«Ловчев ушел после второго тура. Сказал, что не хочет опять оказаться в первой лиге»
После публикации моих воспоминаний о «Спартаке» 1977-го года, когда команда была фактически выстроена заново и, хорошо проведя сезон, вновь вернулась в высшую лигу советского футбола, посетители нашего сайта высказали пожелания вспомнить и другие вехи спартаковской истории. Рассказать о том, как команда стартовала в высшей лиге в 1978-м, как стала чемпионом страны в 1979-м.
Я с удовольствием выполняю эти просьбы болельщиков, публикуя ряд новых заметок о том славном времени в истории «Спартака». Об игре, игроках и руководителях команды...
Выиграв чемпионат в первой лиге, наша команда, конечно, сразу же ушла в отпуск. Его никто не отменял в любые времена. Наконец, можно было пообщаться с семьями, куда-то съездить. Не на Мальдивы, конечно, или в какие-нибудь Эмираты, раньше таких поездок вообще никто не совершал. Нет - домой, к родителям, со своими близкими повидаться… Настроение у всех было приподнятое, хотя эйфории от возвращения в высшую лигу никто не испытывал. Мы понимали, что впереди нас ждут куда более трудные испытания. Поздравили различные спартаковские организации, пожелали дальнейших успехов. Как любит говорить Юрий Васильевич Гаврилов: дали вымпел с грамотой… Хотя получили и небольшие денежные вознаграждения от руководителей. В это время все они любили показываться в нашем коллективе, так фактически было принято в «Спартаке». Вручили специальный Кубок за выход в высшую лигу и всё, пожалуй.
Константин Иванович Бесков, конечно, всех предупредил, что следующий сезон 1978 года будет очень напряженным, в высшей лиге много очень сильных команд, что мы тоже прекрасно понимали. Правда, с этой силой столкнулись чуть позже и сразу же убедились, насколько мощнее будут наши соперники. Киевское, тбилисское и московское «Динамо», «Шахтер», ЦСКА, «Торпедо», «Зенит», «Арарат», «Нефтчи»… Состав турнира, как говорится, был на загляденье. Вышли из отпуска и поехали на сборы в Сочи. И это был наш последний выезд туда. В Сочи опять шли дожди, что очень мешало полноценной тренировке и Бесков, помнится, тогда сказал: хватит нам мучиться, нечего здесь грязь месить, теперь никуда ездить не будем, станем тренироваться в нашем манеже. Так и вышло.
Для Константина Ивановича было в принципе неважно: как мы бегаем, сколько мы бегаем. У него на первый план выходила техническая и тактическая подготовка, вплоть до самых мелких элементов. Особенно, как любил повторять Бесков – надо было научиться говорить на языке футбола. То есть, уметь играть в пас. В противном случае ты не можешь разговаривать, общаться в футболе, считал Бесков. Так что передачам разной скорости, дальности, разной силы уделялось повышенное внимание. Другие может быть на эти мелочи и не обращали особого внимания, однако у нас отработка, тренировка паса всегда ставилась во главу угла. Конечно, Бесков внес свои изменения в подготовку команды, хотя и не очень большие. Тот же спартаковский предсезонный турнир, потом международные соревнования на приз «Недели» в закрытом помещении в январе, которые пользовались большой популярностью у зрителей за их скорость, темперамент, множество забитых голов.
На сбор в Сочи, как всегда, приезжало и множество игроков, которых просматривал тренерский штаб клуба. Выстраивалась этакая шеренга человек в 8-10. Константин Иванович любил просматривать новых футболистов, выискивая среди них тех, кто бы мог усилить команду. Так у нас появились молодые Калашников, Корешков, Кулаков, Ахмеров, которые позже успели сыграть несколько матчей в высшей лиге по ходу сезона. Но костяк «Спартака» оставался неизменным. Мы подготовились, в принципе, неплохо. Правда, недалеко продвинулись в Кубке СССР, проиграли в 1/8 финала. Но вылетели уже после того, как начался сам чемпионат. А поначалу шли в кубковом турнире неплохо… Впрочем, все, конечно, ждали старт в чемпионате. И команда, и наши болельщики, которые, возможно, надеялись, что у нас и дальше все будет складываться не менее успешно, нежели в первой лиге. Однако на старте дела у команды не пошли и смену настроения болельщиков мы ощутили сразу же. На домашних матчах в Москве впервые увидели полупустые трибуны.
Первая игра в чемпионате у нас прошла в Тбилиси. И тут мы сразу же ощутили на себе совершенно другой уровень футбола, иной уровень соперника. Тем более, что динамовцы из столицы Грузии весь сезон проведут очень сильно и, более того, станут чемпионами страны. Состав «Динамо» тогда выглядел очень солидно: Шенгелия, Гуцаев, Чивадзе, Кипиани, Сулаквелидзе, братья Мачаидзе… Мастера, звезды, игроки сборной страны. Народу на нашу встречу в Тбилиси собралось много, но все-таки не под завязку: 55 тысяч зрителей на трибунах. Мы проиграли 0:2. Помню, что нам забили Кипиани и Шенгелия. Конечно, было неприятно, но соперник действительно оказался сильнее. И тут надо отметить вот какой важный момент. Бесков и до игры, и после нее не уставал повторять, что мы должны действовать в своем стиле. Ни о какой там выездной модели речь не шла вообще, хотя многие команды в подобного рода матчах играли от обороны. Понимая, что в открытом футболе они вряд ли могли преуспеть, старались закрыться на своей половине поля и сохранить хотя бы ничью. Бесков никогда не шел на такой вариант.
