодого защитника еще в 83-м. Сам Уве лишь спустя неделю узнал о факте драфта от немецких журналистов. Тяжело жилось людям в доинтернетовскую эпоху.
Ему был всего 21 год, когда он покинул родину ради своей заокеанской мечты. Один, в большой, далекий и совершенно другой мир. Мир, где даже его имя с подачи Скотти Боумена произносили на английский манер – Юи. Переезд в Америку открыл Уве самого себя с новой стороны – каждый новый день в Баффало сулил новое приключение. Изначально он боялся, что не выдержит разлуки с домом, будет сильно тосковать по родителям, но новая жизнь быстро закрутила его в свой водоворот, Крупп был голоден до новых открытий. Родители переживали расстояние гораздо тяжелее. Позже, когда умер отец, Крупп перевез мать к себе, за океан.
После Баффало были еще Нью-Йорк Айлендерс, Квебек Нордикс и Колорадо Эвеланш. В составе Колорадо Уве в первый раз в своей карьере стал обладателем Кубка Стэнли, принеся победу своей команде точным броском от синей линии на пятой минуте третьего овертайма матча с Флоридой. Бросок, увековечивший его в памяти любителей хоккея.
Когда Крупп привез на родину Кубок Стэнли, толпа встречала его как национального героя. На родине этому трофею радовались больше, чем бронзовым медалям на Олимпийских играх в Инсбруке.
После своего успеха в Кубке Стэнли Крупп отклонил предложение сыграть за сборную Германии на кубке Мира в конце лета 1996 года, сославшись на преследовавшие его травмы. В 1998 году Крупп выступал за сборную своей страны на Олимпийских играх в Нагано, но приехал слишком поздно, чтобы помочь команде пройти сито предварительного раунда – немцы проиграли белорусам 2:8.
После Колорадо были три сезона в Детройте, за которые в общей сложности Крупп провел всего 30 матчей – всему виной хроническая травма спины. В один из этих сезонов (2001/02) «Крылья» одержали победу в Кубке Стэнли – уже втором для Круппа. Сразу после этого командного успеха Уве перешел в межсезонье в Атланту в качестве неограниченно свободного агента.
Он участвовал в Матче всех звезд в 96 году. Он провел 810 игр в НХЛ и набрал 309 очков. Его почтительно прозвали «Кинг-Конгом» - Крупп был самым высоким игроком в НХЛ со своими 198 сантиметрами.
Крупп большой любитель музыки. Его любимая группа – Bush. В Америке он ездил на Hummere. Большой автомобиль для большого человека. Ему нравились гонки собачьих упряжек. До такой степени, что он даже разводил собак и выучился ездить в упряжке. Эти гонки и стали причиной его неудачи в Детройте – катаясь, Крупп повредил спину и не играл большую часть сезона.
Его старший сын Бьёрн пошел по стопам отца – естественно, тоже защитник. Когда он в 15 лет подписал контракт с Онтарио, Крупп переехал в Канаду вместе с сыном, а жена Уве Валерия осталась в пригороде Лос-Анджелеса с младшим сыном. В 19 лет Бьёрн подписал предварительный контракт с Миннесотой Уайлд.
В свою бытность у руля корабля под названием «главная сборная страны» Крупп успел несколько раз пробить обшивку о подводные камни. Быть может, если бы таких результатов «достиг» кто-нибудь другой, его бы уволили, но в тренерский гений самого успешного немецкого хоккеиста верили. Дали спокойно поработать. И не ошиблись. Должны были вылететь в дивизион рангом ниже, если бы чемпионат не был домашним? Получите четвертое место. Разовая акция? Четвертьфинал на следующий год затыкает критиков.
Когда Крупп стал тренером сборной, он постоянно совершал длительные перелеты между Германией и Калифорнией. И только перед домашним чемпионатом мира ему удалось найти квартиру. Разумеется, он вновь поселился в Агнесфиртеле, на улице Лентштрассе.
«Меня снова привело сюда, - говорит он. – Я легко ориентируюсь в своем квартале. Химчистка, трактир, мои друзья – всё это в одном месте. Это делает мою жизнь очень удобной». Однако кёльнский выговор уже не услышишь в речи Уве. Его голос звучит с небольшим американским налётом.
Он вернется вместе со своей семьей, спустя 23 года после своего отъезда в Штаты. Объяснение переезда простое – некоторыми организационными вещами невозможно управлять из-за океана. А с лета нынешнего года Крупп и вовсе будет совмещать два поста. К руководству сборной добавится тренерский мостик родных кельнских «Акул» возглавит родные кельнские "Акулы".
Можно бесконечно спорить о пользе и вреде совмещения постов. Уж точно не сегодня, не здесь и не сейчас. Федерация хоккея Германии не разрешила Круппу совмещать два поста. Что ж, пожелаем Кинг-Конгу побед на клубном уровне.
Этот текст был написан специально для третьего номера журнала "All sport magazine", который делают для вас ребята с "Трибуны". Сегодня Друпи подпишет вас на блог журнала. Скачивайте - в номере интересные статьи, не только про футбол и хоккей.
_________
Но все же меньше чем серебрянным в Шамони)))
Откуда это все известно то на Мадагаскаре?)))
Как же:
помним этого немного нескладного и почти всегда корректного на поле громилу :-)
Ксюша, спасибо!
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0