Нолимпик. Почему «Марсель» достиг дна
Все успешные клубы похожи друг на друга, каждый провалившийся клуб несчастлив по-своему. Место в середине таблицы «Челси» не фатально: мы знаем, что летом придут нужные люди, Роман Абрамович им заплатит, сколько надо, и «синие» вернутся. Но примерно такая же позиция у «Марселя»−это уже катастрофа.
Два противоположных события развивались почти параллельно. Любовь и ненависть. Конец и начало. Рождение и смерть. Владелица «Марселя» Маргарита Луи-Дрейфус рожала двойню: в 53 (!) года, в счастливом союзе с новым возлюбленным, после тяжелой утраты умершего от лейкемии семь лет назад мужа. А на «Велодроме» разгоралась гражданская война. Болельщики пошли против своего клуба. К игре с «Ренном» половина фанатов объявила бойкот и осталась дома. Половина − пришла на стадион, чтобы развесить убийственные баннеры, потребовать отставки руководства и выкричать в поле всю горечь обиженных жалоб. По такому случаю ОМ проиграл 2:5. «Я сидел на скамейке и думал, что это сон. Не мог поверить своим глазам», ужасался полузащитник Буна Сарр.
У «Марселя» нет основы. Во все времена − будь то криминальное царство Бернарда Тапи или надежда Роберта Луи-Дрейфуса − клуб жил вместе с народом. Огромной трудноуправляемой толпой южан, которые любят свой клуб с той же горячностью, что и делают все остальные важные вещи в своей жизни. Фанаты «Марселя» − главная крепость клуба. Они разносят тихие европейские города на выездах, их боится вся Франция, но они делают эту команду совершенно особенной. Сейчас даже им все надоело. Согласно официальным данным Лиги 1, по сравнению с прошлым сезоном «Олимпик» потерял почти 10 000 зрителей на стадионе. Вместо этого фанаты устраивают забастовки и разными способами посылают угрозы всем тем, кто довел ОМ до полной задницы. После унижения «Ренном» автобус команды закидали камнями, на следующий день игроки вышли на тренировку под охраной полиции. Друзья стали врагами. Одни боятся, другие – ненавидят. «Марсель» больше не чувствует себя на «Велодроме» как дома. В этом сезоне провансальцы победили там всего два раза (последний раз − 13 сентября): в топ-5 лигах хуже для своих играют только «Труа» и «Дармштадт».
Футбольный путеводитель по городам мира
У «Марселя» нет денег. Именно так, буква в букву, сказал президент клуба Венсан Лябрюн. И добавил: «Я твержу об этом 4 года, но никто не слушает. У меня нет возможности делать в клубе то, что я хочу. Не желаю и своему злейшему врагу быть президентом ОМ». По некоторым источникам, бюджет «Олимпика» составляет около 125 млн евро. Это 4-я сумма в Лиге 1, но для провансальцев этого мало. На них висят долги и различные побочные выплаты, включая раздутый зарплатный фонд и аренду «Велодрома», а без Лиги чемпионов на французском рынке зарабатывать все сложнее. Почти всех востребованных игроков Лябрюн уже продал. Других способов найти деньги он не знает.
У «Марселя» нет команды. В последний год кадровая текучка внутри «Олимпика» приблизилась к скорости движения частиц в Большом андронном коллайдере. Но БАК хотя бы строили по строгим чертежам и четкому плану. «Марсель» наскоро лепят каждую неделю заново, используя серых середняков, вчерашних неудачников и игроков из аренд. И самое неприятное, что к этим людям даже нельзя привыкнуть, потому что летом их всех снова заменят на других.
Школьный класс. 5 французских талантов младше 18 лет
У «Марселя» нет тренера. Мичел слишком интеллигентный, слишком осторожный и слишком незаметный. В общем, слишком некрутой, чтобы жестко взять дело под свой контроль. На каждом матче испанец работает под суровым взглядом Марсело Бьелсы с плакатов на трибунах и выдает худший за 16 лет показатель побед (всего 28%). «Я не уверен, что, если я уйду, ситуация улучшится», − говорит Мичел. И он прав, потому что настолько незначительная фигура действительно в принципе не определяет ничего важного.
У Марселя нет ничего. Кроме разочарования, ненависти, апатии и страха.
Текст: Роман Абрамов
Фото: Global Look Press
Скачайте наше приложение «90 минут»!