Ботаники из раздевалок НБА
Игроки-иностранцы возвращают в лигу развлечение былых лет чтение.
Российский форвард Андрей Кириленко и его партнер по «Юте Джаз» украинец Кирилл Фесенко не всегда ладят между собой. На самом деле, иногда в раздевалке они даже кричат друг на друга.
Однако причина этих споров не из тех, какие можно ожидать от пары спортсменов-миллионеров. Обычно стычки между ними возникают вокруг полных коробок с книгами фантастики и русской классики, которые семья присылает мистеру Кириленко из Москвы. «У нас все время: Кто взял новую? и Почему ты начал читать ее, я же сам еще не закончил?», говорит Кириленко.
На фоне подготовки НБА к воскресному Матчу звезд бросается в глаза, насколько сильным стало влияние иностранных игроков на площадке. Число баскетболистов, которые родились за пределами США и входят в число лидеров по набранным очкам и сыгранным минутам, за последние десять лет почти удвоилось. В текущем сезоне игроки, родившиеся за границей, захватили пять из пятнадцати позиций в списке самых высокооплачиваемых баскетболистов НБА.
Их становится больше, и такие игроки привносят в раздевалки НБА другой род душевной чувствительности. В то время как многие из их американских коллег заполняют свое свободное время с помощью лэптопов, телефонов, проигрывателей DVD, игровых приставок и плееров, легионеры оттягиваются по старинке. Они не просто читают книги, а часто принимаются за увесистые тома, которые не очень ассоциируются с профессиональными спортсменами.
В «Кливленде» рассказывают, что Жидрунас Илгаускас литовский центровой, одержимый военной историей часто читает до самого начала матча. Центровой «Орландо Мэджик» Эдонал Фойл, выросший на одном из островов Гренадин, где не было электричества, утверждает, что из известных ему игроков только он перед каждым выездом нагружает сумки книгами в твердом переплете. Недавно мистер Фойл основал книжный клуб вместе со своими не баскетбольными друзьями и знакомыми, и в межсезонье проводит дискуссионные вечера у себя дома в Калифорнии.
Центровой «Нового Орлеана» Эмека Окафор, родители которого родом из Нигерии один из самых преданных поклонников литературы в лиге. За этот сезон он прочитал шесть книг, среди которых: «Дорога» Кормака Маккарти, «Толкователь болезней» Джумпы Лахири», а также «Удивительная короткая жизнь Оскара Вао» Жуно Диаса. Окафор объясняет, что запойным чтением старается компенсировать все то время, которое провел в прошлом сезоне за просмотром DVD: «Нужно было возвращаться к книгам».
Многие из 83 игроков-иностранцев в НБА говорят, что чтение остается главным развлечением в их странах. Мистер Илгаускас из «Кливленда» рассказывает, что в его детстве не было видеоигр, а в телевизоре было всего два канала. Ненад Кристич из «Оклахома-Сити Тандер» вспоминает, что когда он был ребенком, баскетбольные тренеры на родине в Сербии давали ему не меньше книг, чем школьные учителя. «Здесь люди растут среди больших проявлений технологий», говорит центровой «Милуоки Бакс» Эндрю Богут, выросший в Австралии. (Мистер Богут признался, что он настолько любит книги, что не может заставить себя пользоваться устройством для чтения электронных текстов. «Меня приводит в трепет, когда читаешь настоящую книгу, так и должно быть», говорит игрок.)
Много лет назад, до того как случился прорыв в области персональных электронных устройств, книги были стандартным предметом арсенала в НБА. Среди одних из самых известных любителей книг в лиге был бывший звездный игрок «Нью-Йорк Никс» Билл Брэдли, который до прихода в НБА два года учился в Оксфорде, будучи стипендиатом Роудса (впоследствии он пробыл сенатором США три срока). Крис Дадли, еще один читатель, отыграл в лиге 16 лет, после того как окончил Йельский университет, получив ученые степени в области политологии и экономики. Тренер «Лос-Анджелес Лейкерс» Фил Джексон, который изучал философию и психологию в Университете Северной Дакоты, прежде чем попасть в НБА и провести в лиге 13 сезонов, тоже заядлый читатель. Выпускник УКЛА Карим Абдул-Джаббар вспоминает, как во время своей первой выездной серии прочитал полное собрание книг о Шерлоке Холмсе. Он рассказывает, что однажды ему в раздевалку доставили большую посылку с книгами от писателя Роберта Паркера, который узнал, что мистер Абдул-Джаббар является поклонником его серии детективов о Спенсере.
