Спасители отечества
На днях эпическая история с невыплаченной зарплатой Фабио Капелло пополнилась новым персонажем: на арене появился миллиардер Алишер Усманов, который дал РФС целевой кредит на погашение тренерского долга. Богатейшему бизнесмену России стало стыдно за страну, как он сам сказал в интервью, а сложившуюся ситуацию он назвал «нетерпимой и позорной». Инициатором сего патриотического поступка выступил министр спорта Виталий Леонтьевич Мутко, который, по его словам, «целый час» уговаривал Усманова. В целом, все получилось именно так, как «Лента.ру» и предсказывала две недели назад.
Забавно, что накануне судьбоносного заявления о кредите министр заявил, что он снова встречался с руководством РФС, дабы «разобраться в ситуации с контрактом», видимо, запамятовав, что под сим документом имеется и его личная подпись. Впрочем, стоит ли держать в голове такие мелочи, когда речь идет о спасении чести страны…
Выплата Капелло нескольких миллионов евро была преподнесена как выдающийся успех менеджера Мутко и подарок всем россиянам от миллиардера-патриота Алишера Бурхановича Усманова. О том, что бизнесмен не подарил эти деньги РФС, а лишь дал в долг, большинство комментаторов заметили лишь вскользь.
Кстати, в том, что Усманов любит спорт, сомневаться не приходится: не секрет, что он давно помогает нашей художественной гимнастике, ведомой его супругой Ириной Винер, и любимому фехтованию (Усманов — мастер спорта по сабле и президент федерации). Честь ему за это и низкий поклон от всех уважающих спорт россиян. К футболу Усманов тоже имеет прямое отношение — он владелец внушительного пакета акций лондонского «Арсенала». То, что Алишеру Бурхановичу присущи широкие благотворительные жесты, тоже не секрет. В свое время он приобрел и передал российскому правительству уникальную коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. А недавно выкупил выставленную на аукцион нобелевскую медаль Джеймса Уотсона и вернул её учёному. И это лишь малая часть благих дел бизнесмена.
Но это так, к слову. И в связи с вышеизложенным, возникает вопрос: почему безвозмездно помогая многим и многим, Усманов не захотел оказать реальную услугу российскому футболу и взять на себя оплату тренера сборной России Фабио Капелло? Вспомним, что услуги Гуса Хиддинка оплачивал Роман Абрамович, а Дика Адвоката содержал «Газпром». Нет сомнений, что для входящего в топ-50 самых богатых людей планеты бизнесмена это было бы не слишком обременительно. И, согласитесь, красиво. Но Усманов этого не делает, предпочитая кредит. То есть долг все равно придется гасить РФС, а это означает, что меньше денег получат детские школы, различные сборные, региональные федерации и прочие, прочие, прочие состоящие на довольствии у футбольного союза.
Естественно, возникает вопрос о том, зачем же тогда союз взял на себя ответственность по выплате огромной зарплаты Дону Фабио и его помощникам? И мы снова возвращаемся к тому, чьи подписи стоят под контрактом и чьи гарантии были озвучены при заключении контракта. РФС уже тогда был обременен огромными долгами, оставшимися ему в наследство от эпохи Фурсенко, и его руководство прекрасно понимало, что для них это непосильное бремя. Другое дело, что обещавшие помощь отказались от своих слов, и РФС стал в этой истории крайним.
Сразу по выплате зарплаты Капелло, ситуацию с удовольствием прокомментировали все «доброжелатели» РФС. Евгений Гинер своего раздражения почти не скрывал, но деликатно подчеркнул, что патриот Усманов помог не Толстых и даже не РФС, а всей России. И не поспоришь: перевод почти 400 миллионов рублей от российской общественной организации на счет частного лица в Италии — действительно дело государственного масштаба.
Ольга Смородская поддержала коллегу, заявив, что «РФС пора научиться умело вести финансовые дела» и «зарабатывать больше, чем тратить». Честно говоря, странно слышать такие слова от руководителя клуба, который живет за счет госкорпорации РЖД, пуская на воздух миллионы. Выдающаяся коммерческая политика клуба давно стала притчей во языцех — вложенные в него деньги грамотно осваиваются, что никак не отражается на спортивных достижениях команды.
В целом, недовольство клубных руководителей понятно. Столько сил было положено на организацию коммерческой блокады РФС и инициирование проверки Роструда, и вдруг старый друг, а по словам хозяина ЦСКА, они тридцать лет дружат с Усмановым, подложил свинью. Но так же очевидно, что сделал это Алишер Бурханович не по своей воле, а по просьбе того, кому он не мог отказать. И скорее всего, это не Мутко. Видимо, министр только озвучил исходящую от более весомых фигур просьбу «закрыть вопрос», наделавший столько шума. А предметом обсуждения был скорее способ решения проблемы, а не сам факт.
Форма целевого кредита в той или иной степени удобна всем. Мутко получил имиджевый бонус, в то же время, он сохраняет полный контроль над ситуацией. Правительство не сегодня-завтра может быть отправлено в отставку и тогда Виталий Леонтьевич вернется в РФС. Вопрос о деньгах ведь может быть инициирован в любой момент — Толстых опять будет прижат к стенке, и спаситель Мутко въедет в Дом футбола на белом коне. А кредит легко может превратиться в подарок.
Для Усманова такой вариант тоже удобен: он и уважение общества зарабатывает, и деньги не теряет, и друзей-миллионеров из лагеря врагов Толстых не сильно задевает. Они понимают, что действовал Алишер Бурханович не по своей инициативе, к тому же он четко высказал свою позицию, обрушив ушат критики лично на Николая Александровича. Даже недвусмысленно намекнул ему подать в отставку. Но и для Толстых это не худший вариант — РФС получает передышку и время на поиск спонсоров. Хотя, по большому счету, у Толстых и не было иного выхода — он не мог отказаться от предложенной помощи, когда Роструд начал против РФС дело…
Итак, ситуация не разрешилась, но конкретизировалась. Долг РФС (читай, Толстых) перед Капелло превратился в долг перед Усмановым. А есть еще и немалая задолженность Леониду Федуну. И если итальянец вел себя предельно корректно, никуда не жаловался и даже не упоминал о задолженности, пока его в лоб не спрашивали, то новый кредитор может повести себя иначе. Конечно, сам Алишер Бурханович активность проявлять не станет, но при необходимости его могут об этом попросить.
Материальная зависимость Толстых от «акул бизнеса» выросла, но это не означает, что он будет менее жестко отстаивать свои позиции по футбольным вопросам. Деньги пока берут верх над логикой, но поддержка на высшем государственном уровне у РФС есть. Можно не сомневаться, что Союз и дальше будет отстаивать государственные интересы в вопросах лимита, календаря и деятельности агентов. К тому же здесь у Толстых есть сильный союзник в лице Мутко. При всей сложности взаимоотношений Николая Александровича и Виталия Леонтьевича по принципиальным профессиональным вопросам разногласий у них нет. Другое дело, что методы и подходы разные.
Нет сомнений, что нас ждут жаркие баталии как на футбольных полях, так и в кабинетах. С ударами, провокациями, штрафными и хитрыми финтами. Многое будет зависеть от того, как будет выступать наша сборная, ведомая Капелло. В случае неудачи в отборочном турнире Евро-2016, ситуация в корне изменится. И есть опасение, что на качество игры наших футболистов могут повлиять не только спортивные мотивы. Такое, к сожалению, уже бывало в нашей истории. Впрочем, это лишь опасения, и будем надеяться, что таковыми они и останутся.