7 мин.

«Слишком многого от них ждут». Экс-тренер футзальной сборной Досько разложил по полочкам игру команды на ЧЕ

Валерий Досько – один из самых опытных тренеров в беларусском футзале. Много лет возглавлял минский «Дорожник» и сборную. Именно Досько впервые вывел Беларусь на чемпионат Европы в 2010 году. Мы поговорили со специалистом о том, как беларусы под руководством Александра Черника выступают на Евро прямо сейчас. Уступили Бельгии, которую считали равным соперником, 0:4, фавориту Испании – 0:2. Шансы на выход из группы – чисто теоретические: нужно обыгрывать хозяев-словенцев с разницей в семь мячей. Та еще задача для команды, которая на турнире еще не забивала.

Досько делится мнением о том, насколько сборная реализует свой потенциал, рассказывает о деньгах в беларусском футзале и о том, как на нем сказались санкции.

– Валерий Николаевич, как вам игра футзальной сборной Беларуси в первых двух турах чемпионата Европы?

– Команда немного не реализовала свой потенциал в игре с Бельгией (поражение 0:4 – замечание автора). Испания, понятно, есть Испания (поражение 0:2 – замечание автора). Но ребята бились, боролись. Большая заслуга, что мы вышли в топ-16. Надо отталкивать от этого, а то у нас все хотят, чтобы везде был высокий результат. Не так все просто, мини-футбол или как там его, футзал, развивается во всем мире. Бельгия всегда была крепкой командой, а не мальчиками для битья.

– По старинке говорите мини-футбол, а не футзал?

– И так, и так называю, но в основном мини-футбол. Хотя во всем мире уже перешли на футзал. У нас почему-то клубы называются мини-футбольными.

– Сборная демонстрирует свой максимум ?

– По игре с Испанией были близки к максимуму. С Бельгией – не сказал бы. У нас есть ребята в линии атаки, которые умеют и любят забивать. Например, Дмитрий Шведко. Матч шел до одного-двух мячей, а мы пропустили в одной из первых смен. Нужно было отыгрываться, стали открываться. И как назло ошиблись очень опытные игроки. Павел Раговик недоработал в моменте. Игорь Щербич – очень самоотверженный игрок, жесткий парень, но тут резко проиграл единоборство.

– Переволновались?

– Не думаю. Хотели быстро отыграться, побежали забивать, создавали моменты, а мяч в ворота не пошел – то перекладина, то голкипер. У бельгийцев вратарь поймал кураж. Со Словенией он сыграл уже не очень уверенно, допустил сразу три грубые ошибки. С нами же выдал великолепный матч. Кроме мастерства многое решает удача, но она от нас отвернулась. На мой взгляд, ребята немного закрепощены, потому что слишком многого от них ждут. Нормальная команда, но не выдержали напряжения – психология.

– Бельгия – команда одного уровня с беларусами?

– Если бы провели еще несколько матчей, то не думаю, что уступили бы. Тотального преимущества у соперника точно не было. Такая же команда, как и Беларусь. Когда я работал в сборной, топовыми в Европе считались Испания, Россия, Италия, которая натурализовала 20 бразильцев, Украина и Португалия. Вот за ними шли команд 10 одного уровня. И сейчас, в принципе, все так и осталось. Разве что Италия уже перестала быть топовой. Со всеми, кроме этой четверки, мы готовы играть на равных и все предпосылки для этого есть.

– С Испанией тягаться невозможно?

– Испания, конечно, мощная, скоростная команда, индивидуально сильные игроки. Первый мяч испанцы забили после нашей ошибки, второй – замечательный финт их игрока. У соперника было еще пять-шесть хороших моментов, но обычно испанцы создают за матч более 20 голевых эпизодов. Наши очень самоотверженно играли, успевали накрывать соперников.

– Ни одного гола сборной Беларуси в двух матчах – о чем это говорит?

– Будем надеяться, что в игре со Словенией забьют. Хватало моментов в игре с Бельгией, с Испанией тоже было четыре-пять эпизодов.

– Победить Словению 7:0 или крупнее реально?

– Когда играют равные команды – это очень сложно. Уверен, что Александр Михайлович [Черник, главный тренер сборной Беларуси] уже начал настраивать ребят сыграть хорошо заключительный матч. Словенцы – хозяева, у них будет хорошая поддержка, все на их стороне, но я верю, что у наших должно прорвать. Футзал – игра простая: не забил ты – забили тебе. Все молниеносно. Это в большом футболе пока от ворот до ворот добегут, а тут все за секунды решается.