Было ли дело в развитии персональной электроники, или же в возросшем количестве игроков, которые попали в НБА напрямую из школы, но в 90-е ряды читателей поредели. К 2005 году, когда мистер Абдул-Джаббар стал работать ассистентом тренера «Лейкерс», по его словам, большинство игроков лиги заменили свои книги на «два телефона и игровую приставку».
В прошлом году профсоюз игроков НБА стал публиковать ежеквартальный список книг. Этой зимой к прочтению рекомендуют «Искусство заключать сделки» Дональда Трампа, а также книгу под названием «Переоцененный талант».
На прошлое Рождество клуб «Милуоки Бакс» подарил своим игрокам устройства для чтения электронных книг, а мистер Джексон из «Лейкерс» много лет перед самой долгой выездной серией матчей раздает своим игрокам тщательно отобранные книги, которые варьируются от работ Фридриха Ницше до «2666» чилийского писателя Роберта Боланьо.
Почти все нынешние игроки «Финикс Санз» в поездках читают (если считать Библию, говорит центровой «Санз» Ченнинг Фрай). Дуэйн Уэйд из «Майами» не стесняется признаться, что одна из его любимых книг роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение», который он впервые прочитал, будучи студентом в Университете Маркетта.
Однако не все стремятся к вступлению в читательский клуб. В «Лейкерс» говорят, что большинство игроков не читают те книги, которые дает им мистер Джексон. Представитель «Портленд Трэйлблэйзерс» поведал, что несколько игроков в команде любят поудобнее устроиться с книгой, однако не любят это афишировать.
Иностранные игроки говорят, что нечасто делятся книгами со своими американскими партнерами по команде одни из-за того, что любят читать на родном языке, другие потому что предполагают, что американцев больше интересуют мотивационные книги о лидерстве, завоевании власти и бизнесе.
По Газоль, который говорит, что прочитал уже около ста страниц «2666» книги, которую дал ему мистер Джексон, объяснил, что не дает свои книги, потому что не хочет, чтобы их испортили или потеряли (он любит хранить все прочитанное в домашней библиотеке).
Мистер Кириленко из «Юты», который читает все, от Толстого до Булгакова, рассказывает, что, когда он в 2001 году приехал в Солт-Лейк-Сити, то заметил, что большинство его партнеров по команде вместо обсуждения книг надевают наушники причудливой формы, чтобы убить время. Он хотел вписаться в коллектив, поэтому попробовал поступить так же в надежде, что музыка тоже будет успокаивать и отвлекать от баскетбола. «Я попробовал это сделать, но мне не особенно помогало», признал Кириленко, который зачитывается новой книгой перед каждым матчем и иногда приезжает на стадион на час раньше, чтобы дочитать с места, где остановился в прошлый раз. Он говорит, что партнеры по команде иногда смеются над ним, однако он не реагирует: «Можно научиться это игнорировать».
Автор: Ханна Карп, Wall Street Journal
Перевод: Борис Скореев для сайта Dunker.ru
по статье: согласен с Богутом. за компом и так до фига времени провожу - глаза уже подустают. да и ощущение настоящей книги не сравнится с электронной версией.
Впрочем и без наводимых справочек о книжных пристрастиях, по некоторым игрокам есть полная ясность в вопросах интеллигентности. Только представьте Данкана или Аллена хранящих волыну в шкафчике, мчащихся в нетрезвом состоянии по хайвею или выбивающих долги с партнеров