Атаманенко: «Если бы не перенос, выручили бы ощутимо больше»
Чего стоил «Спартаку» перенос дерби? Интервью коммерческого директора клуба Александра Атаманенко.
14 августа 2015 года. Стадион "Открытие Арена". Фото Sovsport.ru
Первая часть интервью (до матча "Спартак" - ЦСКА)
Вторая часть интервью с коммерческим директором «Спартака» Александром Атаманенко — об итогах дерби и маркетинговых успехах клуба и «Открытие Арены».
— Оцените потери от сданных билетов на дерби.
— Потери были в каждом сегменте. Поступали требования вернуть оплаченные билеты — и мы производили возвраты. Обычные билеты практически сразу покупались повторно — желающих попасть на матч все-таки было очень много. А вот потери в премиум- и VIP-сегментах последующим выкупом компенсированы не были. Если бы не изменение даты матча, мы бы смогли выручить от продажи билетов ощутимо больше.
— Сколько именно денег вы потеряли из-за переноса?
— Мы сейчас как раз подводим итоги, формируем отчет. К примеру, мы потеряли не только часть забронированных лож только на этот матч, но и один контракт на сезон, подписанный незадолго о принятии решения о переносе дерби. Клиент хотел пойти на ЦСКА и продолжать посещать матчи дальше — был подписан соответствующий контракт. В итоге после изменения даты матча контракт по инициативе клиента был расторгнут: человек не успевал прилететь на матч в пятницу. Потерянная сумма очень существенна, около 10 миллионов рублей.
— «Коммерсант» утверждает, что «Спартак» заработал от продажи билетов 130 миллионов рублей. Верно ли это?
— Эту калькуляцию производило само издание, мы цифры не разглашали. Прежде всего, мы довольны атмосферой на матче, до сих пор под впечатлением. Отличная посещаемость, фантастическая поддержка. Несмотря на результат на табло, прогресс в игре команды значительный, и это многие отмечают. А посещаемость и доходы сейчас даже выше, чем на дерби прошлого сезона.
— Были ли нарекания к безопасности до и после дерби?
— Согласно имеющейся информации, а также сведений от РФПЛ, все стороны, принимавшие участие в организации матча, довольны. Быстрый мониторинг форумов и соцсетей также показывает, что нареканий к логистике не было.
«ОТ МАТЧЕЙ СБОРНОЙ НА «ОТКРЫТИЕ АРЕНЕ» ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ»
— Оправдывает ли себя практика матчей сборной России на «Открытие Арене»?
— В целом, от матчей сборной на нашем стадионе выигрывают все. И болельщики, которые могут поддержать любимую команду на новом современном стадионе — с наибольшей вместимостью в Москве в данный момент. И сборная: полный стадион — значит, великолепная поддержка команды и давление на соперника. Качественная инфраструктура, поле… А у основного вещателя есть возможность создать телевизионный продукт максимально качественно. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше матчей сборной игрались у нас.
— Окупилось ли проведение матча Россия — Австрия?
— Корректнее с этим вопрос обращаться к организатору мероприятия — к РФС. Мы — только площадка, а также один из агентов по продаже билетов. Мы своими доходами довольны. На матче со Швецией спрос на билеты должен быть не меньше. Хотелось бы рассчитывать на результат лучше.
12.10.2014. Москва. Футбол. Отборочный турнир. ЧМ-2018. Сборная Россия - Сборная Молдавия . Продажа атрибутики перед матчем. Фото Sovsport.ru
«ГОТОВЫ ПРОВОДИТЬ ДВА КОНЦЕРТА В ГОД»
— Довольны ли концертом Muse?
— Это была первая практика концертов на «Открытие Арене» — в отличие от матчей сборной. Одной из наших задач была отработка взаимодействия служб, подготовки к мероприятию, его проведению, а по завершении — подготовка стадиона обратно к футболу. Мы довольны результатами, в том числе и финансовыми. Ведем переговоры с промоутерскими компаниями, с партнерами о проведении концертов следующим летом. В том числе и с фестивалем Park Live, в рамках которого приезжали Muse. Они довольны нами как площадкой.
