Андрей Королев: «Сегодня практически нет травм, которые не лечатся»
В Сочи, наконец-то, зажегся долгожданный Олимпийский огонь. Чемпионы со всего мира приехали в Россию с надеждой завоевать медали высшей пробы. Значительный вклад в победу вносят также и спортивные медики, которые следят за физической формой атлетов. Глава и медицинский директор Европейской клиники спортивной травматологии и ортопедии (ECSTO) в Москве – профессор Андрей Королев – рассказывает об олимпийском здоровье, спортспецифичных травмах и о том, как скоро после «аварии» можно вернуться в большой спорт.
- Сейчас на Олимпийских играх Вы, скорее всего, увидите много знакомых лиц. Расскажите, с кем из известных спортсменов-«зимников» Вы работали в разные годы?
– К нам достаточно часто обращаются чемпионы Олимпиад и мира. Мы много работаем с членами сборных России по хоккею, биатлону, лыжным гонкам и керлингу. Кроме того, ECSTO сотрудничает с многочисленными спортивными клубами суперлиги и высшей лиги. К нам прилетают на лечение иностранные атлеты. Кого-то из обращавшихся к нам спортсменов мы оперировали, кого-то лечили консервативно, а некоторых спасли от операций, которые предлагали им в других клиниках, и вылечили, не оперируя.
- Вы как-то по-особому относитесь к лечению выдающихся спортсменов?
– Конечно, ответственность в случае работы со спортсменами серьезного уровня очень высока, и мы гордимся тем, что они доверяют нам свое здоровье. Однако я не могу сказать, что, например, к олимпийцам мы относимся как-то особо. Наоборот, каждого нашего пациента мы лечим, как чемпиона. По численности контингент пациентов, для которых спорт – это не профессия, в ECSTO самый многочисленный. Оно и понятно: в современном обществе серьезные атлеты – это, естественно, меньшинство, по сравнению со всем населением планеты. Мы работаем с пациентами всех возрастов, вне зависимости от их рода деятельности, с женщинами и мужчинами, а также с детьми и подростками. Среди наших пациентов очень много тех, кто занимается спортом на любительском уровне, ведет активный образ жизни.
- Возвращаясь к Олимпиаде, давайте поговорим о травмах, с которыми сталкиваются участники зимних игр. Какие из них чаще всего встречаются у лыжников?
– Это, в первую очередь, зависит от вида лыжного спорта. Горнолыжники, спускающиеся на предельных скоростях, как правило, затягивают крепления на лыжах до упора, из-за чего те не «отстреливают» при падении. Как итог – почти неминуемые повреждения связочного аппарата коленных и плечевых суставов. Также часто страдают локтевые и кистевые суставы. А вот голеностоп у них надежно защищен ботинком.
Для беговых лыж характерны перегрузочные травмы, так называемая микротравматизация. Однотипные движения при беге ведут к изнашиванию хряща и болевому синдрому. При этом у лыжников, предпочитающих коньковый бег, страдают внутренние, так называемые медиальные отделы коленного сустава. У любителей классического стиля – передние отделы коленного сустава между надколенником и бедром.
- Каковы современные тенденции в лечении спортсменов-лыжников?
– Самый важный элемент при лечении любых травм – оперативная, качественная и точная диагностика. Травмы могут случиться когда угодно, поэтому наша клиника работает в круглосуточном режиме. Для постановки диагноза мы в ECSTO используем самые современные модели цифровых рентгенологических аппаратов, компьютерную и магнитно-резонансную томографию экспертного уровня. Но определяющую роль играют, конечно, опыт, компетентность и профессионализм врача. Как только становится ясно, в чем проблема, важно быстро начать необходимое консервативное лечение. В случае, когда необходима операция, наша задача – провести ее так, чтобы пациент восстановился максимально быстро и адекватно для того вида спорта, которым он занимается. Таким образом, основная цель – оперативное возвращение к высоким спортивным нагрузкам.
- Существуют ли травмы, типичные для спортсменов, занимающихся бобслеем и санным спортом?
- У бобслеистов и саночников чаще всего происходят высокоэнергетические травмы. Сани и бобы на ледяных трассах, как правило, развивают скорость, сопоставимую с автомобильной или мотоциклетной – порядка 100 км/ч. Соответственно, если происходит падение, степень травматизма очень высока. Для этих видов спорта характерны тяжелые внутрисуставные переломы костей, нередки черепно-мозговые травмы. При их лечении мы уделяем особое внимание предоперационному планированию и стабильному остеосинтезу, то есть прочному первичному соединению костей. Это означает, что в случае, когда оперативное вмешательство необходимо, мы выбираем метод, который позволит быстро и прочно стабилизировать сломанную кость. При этом в ECSTO практически никогда не используются гипсовые повязки в послеоперационном периоде – это крайне важно для профилактики всевозможных осложнений, в частности, тромбоза. Если у человека, ведущего активный образ жизни, рука или нога вдруг оказывается обездвиженной и сдавливается, в этом месте могут начаться нарушения кровообращения и образоваться сгустки крови, тромбы. Это приводит к закупорке сосудов, тромбозу. Такое осложнение очень опасно тем, что отделившейся фрагмент тромба может, начав движение из конечности, попасть в артерию, что ведет к летальному исходу. Именно поэтому мы уделяем профилактике тромбозов очень серьезное внимание. Все пациенты принимают специальные препараты для снижения вязкости крови и начинают разрабатывать конечность уже на следующий день после операции.
