4 мин.

Крепкая кисть. Самый необычный игрок Евро-2016

Никита Киселев – о вратаре-художнике Оуэйне Фон Уильямсе, ждавшем свой шанс шесть лет.

alt

Июнь – большой месяц для запасного вратаря сборной Уэльса Оуэйна Фон Уильямса. Он будет подстраховывать Уэйна Хэннесси на первом крупном турнире, на который его страна пробилась впервые с 1958 года. В это же время в Северном Уэльсе в престижной арт-галерее будут выставлены написанные им картины. 

В захлопнувшемся сезоне Оуэйн Фон Уильямс отыграл все 38 матчей в шотландской премьер-лиге. В «Инвернессе» он на хорошем счету, хотя в целом его карьера протекает в клубах, не заставляющих сердца маркетологов и болельщиков биться в такт: заштатные «Крю Александра», «Стокпорт», «Бери», «Рочдейл», «Транмер Роверс» и шотландский середняк. Оуэйн в 21 год получил вызов в сборную Уэльса, но ему понадобилось терпеливо просидеть на скамейке 6 лет и 29 матчей, чтобы отхватить свои 16 минут в воротах национальной команды. При этом Фон Уильямс – локальный герой, и сейчас журналисты с таким же вниманием относятся к увлечениям Уильямса, как и к монструозно раскачанным ногам Гарета Бэйла, и к смене имиджа Аароном Рэмзи. Ведь среди участников Евро не так легко найти такого же разностороннего парня, имеющего больше проданных картин, чем игр за сборную.

В ноябре прошлого года Уэльс проиграл в товарищеской встрече голландцам, а Крис Коулмэн наградил Уильямса выходом в концовке перед трибунами в Кардиффе. Отблагодарив за стойкость и приверженность – за 6 лет Оуэйн успел поработать с тремя тренерами сборной Уэльса, формально поучаствовать в трех отборочных кампаниях и сменить пять клубов. И не вина Уильямса, что он ровесник Уэйна Хэннесси, безальтернативного номера один. Коулмэн взял голкипера «Инвернесса» во Францию. Там, в отеле курортного Динара, на Фон Уильмса распространяется общая жесткая тренерская установка – никаких жен и подруг. Окей. Хорошо, что это мало касается холста и гитары – таких важных для скромного резервного вратаря вещей.

Оуэйн любил рисовать в детстве, но, чтобы вернуться к кисти и краскам, ему пришлось сделать две вещи. Во-первых, довести уровень умения перебирать струны до желаемого уровня – иначе он бы ни за что не сменил музыкальное увлечение на что-либо другое. Во-вторых, купить дом и понять, что было бы неплохо завесить его стены чем-то красивым. Забавно, что Оуэйн начал с рисунка быка шотландской породы хайленд. И это при том, что он играл в Англии и даже не думал о переезде.

В дальнейшем темой картин стали будни рабочих сланцевых шахт и карьеров. Это особая глава как для Уэльса – именно этот вид промышленности был основным для страны вплоть до 70-х годов 20-го века – так и для самого Фон Уильямса: тяжелому, беспощадному труду по добыванию сланца в долине Нэнтлл-Вэллью посвятил себя дед Оуэйна. Одно из ранних воспоминаний вратаря – его большие, изрезанные шрамами руки. «Тогда мужчины были мужчинами. Семейная связь делает это действительно важным для меня», – признается Фон Уильямс. Он долго и подробно изучает быт рабочих каменоломни, их досуг, юмор: «Я не хочу, чтобы кто-то подошел ко мне и сказал, что на самом деле все было не так». 

На направление его творчества повлияла беседа с продавцом магазина, в который голкипер-творец отправился за рамкой для того самого хайленд-быка. Разговорились. Вспомнили Ифора Притчарда, именитого валлийского художника и друга мужчины за кассой. В юности Ифор был отличным вратарем. Но предложение «Суонси» отклонил – хотел сосредоточиться на искусстве. Герой его рисунков – так называемый «quarryman», занятый при сланцевой добыче. Фон Уильямс получил совет развивать эту тематику, но в своем четко улавливаемом стиле. И хотя Оуэйн не готов отказаться от футбола ради рисования, успех не заставил себя ждать. Две полотна – «Перерыв на чай» и «Конец смены» – были куплены спустя всего 10 дней после презентации в выставочном центре Кардиффа. По 450 фунтов за каждое. И вот, на это лето запланирована собственная экспозиция. 

alt
alt
alt

Персональный сайт Фон Уильямса встречает посетителей 7 фотографиями. Две из них – с того самого матча с голландцами. Еще одно – Оуэйн в форме «Инвернесса», четыре остальных – картины. Футбол для него по-прежнему на первом месте, а попадание в еврозаявку Уэльса – огромная гордость. Пускай и пришлось так долго ждать чего-то большего, чем место на лавке.     

«Футбол – забавная игра. Ты никогда не знаешь, когда случится твой последний матч, – говорит Фон Уильямс. – Так или иначе, я уверен, что продолжу рисовать после завершения карьеры». Искусство по душе Оуэйну еще и потому, что оно занимает руки и разум, а ему так не хочется тратить время на бессмысленные развлечения. Хотя он не зазнается и вообще редко обсуждает свое большое хобби с другими игроками, признавая, что у каждого могут быть свои увлечения и интересы. Капитану валлийцев Эшли Уильямсу Оуэйн явно нравится: «Фон – по-настоящему классный парень, каждый уважает его как личность. Довольно тихий, но он тут как тут, как только появляются гитара и пиво».

Фото: Gettyimages.ru/Stu Forster; owainfonwilliams.com