— Читал противоречивые отзывы о звуке.
— Я лично старался обойти фан-зону, партер, трибуны, пусть я и не профессионал в области звука. Но как посетитель концерта считаю, что звук был высокого уровня — так же говорят и в Park Live.
— В 2016 году концертов будет больше одного?
— Изучаем возможность проведения двух мероприятий. Главное, чтобы поле выдержало: наша цель — идеальное покрытие для «Спартака», вне зависимости от времени года.Кстати, в этом сезоне чемпионат завершится немного раньше — из-за Евро-2016. Окно у нас будет чуть больше: уже с 20-х чисел мая можно будет проводить концерты.
— В «Лужниках» до реконструкции концерты проводились раз в два года, на «Локомотив» один раз выступили Depeche Mode. У вас будет то же самое?
— В наших бизнес-планах стоит цель проводить один концерт в год. Окно под такие мероприятия очень маленькое — по завершении сезона и до середины июня, грубо говоря. Остальное время нам нужно для подготовки к следующему сезону. В идеале, если удастся провести два концерта и к этому будет интерес промоутеров, мы готовы.
Задача современного стадиона (даже если он чисто футбольный) — проводить как можно больше массовых мероприятий: матчей, шоу, концертов. Но также и максимально заполнять стадион мелкими и средними мероприятиями. Скажем, корпоративными мероприятиями, праздниками, днями рождения, презентациями, банкетами… У нас в плане — не менее ста немассовых мероприятий в течение сезона, и план выполняется.
«КРИЗИС — НЕ ТОЛЬКО РИСКИ, НО И ВОЗМОЖНОСТИ»
— Просыпалась зависть, когда вы смотрели вирусные видео «Зенита» с участием Халка?
— Хорошие видео; прежде всего это комплимент партнерам клуба, сделавшим ролики возможными. У всех наших партнеров есть великолепная возможность проявлять такой же креатив. В этом они, думаю, будут успешны.
Более того, мы всегда будем рады для создания таких креативных роликов обеспечить участие наших футболистов, тренеров. Со своей стороны мы предоставляем партнеру пакет прав — в том числе участие игроков для съемок. Насколько партнеры используют эти права — вопрос к ним, но мы хотим, чтобы креативных идей (в частности, вирусных) в результате сотрудничества появлялось как можно больше.
— У вас есть причины говорить, что по маркетинговым показателям вы не хуже того же «Зенита»?
— Каковы критерии оценки? В чем один клуб лучше другого?
— В просмотрах на ютюбе, в подписчиках.
— Можно четко сравнивать достижения маркетинга, к примеру, в посещаемости. Это открытые источники, и здесь можно определить, кто из клубов лидер. Можно было бы и сопоставить доходы, но эта информация уже закрытая.
— «Открытие Арена» — убыточный проект? Из-за очередной волны кризиса его стало тяжелее тянуть «Спартаку»?
— Не готов назвать сроки окупаемости. Моя функция в компании — генерировать доходы, в том числе от эксплуатации стадиона. Если посмотреть на продажу билетов и абонементов, то экономическая ситуация сказывается на бюджетах болельщиков «Спартака». Исследования показывают, что в кризис урезаются расходы домовладений прежде всего на развлечения. Клуб, продавая билеты на матч, конкурирует с другими объектами за этот развлекательный бюджет. Нашим болельщикам стало сложнее выделять деньги на походы на футбол, на сопутствующие расходы — питание, скажем.
Урезать расходы, связанные с рекламой и спонсорством, приходится и нашим корпоративным клиентам. Нам стало сложнее искать партнеров, у которых есть бюджет на продвижение своего продукта и на партнерство с клубами.
Экономическая ситуация усложняет нам задачу по всем сферам деятельности. Однако это не повод сложить руки, это повод эффективнее работать.
— Это разве не повод сжиматься — скажем, сокращать штат?
— Я считаю, что любой кризис — это не только риски, но и возможности. В том числе и оптимизировать бюджеты и более активно привлекать доходы. Когда кризиса нет (говорю не о «Спартаке», а о компаниях вообще), деньги тратятся легче, хотя расходы можно было бы и уменьшить.