- Какие травмы чаще всего встречаются у хоккеистов?
– В первую очередь, у них страдает плечевой пояс. Часто встречаются разрывы акромиально-ключичного сочленения в результате сильного удара о борт и вывихи в плечевом суставе, приводящие к разрыву суставной губы. Мы нередко сталкиваемся с разрывами крестообразной связки коленного сустава, разрывами мениска от частых приседаний у вратарей, повреждениями кистевого сустава... Частично избежать этих травм спортсмены могут, качественно проводя разминку перед тренировкой и игрой, соизмеряя общую нагрузку и развивая умение группироваться во время столкновений и падений.
- Как долго восстанавливаются хоккеисты после травм? Как происходит процесс реабилитации?
В случае не слишком серьезного повреждения, например, частичного разрыва связки или небольшой операции, выйти на лед хоккеист может уже через три-четыре недели. А вот при серьезных травмах период восстановления может растянуться от двух до восьми месяцев. При реабилитации любого спортсмена мы концентрируемся на движениях, специфичных для его вида спорта. Для хоккея это скользящие и толкающие движения, и именно их они в основном отрабатывают в ходе восстановления. Также для хоккеистов крайне важно вернуть тонус мышцам бедер.
- Какие травмы для олимпийца можно считать безнадежными в плане возвращения в серьезный спорт?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет, все зависит от конкретной локализации. Проблема возникает, когда травмирована важная для спортсмена часть тела, например, локтевой сустав у гимнаста или палец, которым нажимает спусковой крючок биатлонист. Но по своему опыту я могу сказать, что сегодня практически не существует травм, не поддающихся лечению, кроме, разве что, сложных переломов позвоночника. Они, к счастью, не характерны для зимних видов спорта. Если говорить о группах риска в целом, то наибольшей опасности подвергаются спортсмены, набирающие большую скорость при движении, – это горнолыжники, саночники, бобслеисты.
- Проводите ли вы тренинги для врачей сборных и клубов? Как складываются отношения с этими коллегами?
– Мы постоянно на связи с врачами сборных и спортивных клубов, и у нас прекрасные партнерские отношения. У многих есть мой личный мобильный номер и телефоны ведущих ассистентов клиники. ECSTO работает с ними как команда, потому что для максимально эффективного лечения важно, чтобы медики придерживались общих терапевтических принципов и понимали друг друга с полуслова. Для этого мы проводим регулярные встречи и тренинги с врачами, обсуждаем клинические случаи. К примеру, 28 февраля 2014 года, сразу после Олимпийских игр, мы организуем масштабный учебный курс для врачей сборных команд и спортивных клубов, посвященный травмам суставов у спортсменов. А в сентябре этого же года мы собираем в Москве международный конгресс по спортивной медицине и травматологии. Мероприятие пройдет под эгидой АСТАОР (Ассоциация спортивных травматологов, артроскопических и ортопедических хирургов, реабилитологов), и в нем примут участие около 1000 ведущих хирургов, в том числе из Европы, США, Бразилии и Китая. Обмен опытом – необходимая составляющая нашей профессии.
- Продолжают ли отечественные спортсмены ездить лечиться за рубеж? Меняется ли эта тенденция?
– Если у вас Jaguar, то можно, конечно, менять масло в Англии, а накачивать колеса своего Mercedes в Германии. Но в современном мире это не имеет уже никакого смысла – технологии распространяются с огромной скоростью. И сегодня медицина в Москве, в ведущих клиниках, развита также, как в Европе, США и развитых странах Азии. Если где-то в мире появляется новая эффективная методика – мы тщательно изучаем ее и начинаем использовать у нас. Именно это, а также навыки и компетенции врачей, и формирует клинику мирового уровня. На сегодня ECSTO – ведущая частная клиника спортивной ортопедии и травматологии в России и СНГ, работающая с применением современных технологий в соответствии с мировыми стандартами качества.
– Андрей Вадимович, Вы сами никогда не мечтали о спортивной карьере?
– Спортом на любительском уровне я занимаюсь всю жизнь: играл в волейбол, большой теннис, гандбол, с 4 лет катаюсь на горных лыжах, люблю виндсерфинг и кайтсерфинг. Но о карьере в профессиональном спорте я никогда не задумывался – для этого надо иметь выдающиеся физические способности. Думаю, если бы у меня были такие планы, я бы занялся горнолыжным спортом, а в нем предпочел гигантский слалом – спускаться на горных лыжах со склона с большими по амплитуде поворотами по-настоящему захватывающе.