С 1 мая 2015 года ФИФА запретит передачу экономических прав игроков третьим лицам
22 декабря 2014 года ФИФА опубликовала циркуляр под номером 1464, в котором выразила свое намерение запретить передачу экономических прав футболистов третьим лицам, путем внесения изменений в Регламент ФИФА по статусу и трансферу футболистов (далее – Регламент ФИФА).
Коротко напомним о том, что представляет собой владение третьими лицами экономическими правами футболистов (Thirdpartyplayerownership–TPO).
Экономические права происходят из регистрации игрока за футбольным клубом в соответствии со статьей 5 Регламента ФИФА. Если сформулировать более точно, то для того чтобы играть за клуб, игрок должен быть надлежащим образом зарегистрирован за этот клуб соответствующей национальной Футбольной Ассоциацией. Право регистрации игрока относится к, так называемым, федеративным правам.
Учитывая тот факт, что расторжение трудового договора возможно в случае истечения его срока или по обоюдному согласию, передача федеративных прав - трансфер игрока, предполагает согласие клуба, за которым такой игрок зарегестрирован.
Согласие клуба на расторжение трудового договора будет зависеть от того насколько его устраивает предложенная трансферная сумма. Фактически, эта трансферная сумма и составляет экономическую ценность игрока.
Если право регистрации игрока принадлежит только клубу, то право получить часть трансферных сумм может быть разделено между несколькими субъектами. В действительности такие причитающиеся по праву выплаты и составляют экономические права.
Схематически суть TPO можно выразить так:
Третье лицо приобретает у клуба 40% процентов экономических прав футболиста. В будущем футболист переходит в другой клуб с трансферной стоимостью такого перехода 1 000 000 Евро. Следовательно, от полученного 1 000 000 Евро, бывший клуб футболиста должен выплатить третьему лицу 400 000 Евро.
В TPO есть как плюсы, так и свои минусы, все это более подробно мы рассматривали в своих прежних статьях. Кстати сказать, последние и стали причиной запрета TPOна уровне международной федерации по футболу.
Изменения в Регламент ФИФА, опубликованные вместе с циркуляром 1464, были разработаны специализированной рабочей группой, созданной в июне 2014 года на 64 Конгрессе ФИФА.
На встречах 18 и 19 Декабря 2014 года Исполком ФИФА одобрил внесение в Регламент ФИФА новых поправок, касательно TPO, а равно влияния третьими лицами на клубы.
Нововведения, которые вступят в силу с 1 января 2015 года, выглядят следующим образом:
Во-первых, в Регламент ФИФА вводится определение третьих лиц. Если ранее о третьих лицах упоминала лишь статья 18bisРегламента ФИФА, то с 1 Января 2015 года мировое футбольное сообщество под третьими лицами будет понимать:
Третье лицо: сторона, не являющаяся ни одним из двух клубов, осуществляющих трансфер футболиста из одного такого клуба в другой, или любым бывшим клубом, в котором футболист был зарегистрирован.[1]
Исходя из данного ФИФА определения, можно сделать вывод, хотя и не однозначный, что третьи лица - это все лица, за исключением:
действующего клуба футболиста;
бывшего клуба футболиста (осуществившего трансфер или когда-либо владевшим правом на регистрацию футболиста);
сам футболист (который по определению не может являться третьим лицом по отношению к своим экономическим правам).
Именно футболист, который исключается из круга третьих лиц исходя из самой формулировки «третье лицо» и вызывает вопросы. Так, не исключена ситуация, при которой экономические права остаются в обороте не только между клубами, оформляющими трансфер: например, футболист по договоренности с клубом оставляет за собой право на получение определенной части с собственных экономических прав. Исходя, из предложенных ФИФА поправок, такое выгодоприобретение не исключается.
Однако, под угрозой санкций, футболист вряд ли сможет передать права или часть своих экономических прав, а также позволить какому-либо представителю получить вознаграждение, основанное на стоимости своих экономических прав. В Регламенте ФИФА появляется новая статья 18ter:
Владение третьими лицами экономическими правами игроков
1. Никакой клуб или футболист не должны заключать соглашений с третьими лицами, которые позволяют таким третьим лицам влиять на определение, полностью или в части, компенсации, выплачиваемой при будущем трансфере футболиста, или передают третьим лицам любые права в отношении будущего трансфера или трансферной компенсации.
