Революционный этюд — «La Liberté guidant le peuple!»
25 октября по «старому стилю» считается днем свершения Октябрьской революции и мы задались вопросом – почему все-таки эта революция произошла?

Если вспомнить Французскую Революцию, которая послужила образцом для всех последующих – в чем там сходство и различия? Ну все знают знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». А знаете ли вы какие символы заключены в этом полотне? Вот посмотрите...
«La Liberté guidant le peuple!»

1. Фигура Свободы. По мнению Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев.
2. Фригийский колпак — символ освобождения (такие колпаки носили в древнем мире отпущенные на волю рабы)
3. Обнаженная грудь — символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии (нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета).
4. Ноги Свободы. Свобода у Делакруа босая — так в Древнем Риме было принято изображать богов.
5. Триколор — символ французской национальной идеи: свобода (синий), равенство (белый) и братство (красный). Во время событий в Париже он воспринимался не как респуб ликанский флаг (большинство восставших были монархистами), а как флаг антибурбонский
6. Фигура в цилиндре. Это и обобщенный образ французской буржуазии, и в то же время автопортрет художника.
7. Фигура в берете символизирует рабочий класс. Такие береты носили парижские печатники, которые первыми вышли на улицы: ведь по указу Карла Х об отмене свободы прессы большинство типографий должны были закрыть, и их работники оставались без средств к существованию.
8. Фигура в бикорне (двууголке) — это учащийся Политехнической школы, который символизирует интеллигенцию.
10. Подросток — Этьен Жюли считает, что это реальный исторический персонаж, которого звали д’Арколь. Он возглавил атаку на Гревский мост, ведущий к ратуше, и погиб в бою.
11. Убитый гвардеец — символ беспощадности революции.
12. Убитый горожанин Это брат прачки Анны-Шарлотты, после смерти которого та вышла на баррикады. То, что труп раздет мародерами, указывает на низменные страсти толпы, которые вырываются на поверхность во времена социальных потрясений.
13. Умирающий революционер символизирует готовность парижан, вышедших на баррикады, отдать жизни за свободу.
14. Триколор над собором Нотр-Дам. Флаг над храмом еще один символ свободы. Во время революции колокола храма вызванивали «Марсельезу»Интересно, что картина долгие годы пылилась в доме тетки художника. Изредка полотно появлялось на выставках, но салонная публика неизменно воспринимала его в штыки, считая его излишне натуралистичным. Даже идеализированный образ Свободы показался французам вульгарным: «Это девка, — писал журнал La Revue de Paris, — сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар».
(Революционный пафос явно был не в чести у буржуа...)
Стало быть, у французов суть их Революции выражалась в идее «Свободы, Равенства, Братства», которую некоторые до сих пор принимают за данность.
Теперь перенесемся в Россию.
"Штурм Зимнего дворца"

Тут я просто уступаю место нашей "Леди в шляпке" и вот что она сказала:
— Сразу предупреждаю, что никуда не заглядывала и излагаю собственное мнение, хотя понятно, что не мною это придумано. Множество трактовок и фактов уложились в голове и сложились в мое восприятие тех роковых событий.
Мы часто спрашиваем себя, а что можно было изменить, как надлежало действовать? И предлагаем себе разные версии поступков и последствий, хотя история не терпит сослагательного наклонения. Но все-таки фантазия тянет в машину времени - исправить и не допустить.
До сих пор спорят о том была ли октябрьская революция продолжением февральской, просто политическим переворотом или действительно социалистической революцией, "о необходимости которой все время говорили большевики". И дали ей такое название аккурат к десятилетнему юбилею.
Или это чья-то злая воля, мировой заговор? Это повод искать тайных врагов! А может быть, стечение роковых обстоятельств, которые вели в пропасть ту старую Россию, которой больше нет?
Предупреждаю, массу информации можно найти на видео, и массу мнений. Можете сами делать выбор и присоединиться к обмену мнениями.
Начну с реалий, на них ведь можно опереться. "Кратенько так,минут на 40"
"Лес рубят - щепки летят..." Для того, чтобы расшатать страну, нужны были годы нерешительности и ошибок власти, формирования полярных идей и стремления претворить их в жизнь. И война со всеми сопровождающими ее потерями и последствиями. 15 миллионов ушли на фронт, из них абсолютное большинство - крестьяне. Сокращение производства сельского хозяйства на 20% (!)
Поражения на фронтах, паралич транспорта, трудности с поставкой продовольствия в города. Недовольство всех и вся, даже боевых генералов, не говоря о низах.
