Деконструкция
Я не смотрел второй четвертьфинал, состоявшийся сегодня, и не знаю его результата. Я не читал посты ни в одной из своих френдлент - возможно, позднее я это сделаю, но сейчас мне совсем не обязательно знать, как все теперь любят Голландию, чем плох Луис Фабиано, какой же странный человек Дунга и как здорово, что сегодня произошла первая волевая победа на турнире. События вообще часто страдают от того, что окружены другими событиями, а тексты - от соседства в пространстве или во времени с другими текстами; некоторые вещи стоят того, чтобы подумать только о них одних, глядя в небо.
Матч Бразилии и Голландии вообще не принадлежит времени и лишь немного - обстоятельствам. Я не то чтобы сторонник метафизического подхода к футболу (да и он не то чтобы многого стоит, учитывая, что футбольный бог упитан, плохо воспитан и не знает, как использовать Хавьера Дзанетти), но некоторые события просто требуют того, чтобы найти в них смысл (и я рекомендую тем, кому это не нравится, не читать дальше). Можно любить забегания и финты, можно наслаждаться перестроением атакующих треугольников, можно восхищаться тем, как инвестиционный банкир и страховой консультант не проигрывают на чемпионате мира - но любой, кто действительно любит спорт, знает, что весь этот слегка нелепый футбол в своем высшем проявлении способен превратиться в высокую драму, в монолог рока, который подчиняет сюжету волю тех, кто принимает участие в представлении.
Думаю, вы знаете, как я люблю разнообразные истории о судьбе отдельных людей - но сегодня вот эта самая конкретная индивидуальность совершенно не имела значения. Вместо Снейдера мог быть Роббен или Ван Перси, вместо Мело - Рамирес или, допустим, Бастос. Однако индивидуальность, безусловно, имела значение, как категория.
Самая странная бразильская команда в истории, как это с ней часто бывает, оказалась на переднем краю футбольного прогресса, зашедшего не то чтобы в тупик, а скорее в безжизненный вакуум. Я несколько раз ловил себя на том, что путаю бразильцев между собой, притом что они явно отличаются и внешне, и по своей роли на поле. У этих футболистов может быть отличная статистика, и многие из них блестяще выполняют свои функции - но футбол, вообще говоря, состоит не только из статистики и функциональности. Пусть должность футбольного бога занята ввиду его второго пришествия, однако в сборной Бразилии всегда были футболисты, состоявшие в каких-то особых отношениях с мячом и геометрией пространства. Эта же сборная была лишена и намека на магию, хотя и была собрана чуть ли не сплошь из надлюдей, строго наказывающих за ошибки, с печатью сумрака на мужественных лицах, выглядевших благородно даже во время симуляции. Кто-то утверждал, что все ангелы на одно лицо - и пусть сравнивать Робиньо с ангелом выглядит совершеннейшей глупостью, но выдающиеся способности могут действительно обезличивать, если нет чего-то еще.
Голландская же сборная, напротив, оказалась удивительно человечной. Человечность состоит не только в том, чтобы быть несовершенными и допускать ошибки (странно было бы называть чемпионат России по футболу человечным), но и в том, чтобы иногда совершать нечто удивительное, несмотря ни на что. Футболисты сборной Голландии, как на подбор, уязвимы - кто-то ломается, кто-то теряет позицию, кто-то совсем не быстр, кому-то надо лишь не дать смещаться в центр, но именно в этом, на самом деле, суть командной игры и идеального человеческого общежития. Каждый делает то, что делает хорошо - и остальные помогают ему в том, что у него получается плохо. Я не знаю, кто болел за эту сборную Бразилии - но я знаю многих, кто не смог не симпатизировать Голландии. Вообще, универсальность - это свойство неживой материи: куска руды, который может стать скрепкой или частью балки небоскреба, древесины, которая может пойти на мачту или на спички, нефти, распадающейся на тысячи возможностей применения. Голландцы когда-то изобрели (или присвоили себе) идею универсальности в футболе - но так и не смогли довести ее до логического завершения, до окончательного распада личного.
И тем страннее, в общем-то, способ, которым человеческое победило нечеловеческое (пусть даже сверхчеловеческое). Голы, которые забили голландцы, могла бы забить и машина. Эти голы должны были забить Лусио с Жуаном - разумеется, в другие ворота. Бразилия была побеждена, потому что голландцы стали Бразилией. Это сюжет из какой-то очень странной мифологии, где враг настолько силен, что единственный способ победить его - слиться с ним, стать им и совершить самоубийство.
Поэтому я не знаю, что будет со сборной Голландии дальше. Было бы куда лучше, если бы никакого "дальше" не было, если бы этот матч оказался финальным. Возможно, дальше начнется какая-то другая история и иной,более интересный сюжет, но вряд ли он будет столько же значить для меня самого - даже если голландцы обыграют команду самого футбольного бога. Все, что было действительно важно, уже произошло. Жизнь победила отсутствие жизни, плоть победила конструкцию, элегия - программу, рисунок человеческого лица - таблицу технико-тактических действий. Эта победа никогда не будет окончательной, но это не повод не радоваться локальным успехам человечества.
Простите меня, те, кому все эти слова показались непонятными, глупыми или скучными. Некоторые вещи бывают слишком личными, чтобы думать о том, как их воспримут другие.
Они видели ЭТО.
Подбор игроков и селекция была не та. А ведь выбор игроков у Бразилии наверное самый широчайший, на любой вкус! Так что все вопросы к Дунге.
правильнее - отсутствие жизни победило отсутствие жизни
А вот второй четвертьфинал вы все же зря не посмотрели...
И, честное слово, я ничего не потерял - я же не просто так решил матч не смотреть, у меня были причины.
И, честное слово, если бы я смотрел вторую игру, потерял бы больше - я же не просто так решил пропустить матч, у меня были причины.
и деконструкция -- откуда только слов таких нахватались?
эмоции не только из схем берутся и служить могут чему угодно; прежде всего тому,чтобы удивлять -- как в заметке и сказано; бесчеловечность не столько в безошибочности, сколько в неумении удивить и удивиться