Миллион на коррекцию имиджа
''Сегодня на льду магнитогорского Дворца спорта им. Ромазана должно произойти знаковое событие. В очередном матче хоккейной суперлиги встретятся чемпион страны местный "Металлург" и самый амбициозный на сегодняшний день российский клуб -- омский "Авангард". Интрига этого поединка выходит далеко за рамки его спортивного значения. Впервые в розыгрыше национального первенства в составе гостей будут сразу два самых именитых действующих игрока континента -- четырехкратные чемпионы мира и победители Олимпийских игр Павел Патера и Мартин Прохазка.
О покупке "Авангардом" Патеры "Известия" уже писали, а неделю назад омичи пригласили на правах аренды из чешского клуба "Витковице" его друга и постоянного партнера по звену Прохазку. Любопытно, что еще год назад тот откровенно смеялся над самой возможностью играть в России. "Тогда мне это казалось полным абсурдом", -- признался он журналистам. Сегодня ситуация изменилась не только для него. Чешский Интернет переполнен рассказами легионеров, уже выступающих в российской Суперлиге. Помимо иронии над вечными сборами и диктаторскими замашками тренеров там есть и кое-что другое -- восхищение бытовыми и тренировочными условиями, профессионализмом обслуживающего персонала.
Похоже, канула в Лету и еще одна традиционная "страшилка" для иностранцев -- русская мафия. "Я несколько раз созванивался с Патерой и вратарем Ярославом Камешем, который тоже выступает в Омске. Оба в один голос уверяли меня, что здесь можно ходить по улицам совершенно спокойно. Клуб выделил им квартиры в специальном доме для VIP-персон, который усиленно охраняется. Судя по всему, там буду жить и я", -- рассказал Прохазка перед отъездом в Россию.
Наконец, есть еще одна причина, побуждающая чешских хоккеистов срываться с насиженных мест. В стране, которая трижды подряд завоевала звание чемпионов мира, этим титулом никого не удивишь. Здесь играет роль не только имя, класс игрока, но и его стоимость. "Спору нет, Прохазка -- отличный нападающий, -- поделился с корреспондентом "Известий" генеральный менеджер "Витковице" Франтишек Черник. -- Однако в нашей команде игра у него не слишком клеилась (и это при том, что в двадцати матчах форвард забросил 11 шайб и сделал 6 голевых передач. -- В.Р.). Но дело даже не в этом. Передав Мартина в аренду "Авангарду", мы не только получили приличные отступные, но и сняли с себя обязанность платить положенные ему по контракту деньги. Между прочим, весьма кругленькую сумму".
Прагматичные чешские клубы с легким сердцем расстаются с именитыми, но очень дорогими игроками, предпочитая включать в состав перспективную молодежь. "Посудите сами, -- говорит Черник. -- Только что закончились "Шведские хоккейные игры", а на носу уже Кубок "Балтики". Потом Олимпиада, а там и до Кубка Карьялы недалеко. Получается, в национальных чемпионатах осталось провести не так много матчей. Какой же смысл платить игроку за остатки сезона сотни тысяч долларов?!"
Неудивительно, что как только агент Прохазки Иржи Хамал сообщил чехам о желании "Авангарда" арендовать игрока, те быстро согласились. "Мы фактически ничего не теряем, -- признался Черник. -- Практика показала, что присутствие в команде звезды не сильно поднимает посещаемость. К примеру, на три игры, которые провел за "Кладно" Патера, пришло в среднем лишь на тысячу людей больше. Следовательно, экономический эффект от такой потери невелик".
Очевидно, президент "Авангарда" Анатолий Бардин при приглашении обоих чешских хоккеистов руководствовался другими мотивами. Небольшой омский Дворец спорта "Иртыш" на домашних матчах и так ломится от публики. К тому же приезд двух этих, пусть даже действительно классных мастеров, вряд ли сильно поднимет и без того высокий уровень омской команды. Скорее всего, эта покупка является для Бардина средством имиджевой политики. После того как суперзвездная парочка пожаловала в провинциальный сибирский город, все прежние стереотипы о русском хаосе, разгуле преступности и даже трескучих морозах окончательно потеряли свой смысл. За это и миллион долларов (именно в такую сумму, по слухам, обошлись омичам два "П") выложить не жалко.