– Работа Александра Черника вам нравится?

– Он сам поиграл много, фанатически предан футзалу. Сейчас собрал очень крепкую команду, с хорошим духом. Он всегда очень профессионально относился к делу. Помню, когда я руководил сборной, собрались как-то перед играми в Стайках. Мороз около минус 20, 7:15 утра, а Черник пошел на улицу бегать кросс. Он требовательно относился к себе, так же относится и к команде. Я и говорю, может, психологически были непохожи на себя в игре с Бельгией. Если бы раскрепостились, то все по-другому могло случиться.

Александр Черник.

– Как вы в свое время раскрепощали команду?

– Мы играли на Евро-2010, и там попали в группу с Испанией и Португалией. С испанцами сопротивлялись полтора тайма, а на концовку нас не хватило. С Португалией по ходу матча вели 4:2, и тут хочу передать привет [российскому арбитру] Ивану Шабанову, который выдумал пенальти в наши ворота. Тогда и инспектор матча, и весь судейский корпус определили, что такие пенальти не ставят. После того, как счет стал 4:2, португальцы полностью психологически надломились, минут пять-шесть ничего у них не получалось – и тут этот пенальти! Сыграли 5:5 в итоге, а нам нужна была только победа.

– Может, и нам надо завезти пару бразильцев, как делают многие сборные?

– А как мы это сделаем? Это ж надо деньги им платить. И грузины завозили, и армяне. Азербайджанцы знаете, как поступают? Приземляется самолет – и уже паспорт готов. Казахстан благодаря натурализованным бразильцам стал в свое время 3-м на Европе (в 2016 году – замечание автора). А у россиян сколько таких игроков было? Постоянно у них трі-четыре бразильца выходили в составе.

– То есть денег особо нет в беларусском футзале?

– За такие деньги бразильцы играть точно тут не будут. В ведущих командах игроки живут на зарплату, но в большинстве клубов полупрофессионалы. У нас в «Дорожнике» все игроки работают: кто учителями, кто на СТО, кто в небольшом бизнесе. Приходят с работы и уже с 17:30 начинаем тренироваться.

– Какие зарплаты в командах?

– Раз [ивуарийский футзалист «Столицы»] Янник Джиллеру или [украинский футзалист «Витэна»] Владимир Разуванов выступают, значит, неплохие есть деньги. Не знаю конкретных зарплат, но, думаю, ведущие игроки солидные суммы получают.

– Это сколько, 2000 долларов или больше?

– Думаю, не меньше. Может, даже больше. Есть еще премиальные и бонусы, все прописывается, как в любом другом виде спорта.

– Как беларусскому футзалу удается держаться на неплохих позициях в Европе?

– Мы заложили хорошие традиции еще в 1990-е. Массовый вид спорта, много клубов, игроки растут, им есть куда стремиться. Если бы еще вовремя создали детско-юношеские школы по футзалу, то был бы совсем другой расклад. У нас же практически нет мини-футбольных школ – приходят те, кто не попали в большой футбол. Надо было идти российским путем, где был суперклуб и чемпионат состоял из шести-семи возрастов. В России очень развит мини-футбол в северном регионе – на Урале и Дальнем Востоке, в Сибири. Они там в футзал играют чаще, чем в большой футбол. У них есть государственная программа «Футзал – в школу». Если бы Россия играла на Евро, точно была бы в тройке.

– За период изоляции, думаете, она не растеряла в классе они?

– У них очень много легионеров в каждом клубе, прекрасные финансовые условия. Отношения к развитию мини-футбола очень хорошее.

– А на беларусском футзале мировые санкции отразились как-то?

– Конечно, отразились. Сборная проводила все игры на выезде, ни одной домашней игры. Два турнира играем только на нейтральном поле – это все сильно сказывается.

– Как ваши дела?

– Работаю, как и работал, в «Дорожнике». Без финансово-материальной базы невозможно создать топовую команду. У нас каждый год уходят два-три футболиста, это объективно. Как я и сказал, игроки у нас не профессиональные, им большие нагрузки не дашь, ведь завтра на работу, отдохнуть надо, поэтому очень все сложно.