2. Запрет установленный пунктом первой настоящей статьи вступает в силу с 1 Мая 2015 года.
3. Соглашения, предусмотренные пунктом первым настоящей статьи, заключенные до 1 Мая 2015 года продолжают свое действие до даты, определенной таким соглашением. Однако, срок таких договоров не может быть продлен.
4. Действие любого соглашения, предусмотренного пунктом первым настоящей статьи, заключенного в период с 1 Января 2015 года до 30 Апреля 2015 года не может превышать один год с даты заключения.
5. К концу Апреля 2015 года все действительные соглашения, предусмотренные пунктом первым настоящей статьи, должны быть внесены в Систему Отслеживания Трансферов (TMS). Все клубы, заключившие такие соглашения, должны внести их в TMS полном объеме, включая возможные приложения и изменения, с раскрытием данных о соответствующих третьих лицах, ФИО игрока, а также срок действия такого соглашения.
6. Дисциплинарный Комитет ФИФА может применить дисциплинарные санкции к клубу, не соблюдающему требования, изложенные в настоящей статье.
Новая статья 18ter Регламента ФИФА содержит запрет клубам и игрокам заключать соглашения с третьими лицами, по условиям которых третья сторона получает право влиять на определение компенсации, которая будет выплачена в будущем трансфере футболиста, или получает право на любые права в отношении будущего трансфера или трансферной компенсации. Такой запрет начнет действовать с 1 мая 2015 года. Не дожидаясь указанной даты, в качестве дополнительного обязательства, все действующие соглашения, подпадающие под запрет, должны быть внесены в Систему Отслеживания Трансферов (TMS).
Отдельно стоит отметить, что Исполком ФИФА принял решение включить статью 18ter в список статей, обязательных для включения в регламентные нормы национальных федераций, как это было сделано ранее и для статьи 18bis. Таким образом, аналогичная норма появится и в регламенте РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов.
Также, незначительные поправки были внесены в статью 18bisРегламента ФИФА. С 1 Января 2015 года в силу вступит следующая формулировка:
Влияние третьих лиц на клубы
1. Ни один клуб не должен заключать соглашение, которое позволяет клубу-контрагенту/клубам контрагентам и наоборот, или любому другому третьему лицу приобретать возможность влиять на трудовые и трансферные отношения, свою независимость, политику, или выступление своей команды.
2. Дисциплинарный Комитет ФИФА может применить дисциплинарные санкции к клубу, не соблюдающему требования, изложенные в настоящей статье.[2]
Таким образом, под напором УЕФА, которая открыто обратилась в ФИФА, вслед за запретом TPO в Английском и Французском чемпионатах, с просьбой запретить TPO повсеместно, Международная федерация по футболу отреагировала поправками в Регламент ФИФА, которые запрещают TPOпод угрозой применения дисциплинарных санкций, и вступят в силу с 1 января 2015 года[3].
О том, какие последствия будут иметь такие новеллы, можно будет судить по прошествии времени и формирования практики оформления и раскрытия существующих договоров о передаче экономических прав, выкупа экономических прав у третьих лиц, как того требовала Английская Ассоциация. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что в первую очередь пострадает латиноамериканский рынок футбола, который выводил молодых талантов в чемпионаты топ-уровня, в основном, благодаря инвесторам-третьим лицам.
Текст Циркуляра ФИФА на русском языке вы можете найти на сайте Юридической Компании Legal Sport.
[1]Third party: a party other than the two clubs transferring a player from one to the other, or any previous club, with which the player has been registered.
[2]Предыдущая редакция:
1. Ни один клуб не должен заключать контракт, который позволяет какой-либо другой стороне данного контракта или любой третьей стороне приобрести право оказывать влияние в трудовых и трансферных вопросах на его независимость, политику или выступление его команд.
2. Дисциплинарный комитет ФИФА может наложить дисциплинарные санкции на клубы, которые не соблюдают обязательства, указанные в данной статье.
[3] Прим: п. 1 чт. 18ter вступает в силу с 1 мая 2015 года.