Чего хотели? - Свергнуть самодержавие. - Свергли! Свободу политзаключенным! - Освободили, и не только их, но и массу уголовников! Причем Временное правительство умудрилось упразднить полицию, заменив ее милицией.
Вместо губернаторов-профессионалов ( а они таковыми были) назначили комиссаров правительства, не имевших опыта реального управления.
Земля крестьянам! - Пусть местные власти решают, а лучше подождать решения Учредительного собрания...
Долой войну! - Вот он, камень преткновения, на котором споткнулся первый состав правительства, а следом и всех коалиционных.
Мнение практически всех партий, кроме большевиков, - войну надо довести до победного конца! Ведь ради чего Россия ее тянула, столько потеряла, оказалась в глубокой яме?
Россия 1917 год
Киносъемки о событиях в Петрограде (лето 1917 года)
Вот теперь интересно:
1. Если бы не война, лозунг "Земля крестьянам" когда прозвучал бы? И прозвучал бы вообще?
(Это как сейчас - "Недра народу"... )
2. Как вы думаете, почему всем европейским странам удалось перейти от монархии к демократии без диктатуры? Иключение составили только Россия и Германия...
3. Не случись та Революция, какой могла бы стать Россия сейчас?
И, наконец, Свобода, Равенство, Братство... Вопрос в чем? Революция - как инструмент для получения прав и свобод... А на деле новая свобода опять же оборачивается несвободой для большинства, разве нет?
Тут вот бродит по "Трибуне" один "ник" и все твердит, что "люди равны в своих правах". Мне вот теперь интересно - где такое чудо есть не в теории, а на практике?
Благодарю нашу tvt за экскурс в далекий 17-й год. Это было совсем не по учебнику. Merci!
Шопен - "Революционный этюд"
Политика — это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать. Помните? Талейран сказал...








"1. Если бы не война, лозунг "Земля крестьянам" когда прозвучал бы? И прозвучал бы вообще?"
Лозунг этот не большевиков, если помните, а вообще-то эссеров, которые приняли в свое время аграрную программу, и многие положения оттуда были заимствованы большевиками при составлении Декрета о земле. Кроме того, проблема крестьянского владения землей ведь не на пустом месте возникла - реформа 1861 года многих целей не достигла и, к сожалению, класс крестьянских землевладельцев не сформировала, потому что: а) земля ими выкупалась; б) крестьяне были сильно связаны сельской общиной, что потом пытался разрушить Столыпин, но неудачно. Так что вопрос крестьянского владения землей был актуален на протяжении всего этого времени. Просто большевики решили вопрос резко и безальтернативно.
"2. Как вы думаете, почему всем европейским странам удалось перейти от монархии к демократии без диктатуры? Иключение составили только Россия и Германия..."
Ну это не совсем так... Английская революция привела к учреждению должности Лорда-протектора в лице Кромвелля, имевшего диктаторские полномочия. Лишь потом в XVIII веке Парламент окончательно установил основы того конституционного строя, что до сих пор существует в Великобритании. Гражданская война в Испании привела к установлению диктатуры Франко. Португалия после революции 1910 года ненадолго стала республикой, свергнув монархию, а потом к власти пришли Салазар и Кармона, установив диктатуру Нового государства, которая существовала до Революции Красных гвоздик - аж конец 70-х годов XX века! Можно и другие примеры найти. Да и Франция в 19 веке по большому счету пережила еще несколько революций, до тех пока окончательно не пришла к республике. Так что, не мы одни такие были.
"И, наконец, Свобода, Равенство, Братство... Вопрос в чем? Революция - как инструмент для получения прав и свобод... А на деле новая свобода опять же оборачивается несвободой для большинства, разве нет?"
Не бывает абстрактной абсолютной свободы или абстрактной несвободы, это очевидно. Ни одна революция не может сделать всех людей равными в реальности, даже если и поставит себе такую цель. А несвободными люди становятся самостоятельно, когда перестают ценить свои личные права, свободы, и приносят их в жертву любой мифической цели, которая заявляется государством.
Самому мне хотелось подтолкнуть воображение думающих людей и обсудить только одно - НЕ случись эта революция, какую Россию мы имели бы сейчас?
Иногда же хочется поговорить на предмет, "Что было бы если бы?"
Так уж неизбежен был тот переворот?
А вопросы просто возникли сами собой, пока мы просто "разговаривали на предмет, но в другом месте. Нам хотелось послушать и других.
Последний абзац у Вас чУдный и мы считаем точно так же. Там расхождений у нас нет, а вынес сюда, как отголосок другой дискуссии, где упорно мне доказывали за эти права и свободы на полном серьезе.
И именно он определял настроение в стране более полувека. И все революционное движение на этом строилось. Хотя марксистов крестьяне не только настораживали, но и являлись потенциально опасными.
