4 мин.

Двукратный олимпийский чемпион начал употреблять и бесславно закончил карьеру. Его даже обвинили в убийстве

Алексей Воропаев был бесспорным лидером сборной. На крупных стартах он выполнял много черновой работы и заряжал всю команду. На Играх-1992 Алексей был единственным россиянином, которого взяли в мужскую сборную СНГ. Количество его медалей превышало количество пальцев на обеих руках, но это перестало иметь какое-либо значение, когда Алексей стал наркоманом.

Не без травм

Алексей был просто отличным гимнастом. Об этом свидетельствует как минимум то, что его вызвали в сборную команду ещё в 1991 году, когда парню было всего восемнадцать, а конкуренция была, скажем так, советская. Тренер Виталий Ломтев, работавший в «Динамо», видел в мальчике природный талант и делал всё, чтобы тот мог его достойно реализовать.

Результаты не заставили долго ждать. Воропаев, который в 1991-м отправился вместо со сборной на мировое первенство в Индианаполис, вернулся оттуда с со своим первым международным золотом. Затем была главная медаль Барселоны-1992, а практически сразу после – хирургический стол.

Воропаев получил серьёзную травму – сломал лопатку – ещё за несколько лет до победных Игр, но не хотел упускать возможности заявить о себе в сборной и выступал на обезболивающих препаратах. Однако после предолимпийской нагрузки и самой Олимпиады рука Алексея как будто отмерла: он не мог даже поднять её, а говорить о серьёзных тренировках не приходилось уж тем более. Гимнаст обратился к врачам, его прооперировали.

1993-й год был достаточно тяжелым. Воропаев пропустил практически весь сезон, и в прессе стали поговаривать, что он уже никогда не вернётся на прежний уровень. Впрочем, слова третьих лиц гимнаста волновали мало. Он планомерно восстанавливался и уже в 1994-м стал серебряным призёром чемпионата мира в командном первенстве. Впоследствии он ещё не раз становился медалистом на крупных стартах, но главной посттравматической победой стала первая ступень пьедестала на Играх-1996.

Он совмещал тренировки и кайф

Воропаев узнал об интересном эффекте наркотических средств достаточно рано. Даже на своих первых тренировочных сборах национальной команды он умудрялся являться на тренировки чуть ли не сразу после того, как покурит. Надо отдать должное, за несколько месяцев до стартов он всегда тормозил – понимал, что это может привести к завершению карьеры, а что делать дальше не знал. Однако Алексей не брезговал предлагать партнёрам по сборной составить ему компанию. Иногда он был даже слишком настойчив.

О характере Воропаева рассказывал его тёзка Алексей Немов:

«Однажды я пришёл в столовую, вместе со мною за стол сел Лёша Воропаев, царство ему небесное, и у меня на глазах съел мой завтрак. У меня тогда слёзы даже потекли от обиды. И тем не менее, когда мы выступали, мы всегда были единым целым. Командой, в которой никто никогда друг друга не предавал», — сказал прославленный гимнаст.

Воропаев верил во всё мистическое и всегда был немного не от мира сего. Так, после Игр-1992 в СМИ попала история, рассказанная самим Алексеем

«Меня перед Олимпиадой к колдуну свозили, он и сказал: «Не бойся ничего, тренируйся нормально – и в команду попадёшь, и чемпионом станешь». Так и получилось. Ну и ещё всякого-разного наколдовал», — делился спортсмен.

Тем не менее, он продолжал выступать в сборной. У главного тренера Леонида Аркаев, в целом, не было поводов не брать Алексея на главные старты. Гимнаст приносил команде медали, а с самим тренером никогда не пререкался. Так, он полноценно пробыл в команде до сезона 1997-м, в котором в последний раз поднялся на пьедестал чемпионата мира.

Убил сокомандника?

Воропаев не пропал из прессы, только теперь его имя там появлялось в одном ряду со словом «наркотики». А потом со словами «реабилитация», «наркологическая клиника» и даже «тюрьма». Последнее, вроде как, было слухом, хотя об этом сообщали некоторые влиятельные СМИ.

Сборную это всё в глобальном масштабе не волновало вполь до одного инцидента — скончался член национальной команды Евгений Шабаев. Спортсмен собирался переехать в Германию, где его ждали в местной спортивной школе, но не сумел это осуществить. Его нашли на остановке, где он в миг упал замертво. По информации от неофициальных источников, в тот вечер Шабаев ходил в гости к Воропаеву. Последнего, конечно же, обвинили в том, что он накачал Евгения наркотиками. Родители погибшего настаивали, что виной всему стал героин, который спровоцировал остановку сердца.

В 2001-м Воропаев окончательно стал изгоем. Его не хотели видеть ни партнёры, ни тренеры, ни руководство. Теперь он мог заниматься любими, но губительным делом всё свободное время. Этим он и воспользовался. Протянул всего пять лет. В 2006-м он оказался в больнице, где ему поставили два диагноза — гепатит С и воспаление лёгких. После четырёх месяцев лечения он скончался.

Большие перспективы, магия и врождённый талант не смогли защитить Воропаева от зависимости. Некогда отличный гимнаст умер никому не нужным.