Мы, прежде всего, ориентировались на самих себя, а не на соперника. Хотя прекрасно знали, к примеру, о быстрых, фланговых, забивных игроках тбилисцев. Константин Иванович обратил на это внимание перед матчем, рассказал кто, в какой манере действует, за кем следует особенно приглядывать. К примеру, за тем же Кипиани, который был прекрасным распасовщиком, за Шенгелия, за Гуцаевым, игравшими в нападении. Так что поединок получился открытым. Атаковали тбилисцы, атаковали и мы… Публике это нравилось, потому что встреча оказалась напряженной. Правда, нам не повезло с тем, что Шенгелия забил быстрый гол. Потом мы выровняли игру, даже создали парочку опасных моментов, но позже пропустили и второй гол… После матча все мы выглядели немного подавленными. Но не потому, что ребята по какой-то причине недооценили соперника или что-то там еще. Нет. «Динамо», как я уже сказал, выглядело очень сильно, что команда докажет своей игрой по ходу всего турнира, став чемпионом. Просто мы не любили проигрывать. Поэтому все и переживали. В раздевалке никто ни на кого не ругался, а Константин Иванович сказал просто: вы сейчас познакомились с требованиями высшей лиги. Увидели, почувствовали на себе, как здесь играют. Поэтому «Спартаку» надо отвечать этим требованиям и выходить на новый качественный уровень. Бесков в целом похвалил нас, хотя и обратил внимание на то, что следует работать над реализацией моментов.
Состав команды на старте чемпионата выглядел стабильно. В воротах – Прохоров, в обороне в центре играли Кокорев и одно время Хидиятуллин, слева Романцев, справа Букиевский. В средней линии – Шавло слева, Юра Гаврилов в середине, как и Самохин, Гладилин справа. Самохин больше занимался оборонительными функциями, а Гаврилов был выдвинут вперед. В атаке – Сидоров и Ярцев, который в этом сезоне станет лучшим бомбардиром чемпионата. Получается где-то 4-4-2. Серьезную конкуренцию составляли нападающие Павленко, Булгаков, полузащитник Сорокин. Не упоминаю в составе Ловчева, потому что Женя быстро покинул наш коллектив, о чем чуть позже…
После Тбилиси мы поехали в Одессу на матч с «Черноморцем». И там проиграли – 1:2. В конце встречи один мяч у нас забил Ярцев. Вот таким неудачным получился старт.
Через десять дней играем первый домашний матч в Москве с «Днепром», который тоже стартовал плохо. Но мы-то в итоге стали пятыми, а днепропетровцы и вовсе заняли в чемпионате последнее место. Так что в этом матче каждый хотел доказать друг другу, что в зоне вылета оказался, что называется, не по делу. Долго никто не может открыть счет, потом Юра Гаврилов не забивает пенальти, вратарь отбивает мяч... До последних минут играли остро, трибуны переживали, но нам никак не удавалось продавить оборону соперника. И вот в конце матча мы подаем угловой, мяч скачет в штрафной, попадает от одного игрока к другому, третьему и отскакивает, наконец, ко мне. Я бью по воротам и забиваю. Шла 86-я минута. Мой мяч оказался первым для команды на своем поле в высшей лиге. Победили – 1:0, подняли настроение себе и зрителям, потому что после двух поражений подряд народ как-то неохотно поехал на стадион «Локомотив» посмотреть на «Спартак» в высшей лиге. 13 тысяч зрителей, после ставших привычных нам по первой лиге 30-40 тысяч, конечно, выглядели несколько печально.
Убийственным оказался для нас и выезд в Киев в конце апреля. И тут, как и в Тбилиси против нас вышла элита советского футбола. В то время цвета киевлян защищали Онищенко, Буряк, Блохин, Бессонов, Колотов, Коньков и другие мастера, составлявшие основу сборной страны. Большой Центральный стадион, на котором и поле показалось даже больше, нежели в остальных городах… Проиграли 0:3 по делу, как говорится. Киев продемонстрировал свои козырные размашистые атаки на Блохина. Длинные передачи, смена флангов. Эта игра соперника нам оказалась не под силу. Потом терпим поражение от московского «Динамо», ЦСКА, дважды играем вничью. Очков крайне мало, место – в конце турнирной таблицы. Понятно, что атмосфера в коллективе от такого старта была не самая приятная.
Сыграв всего два матча, «Спартак» покинул Женя Ловчев. Его и Николай Петрович Старостин отговаривал, и другие, но он решил уйти – не хочу, говорит, во второй раз оказаться в первой лиге. Сыграли, конечно, свою роль и разногласия Ловчева с Бесковым. Этот конфликт, думаю, оказал не последнюю роль. Для нас всех это был шок. Опытный футболист сборной страны, капитан долгое время... Для меня, не знаю как для других, Евгений являлся своего рода образцом отношения к игре, к команде. Он полностью выкладывался на поле, неистово бился за каждый мяч и тут такое… Но, что делать. Это было его решением. Он ушел в московское «Динамо». После семи туров перестал попадать в состав и еще один не менее значимый для нас футболист, нежели Ловчев – вратарь Александр Прохоров. Авторитет, один из лучших игроков страны на то время. Последний раз он вышел против ЦСКА, а уже в следующем поединке против «Зари» из Ворошиловграда ворота защищал Ринат Дасаев. Бескову и раньше советовали выпускать Дасаева, но Константин Иванович стоял на своем, повторяя свою одну из любимых тренерских фраз: игрок еще не готов. И вот настало время Дасаева. Он вышел и два следующих матча провел на ноль…
Продолжение следует
То же и Прохоров... Помню его выдающиеся матчи против Кельна за пару лет до этого. Он был едва ли не лучшим кипером страны середины семидесятых. И тут "какой-то" Дасаев...
ждём реакцию Серафимыча..