Гражданские браки российского хоккея
''До начала хоккейного чемпионата России еще очень много времени, но интерес к нему уже достаточно велик. Это весьма отрадно: все-таки статус народной игры, потихонечку возвращающийся к хоккею, грядущая Олимпиада в Турине (на которую профи из Канады хотят - пусть едут, хотят - нет; у русских тут уж точно собственный путь) - все это заставляет ничего не пропускать, подойти, так сказать, во всеоружии.
Между тем интерес этот, хотя и велик, так сказать, модулем, но несколько односторонен, что ли. К примеру, о том, что Овечкина хотели видеть в своих рядах руководители как Ак Барса, так и Магнитки, о том, что у него наметились некоторые разногласия с динамовским руководством (даже желанная для форварда сумма контракта в полтора миллиона называется как известный факт кем угодно), о том, что разногласия эти улажены и Овечкин начнет следующий сезон в составе нашего чемпиона, - обо всем этом вещают много и регулярно. Мимо, как говорится, не проскочишь. О том, что динамовцам удалось сохранить Вышедкевича и Маркова (первую пару защитников сборной России на венском чемпионате мира), тоже известно. Как и о подписании новых контрактов с Дацюком и Сушинским.
Динамо взято в данном случае для примера, просто как чемпион и клуб, который к тому же тренирует и главный тренер сборной. Точно так же болельщики из Омска и Ярославля, Магнитогорска и Казани знают доподлинно, кто входит в сферу интересов команды, какие возможны трансферные повороты. С этой точки зрения посевная проходит успешно: те самые сани, которые положено летом готовить, готовятся уже в мае.
Отлично. Только не в противовес, а наряду с этим практически нет обсуждения того факта, что Владимир Крикунов уже имел разговор с Александром Стеблиным на предмет руководства сборной на чемпионате мира в Латвии и на Олимпиаде в Турине. То есть факт беседы президента федерации с тренером национальной команды известен. Как известно и то, что опять до бумажной волокиты дело не дошло. На днях с президентом ФХР Александром Стеблиным мы договорились, что я остаюсь на посту главного тренера сборной в течение всего следующего сезона, - сказал Крикунов. - Мы не оформляли никакого контракта, ограничились устным соглашением. Скрепили мужским рукопожатием - и дело с концом. Плохо? Обычно. Ведь так бывает чуть ли не всегда
Плохо другое. Плохо, что подобные вещи воспринимаются почтеннейшей публикой как нечто само собой разумеющееся. То есть не воспринимаются никак. Вообще. И не виноват тут ни Александр Яковлевич, ни Владимир Васильевич. Принято так. Не надевать смокинг перед ужином - и так, мол, сойдет. Мы так привыкли. Нам так удобнее. Клубы для клубов, сборная - на две недели для всех, в остальное время - для федерации.
Я был на Кубке мира. На чемпионате мира - тоже был. Ни Билялетдинов, ни Крикунов не вызвали у меня лично в качестве главного тренера никаких вопросов. Интервью - пожалуйста. Команда - играет. Трения? Есть, наверное, но сор из избы не выносится - это главное. Только все равно, хоть эти сани пресловутые уже и доказали свои скоростные данные и проходимость хорошую, а мне вот что-то не верится. Контракт Овечкина важен, а контракт Крикунова нет? Почему?
А все потому же. Потому, что клубы - это зарплата, это жизнь, а стало быть, - та самая рубашка, что к телу ближе. Потому именно тренер Белоусов Валерий Константинович уже некоторое количество лет и не рассматривается на должность главного тренера национальной команды. Не пойдет. Там, в Омске, лучше.
Правильно, такова жизнь. Ничего тут в одночасье не изменить. Сейчас лучше, и завтра будет лучше. А послезавтра - не скоро еще. И Крикунов, принявший сборную меньше чем за две недели до мирового первенства, благодарности достоин. За рисковость. За небоязнь ответственности. Без разницы, чем эта небоязнь в первую очередь вызвана: неудовлетворенными (по-хорошему) спортивными амбициями или тем, что если что, то опять же работа в топ-клубе никуда не убежит. Тыл надежен.
Однако неподписание контракта все равно говорит о том, что брак гражданский. Согласия Папы Римского для его расторжения не понадобится (если что). Так удобнее. Забот меньше.
Поделать нечего: устные договоренности все равно являются главным действующим инструментом нашего хоккея. Помнится, не так давно Валерий Белоусов сетовал: А ведь мы, мол, с Воробьевым договаривались перед серией-то - клюшки не мерить Дальше понимай так: ...а он, нехороший человек...
Ладно, тут, как и с клубами, поменять враз ничего не поменяешь. И виноватых нет. И непубличность подобных мероприятий как раз и заставляет когдатошний в этом отношении сарказм все уменьшать и уменьшать (не захлебываться же в нем много лет подряд), а в конце концов - просто махнуть рукой. Какой-то ведь есть механизм, да? Не прописанный и проштемпелеванный, так хоть понятийный, свойский. Это же лучше, чем ничего? И понимание этого (на мой взгляд) как раз и убивает напрочь интерес к такого рода мероприятиям. Нас ведь (вспомните!) почти и не интересовало, кто на Кубок мира сборную повезет, кто на чемпионат Хорошо еще, что ИГРАЛИ. И там, и там.
А в концовке всего этого неинтереса знаете что? Новая система розыгрыша нашего чемпионата. 18 команд в три круга играют, 16 (!!!) выходят в плей-офф. Много, знаете ли, ни на что не претендующих клубов! Пусть попретендуют теперь. Зато мы чуть ли не самые передовые получаемся борцы с договорняками последних туров.
А они вообще нужны тогда, последние-то туры? Шестнадцать было, вот шестнадцать и играли бы в плей-офф. Только тогда прошлогодние четыре круга были ни к чему - сразу бы и начинали. Или разминались бы тогда четыре круга? Никому ничего не надо
А теперь-то, после нововведений революционных, надо, ох как надо-то! Чтобы две команды отсеять - вот для этого и играть будем. Такую хитрость придумали, что и договорняки при этом исключим. Я-то, дурак, думал до сих пор, что у расширения суперлиги причины совсем другие. А оно вон как тонко все! Хорошо еще, что глупые свои домыслы о причинах этих вслух не произнес! Обсудить-то не с кем было - никому ж неинтересно! Это же не сезон НХЛ и не его проекция на Ак Барс да Авангард.