Большевики удачно воспользовались идеей эсеров о социализации земли. Ленин был гениальным политиком, этого нельзя отрицать.
Революции, как правило, заканчивались той или иной формой диктатуры. Иначе просто невозможно было из них выйти. У французов революция была почти перманентной. Поэтому они хорошо потренировались, прежде чем стать таки республикой.
Вот у России такого опыта не получилось. В силу многих причин.
Согласна, что люди часто сами для себя тюремщики. Но все-таки в условиях жесткой диктатуры внутренне свободный человек не может избежать несвободы формальной. Как заключенные ГУЛАГа, например. Когда массу удалось взять под контроль, тогда личности выжить трудно...
Спасибо за комментарий!
Упрощённо почти все великие державы стали таковыми и добились успехов именно в результате революционных потрясений, которые открыли путь для последующих преобразований:
1. США - Американская революция 1775-1783
2. Япония - Мейдзи исин 1868-1869
3. Великобритания - Английская революция середины XVII в. и последующая за ней Славная революция.
4. Франция - Великая Французская революция
5. Россия - 1917 г.
6. Китай - революция 1946-49 гг.
7. Иран - революция 1979 г. и т.д.
И даже Германия и Италия, где мы не можем выделить ключевых революций, вряд ли бы в своё время объединились бы без революционной активности масс.
Ну и в спокойной в силу религиозных особенностей Индии не обошлось без длительного революционного национально-освободительного движения.
А потому революция 1917 г., на мой взгляд, вовсе не ужасное и случайное, а вполне необходимое и закономерное явление, которое помогло сделать огромный экономический рывок и привести, пожалуй, к самому социальному государству в истории со всеми его недостатками.
А свобода дело не главное, но её степень с победой революции, безусловно, увеличивается.
Совершенно согласна, что почти любая революция закономерна. Даже там, где эволюционное развитие не тормозится, старая надстройка со скрипом сдает позиции, а чаще всего своего без боя не отдает.
С другой стороны, не всякую революцию можно оценить, как прогресс. С моей точки зрения, таковыми являются исламские революции последних десятилетий, начиная с иранской.
А чем Вас исламская революция не устраивает и превращение Ирана из полуколонии и марионетки в достаточно сильную самостоятельную региональную супердержаву?
В понятие "свобода" какой только смысл не вкладывают, а вот то, что "люди равны" - утопия. Нет никакого равенства, только в теории.
Не будем вспоминать еще раз, что всем известно. Просто я откопал один очень интересный момент Удивительные последствия открытия Колумбом Америки
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/futbolkakchudo/477578.html
По этим прикидкам выходит, что 2200 лет - это какой-то "магический" отрезок. В 199 году Рим окончательно изгнал войска Ганнибала из европы ( про поход на Рим с 37 боевыми слонами недавно был сюжет в канале Hictori)
Ну там с Ганнибалом все было не так просто - его предали. Так что Рим и "изгнал" не совсем верно.
"Любая революция - это всегда крылья надежды с рогами и хвостом"... Очень точно!
И таки да - почитай здесь комментарии этого мэна - за Прибалтику просто чудесно отписал -http://www.sports.ru/profile/3983420/comments/
Я прямо её сразу вновь почувствовал.
Странно, что человек (я все-таки несогласен быть #никомтегом сам и других живыми людьми представляю ) давно так на сайте, пишет так здорово и блога,какя понял,не ведет. У него бы читателей было бы немерянное кол-во.
Все часики перевели?:))
Анекдот может и не в тему: 1917 год, октябрь. В собственном доме на Невском сидит барыня, внучка декабриста. Услышав шум на улице просит своего дворника узнать, что там происходит?
- Барыня, революция там! - возвращается дворник.
-О, как замечательно! - радуется барыня - мой дед мечтал о революции!
А сходите, голубчик, и узнайте чего же хотят революционеры?!
- Барыня, они хотят чтобы не было богатых - говорит вернувшись дворник.
- Странно - задумчиво произносит барыня - а мой дед хотел чтобы не было
бедных!
А хороший анекдот...И ведь так оно и было? :)
А не видел я Вашего псто - там статуса на него нет?
Посмотрю...
Спасибо, Фира! Рад видеть )
Пойду перечитывать Доктора Живаго, как образец пособия по выживанию... Или еще рано? ))
Ну, раз за пару лет в день 25 октября поговорить отвлеченно можно.
Не всем в СССР жилось так плохо, как рассказывают. Собственно, как и сейчас. Даже в войну и революции люди влюблялись, женились, богатели...Все от судьбы и самих людей зависит.