5 мин.

Сериал длиною в большой шлем

Авторы: Ваагн Микаелян, Роман Хайчук

  Зарисовка 1, волейбольная

    Небольшая очередь на процедуры в поликлинике. Напротив - бабуля преклонных лет. Уткнулась в газетку. Ну читает себе и читает. Мало ли, что там про Киркорова. Или про санкции и нашего президента. И вдруг она отрывается от прессы и поднимает на меня живой взгляд. Останавливает его, давая понять, что нашла потенциального собеседника.    

    - А как же здорово-то вчера наши ребятки, а?! 

    Ее бодрая интонация не даёт даже малейшей возможности показать, что ты "не в теме". Выплываю из своих размышлений. Судорожно пытаюсь вспомнить, что же накануне потрясающего произошло в мире спорта, да ещё и со знаком плюс... Евробаскет не давал повода для радости. Женские турниры тут тоже вроде как мимо...

    - Баскетбол? - робко переспросил я.

    - Так ведь это, волейбол же, Кубок мира. Здорово с Тунисом разделались. А полякам вот проиграли, но уж очень сильные они.

    Попытался задать пару вопросов. Но осекся, так как собеседница просто не слышала адресованных ей слов. В самом прямом смысле. Слух был настолько слаб, что пришлось бы кричать на весь коридор. А она продолжала. Про Алекно и Лондон, про "ястребиный глаз" и новые технические возможности.

    И такая в ней была живость, что мысль ее не вызывала сомнений: столько вокруг грязи и лжи, и лишь спорт привносит в нашу жизнь чистоту и надежду на справедливость!

*** 

Меня и прежде никто не понимал

Разрывая мысли в драный лоскут,

Я вопил как бешеный! Орал.

Ничего не знающий подросток,

 

Я говорил им о любви к футболу,

Они меня отталкивали вспять,

Говорили: «Молод ты, неполон,

Чтобы жизнь как взрослый понимать,

 

Твоя любовь глупа и безответна,

И в нашем деле не стоит ничего,

Чего ты ждешь болельщик безбилетный?»

Я жду футбола. Матча своего.

***

  Зарисовка 2, футбольная.

    У знакомых в хостеле обитал старичок. Прибился как-то в тёплое время года. Сначала на пару дней, потом неделю пожил, другую, да так и остался на своём койко-месте. 

    Ему далеко за 70. Но дома он почти не сидит, хотя здоровье, мягко говоря, хромает. Каждый день ходит в парк, где у него такие же друзья: играют в шахматы, нарды. Сам он из абхазских грузин, бежал от войны с семьёй в начале 90х. С тех пор зимой живет в Москве, а летом - в Сочи. Семейные неурядицы вынудили его покинуть нажитое место. С югами тоже в этом году не сложилось. Так и ходит он из дома в парк и обратно. 

    А вечера и ночи напролет проводит за спортивным тв. Хоккей не любит, футбол боготворит. Смотрит также теннис, да много чего ещё. Болеет за "наших", куда ж без этого. Хотя предпочитает красивые европейские матчи отечественным.

    Как-то, застав его за этим занятием, прямо спросил. Мол, Гена, а почему Вы футболом так интересуетесь, чем он является для Вас? "Не знаю" - такой сверхзакрытый ответ на открытый вроде бы вопрос к долгой беседе не располагал. Но он добавил: "на стадионы я давно ходил, было дело. И в Питере, и в Тбилиси, и Москве. Отличные были команды, красивые матчи. Просто люблю футбол..."

***

Свисток судьи сплетет в сердцах волненье,

Вновь запоет любимый стадион,

И мяч своим магическим вращеньем,

Заденет в моем горле каждый ком.

 

Любовь нас учит быть честней,

Любовь к футболу - честным дважды,

Оставшись волей в меньшинстве,

Отбиться от чужой атаки,

 

Отдать все силы для победы,

Суметь достойно проиграть,

При этом быть искусствоведом,

Дюваля сразу узнавать.

***

  Зарисовка 3, тоже футбольная

    Напротив в кресле сидел отставной военный. Возраст его был столь почтителен, что уточнять, сколько лет сверх законных 90 ему стукнуло, я не решился. Но юбилейная дата уже миновала - это факт. 

    - Давай поговорим о "Спартаке", - предложил он. 

    Цель-то зайти к своему соседу по старой квартире имелась определённая. И вроде размениваться с небольшим казённым поручением на долгие посиделки не сильно хотелось. Тем не менее, было бы совестно просто вот так отстраниться или сослаться на цейтнот. И он пригласил сесть напротив.

    Этот знакомый похоронил жену несколько лет назад. Остался один (с детьми у них не сложилось). Не совсем уж конечно без внимания - родственники навещали. Да и соцработница добросовестно выполняла возложенное на неё. Здоровье только вот сильно пошатнулось. Дядя Феликс перестал выходить из дома, и телевизор остался главным проводником в мир, в том числе и спортивный.

    Обсудили Карпина, Федуна, прошедшие матчи и переходы. Он не пытался предаваться воспоминаниям наподобие хроник послевоенных лет. Напротив - интересовался шансами команды, за которую болеет всю жизнь, давал свои прогнозы. Потом мы перешли к социальным темам, работе, общим знакомым. Но спорт номер один так и остался головной частью нашей недолгой встречи. И есть уверенность, что в следующий раз история повторится.

***

И с возрастом лишь только чаще,

Будет нам напоминать!

Что мы давно, когда-то, раньше

Гоняли с пацанами мяч.

 

Бей беги – дурная слава,

Это больше чем игра,

Нет у вас такого права!

Мы футбольная страна! 

***

  Зарисовка 4, теннисная

    Господь даёт каждому испытаний, сколько по силам ему вынести. Пример другой бабушки - тому живое подтверждение. Родилась в довоенной Москве, прошла эвакуацию и возвращение, карьерные взлеты и драму с квартирой (лихие 90е затронули и ее семью). Будучи городским жителем до мозга костей, приспособилась к дачному формату ближайшего Подмосковья. А главное, незатянувшейся раной кровоточит уход сына и мужа - двух самых близких людей. Хоть и минуло с тех пор 14 и 12 лет соответственно.

    Как человек с такой сложной биографией может распоряжаться своим досугом? Дела по дому, квитанции, пенсия, врачи... Но понятно, что находится время и для отдыха, когда правнуки в школах и детсадах, внуки - на работах, а к праздничному столу еще нескоро предстоит готовиться.

    Наступает время телесериалов. За месяцем месяц, за годом год. По закону жанра, герои приходят и уходят. Некоторые мелькают на втором плане, иные играют самозабвенно свои главные роли. Мужские и женские, они расчерчены  календарной сеткой, пересекаясь между собой лишь в самые важные моменты "мыльной оперы".

    Особенность только в том, что таким сериалом для неё стал теннис. Никто уже и не вспомнит, что послужило точкой отсчёта. Она играла на заре студенчества в баскетбол, и очень неплохо. Позже чем-то интересовалась, что-то смотрела. Олимпиады, чемпионаты мира, атлетика, бокс, наконец... Но знание тонкостей и граней корта достигло абсолюта гораздо позже. По прошествии тех трагических событий, о которых мы упомянули чуть выше.

    Конечно, сетами и геймами этот интерес не исчерпан. Спортивные драмы идут в тандеме с историями жизни самих актёров. Но цикличность действа корректирует планы просмотра, а Большой шлем наверняка побил "Санта-барбару"  количеством выпущенных серий.