«Вулкан с микрофоном»: кто создаёт атмосферу на играх ставропольских гандболистов
«Добрый вечер, леди и джентльмены!»
— Максим, вы работаете на матчах «Виктора» уже несколько лет. С чего началась «викторомания»?
— У меня большой опыт ведения различных мероприятий. О спортивных, честно говоря, сначала даже не помышлял. Но однажды прекрасный мир гандбола для меня открыл директор «Виктора» Иван Фиев, пригласивший попробовать свои силы в качестве ведущего матчей команды. Я же, абсолютно не представляя, о чём идёт речь, согласился.
Слово «гандбол» я слышал, знал даже имена ставропольских звёзд в этом виде спорта: Игоря Лаврова, Константина Игропуло, того же Ивана Фиева. Но не более того. Как сейчас помню, на первый матч приехал в Невинномысск — тогда ещё «Виктор» проводил домашние матчи в этом городе. Работал практически «вслепую»: правила не знал, игроков не различал даже по номерам. В начале матча говорю трибунам: «Добрый вечер, леди и джентльмены!». Хорошо, что люди меня на смех не подняли — видимо, сильно обалдели от такого приветствия.
Но затянуло меня в эту «бездну» сразу же. Потихонечку стал разбираться в правилах, познакомился с игроками. Ребята открыты для общения, прекрасно понимают, для кого выходят на площадку, кому дарят свою игру и эмоции. «Викторианцы» для меня — все красавцы.
Сейчас без этого всего жизни своей уже не представляю. Искренне не могу понять, почему гандбол не замечают в нашей стране? Почему он не так популярен, как, скажем, футбол? Это очень искренний, честный вид спорта. В гандболе идёт настоящая мужская борьба, от которой очень трудно оторваться.
— Когда осознали, что уже больны гандболом?
— Наверное, когда команда переехала из Невинномысска в Будённовск, в спортивно-тренировочный центр «Лукоморье». Мы сначала боялись, что люди придут, посмотрят и уйдут. Но, к счастью, этого не произошло. Будённовцы с первого дня стали активными болельщиками. Со временем образовался фанатский сектор «А».
Потом были опасения, что Будённовск устанет от гандбола. Но ничего подобного не произошло. Считаю, для провинциального города это вообще фантастика, в Прикумье регулярно приезжали лучшие команды страны и Европы. Показательна ситуация, когда перед матчем «Кубка вызова» с командой из Люксембурга в зале погас свет. Блэкаут длился больше часа, но ни один человек не ушел с трибун! Наоборот — под покровом темноты в зал проникли болельщики, которым не хватило билетов. А световое шоу, которое устроили люди на трибунах — это вообще фантастика! Почти тысяча человек одновременно включили фонарики на своих телефонах, устроили овацию — и почти тут же свет зажегся! Я этот момент не забуду никогда. Как вспомню — сразу мурашки по коже!
Потом команда переехала в Ставрополь, и народ пусть не сразу, но пришёл на трибуны — во время пандемии вход на матчи был ограничен. Но когда препоны для болельщиков сняли — мы сразу почувствовали, что вернулись домой. И сейчас проблема «лишнего билетика» на домашние встречи «Виктора» стоит очень остро.
— Как думаете, почему «Виктор» так любят болельщики?
— Всё просто. Во время матчей в зале прекрасная атмосфера — люди приходят семьями, что для российского спорта вещь вообще уникальная! На трибуны не страшно приводить детей, всё очень культурно и достойно, на это приятно смотреть. Даже иностранные команды всегда отмечают, что в их странах такую поддержку, как в Ставрополе или Будённовске, можно увидеть нечасто.
Налицо сумасшедший симбиоз: и шикарный зал, и любимая команда, которая показывает яркую игру, и, конечно, прекрасные зрители. Это просто нечто!
Шоу не должно повторяться
— Как меняется армия болельщиков «Виктора»?
— Первое время разница между Будённовском и Ставрополем была ощутима. Болельщикам краевой столицы не хватало опыта «боления». Но со временем всё наладилось. В сектор «А» пришли новые люди, со своими мыслями и идеями, и теперь ставропольские и будённовские болельщики действуют слаженно.
Активно подключаются и другие сектора. В этом сезоне мы начали запускать на трибунах «волну» — явление для российского гандбола уникальное! Кроме того, во время пауз зрители исполняют песни под караоке, причём композиции выбирают сами заранее — путём голосования. Видна тщательная и скрупулёзная работа клуба, который сумел не только объединить самых разных болельщиков, постоянно придумывает что-то новое, чтобы шоу продолжалось и не повторялось.
— Многие болельщики признаются, что уже не представляют матчи команды без Вашего участия. Дружите с людьми, которые приходят на матчи «Виктора»?
— Конечно, мы же все больны гандболом! Они для меня все родные, мы уже одна семья. Я знаю большую часть тех, кто приходит на трибуны, плотно общаюсь с болельщиками в социальных сетях. Но на каждом матче появляются новые лица, и это прекрасно! Во время предматчевого приветствия я часто прошу новичков на трибунах встать, и мы все вместе аплодируем этим людям, для которых вся прелесть «боления» за любимую команду только открывается! Поклонников гандбольного клуба «Виктор» с каждым днём всё больше. И нынешний зал уже давно не вмещает всех желающих. Команде срочно нужен новый просторный игровой дом. Надеюсь, он скоро появится.
Вообще считаю, что «Виктор» — это уникальный проект для Ставрополья. Такая же жемчужина, как Кавказские Минеральные Воды.
Энтузиастам удалось построить команду, которая дарит настоящий праздник жителям края и целеустремленно идёт к заветной мечте — сделать Ставрополь столицей не только российского, но и европейского гандбола.
«Главное — держать себя в руках»
— Вы ведь с недавних пор ещё работаете и на женском гандболе, сотрудничаете с одной из лучших команд страны — «Ростовом-Доном». Как так получилось?
— В 2021 году «Виктор» приехал играть в Ростов-на-Дону матч Лиги Европы с румынской «Добруджей». После этого руководители местного женского клуба пригласили к сотрудничеству. Руководство «Виктора» дало добро — и я начал открывать для себя мир женского гандбола.
— Есть разница между женским и мужским ручным мячом?
— Для меня это два разных вида спорта, а вот игровая атмосфера очень похожа. И в Ростове, и в Ставрополе умеют болеть на трибунах. Правда, эмоции немножко разные, не могу даже объяснить, в чём разница, это что-то на ментальном уровне.
— Ваше отношение к гандболу меняется с годами?
— Только в лучшую сторону. Вирус прогрессирует, и я все больше и больше заболеваю этим видом спорта.
— Что для Вас главное во время игры? Заряжать энергетикой зрителей, гнать вперёд команду, создавать общую атмосферу праздника?
— Главное — держать себя в руках во время матча. Иногда хочется произнести в микрофон то, чего нельзя. Я человек эмоциональный, зачастую в запале очень хочу сказать всё, что думаю и чувствую — скажем, после неудачной атаки на чужие ворота. Но не имею на это права (смеётся). А если серьёзно, то моя задача — передать голосом свою уверенность всем участникам шоу: и игрокам нашей команды, и болеющим за них трибунам. Надеюсь, у меня это получается.