5 мин.

Почему эту Бразилию не жалко и как ей жить дальше

Роман Мун – о катастрофе, случившейся с хозяевами ЧМ-2014.

На чемпионате мира 1982 года сборная Бразилии показала невероятный футбол. Про ту команду говорили, что она обращается с мячом так нежно, будто мяч – живое существо. Что когда ты смотришь, как она играет, хочется, чтобы время замедлило ход. Что ее соперник ищет мяч, но не находит, словно нет его на поле. Бразилия-82 до сих пор попадает в списки лучших сборных в истории, наравне с Венгрией Пушкаша и Германией Беккенбауэра-Мюллера.

Правда, Бразилия-82 проиграла Италии и не вышла даже в плей-офф.

Подозревать, что бразильский футбол устарел, в стране начали еще после проигрыша тотальной Голландии Круиффа и Михелса в 1974-м. Ведущие бразильские тренеры решили: значение физической подготовки игроков недооценено. Технические данные местных футболистов в полном порядке, если они еще и станут сильными и высокими, остановить их не сможет никто.

Но изменились не только представления о том, кто должен играть. Изменились представления о том, как надо играть. В 1982-м игру Бразилии вели Фалькао и Серезо, два элегантных распасовщика, старавшиеся не забивать голову низменными вопросами отбора мяча. После вылета с чемпионата мира в стране решили, что нельзя давать соперникам столько свободного места. Важнейшей задачей средней линии стала не поддержка игроков атаки, но создание заслонов в центре поля.

Бразильские тренеры в те годы носились со статистикой, гласившей: если комбинация состоит больше, чем из восьми передач, шанс удачно ее завершить резко снижается. Чтобы компенсировать уход центральных полузащитников в глубину и ускорить игру, крайним защитникам дали большую свободу в атаке. Чтобы забивать голы, бразильские команды доводили до совершенства стандарты и игру на контрвыпадах.

Бразильская реформа сработала. Сборная выиграла чемпионат мира в 1994-м и 2002-м. В США пару центральных полузащитников составили Дунга и Мауро Силва. В Азии – Жилберто Силва и Клеберсон. С победами в Бразилии крепла уверенность: на высшем уровне время хрупких опорников-плеймейкеров ушло навсегда. И чем сильнее ты увлекаешься комбинациями, тем проще поймать тебя на контратаке.

“Раньше Бразилия побеждала, контролируя игру. Теперь Бразилия побеждает, реализуя моменты», – описывает эволюцию стиля ее игры журналист BBC Тим Викери, пожалуй, самый авторитетный англоязычный эксперт по южноамериканскому футболу. В Бразилии не разучились готовить гениальных игроков. Но в Бразилии перестали создавать поражающие воображение сборные. “Futebol força” сменил “futebol arte”.

Антрополог Роберто ди Матта однажды провел исследование, желая выяснить, что для бразильцев важнее: победа или то, как их сборная играет. “Бразильское общество состоит в основном из бедняков и неудачников, – заключил он. – Логично, что в таком обществе идеализируют победу”. После провала Бразилии на ЧМ-2006, в сборную позвали тренера, который ради победы готов на что угодно. Дунга согласился и тут все стало сложнее.

Первым делом Дунга заявил: идея о том, что Бразилия должна играть красиво, – происки европейцев, надеющихся подорвать победный дух сборной. Затем он собрал опорную зону из Фелипе Мело и 34-летнего Жилберто Силвы – игроков, которых даже фанаты сборной любили сравнивать с асфальтоукладчиками. Сборная Дунги не ставила рекордов по фолам, но комбинационной игрой интересовалась еще меньше, чем Бразилия-2014. Еще Дунга объявил войну всем бразильским журналистам – и долгое время побеждал. Они ругали его манеры, выбор футболистов и стиль игры, но они ничего не могли поделать с его результатами. Дунга выиграл с Бразилией Кубок Америки, занял первое место в квалификационом турнире к ЧМ-2010, выиграл Кубок Конфедераций. На чемпионате мира сборная Дунги возглавила группу и разбила в первом раунде плей-офф сборную Чили. А потом случился четвертьфинал с Голландией, где выяснилось, что эта команда просто не умеет отыгрываться.

Меняя Дунгу на Мано Менезеса, Бразилия рассчитывала, что сборная станет играть смелее. Не то что Бразилия вдруг захотела всем нравиться. Просто в стране боялись, что на Кубке мира никто не осмелится лезть на хозяев с кулаками, оставляя Оскару и Неймару пространство для контратак. Менезес проиграл Кубок Америки и лондонскую Олимпиаду. Смелость снова отошла на второй план, потому что за два года до домашнего чемпионата мира Бразилия и представить не могла, что его может выиграть кто-то другой. Менезеса уволили и пригласили Луиса Фелипе Сколари.

На чемпионате мира-2014 Бразилия Сколари ни на минуту не давала забыть: победа на домашнем турнире нужна ей любой ценой. Не считая игры с худшей командой турнира, она не впечатлила ни в одном матче. Это нормально. Бразилия побеждает не контролируя игру, а реализуя моменты. В труднейших матчах бразильцы находили все новые и новые способы сделать результат. Угловые, штрафные, послематчевые пенальти, помощь судей, 31 фол – любые средства хороши. Бразилия согласилась добраться до финала хромой, окровавленной и ненавистной всему миру, вот только оказалось, что без Тиаго Силвы и Неймара ей нечего противопоставить Германии.

Сегодня Бразилия будет плакать. Завтра, скорее всего, тоже. 1:7 – самое крупное и самое болезненное поражение сборной в истории. Возможно, что следующего домашнего чемпионата мира ей снова придется ждать 64 года.

Но рано или поздно эмоции утихнут и бразильскому футболу нужно будет решить, как жить дальше.

Футбол здравого смысла и точного расчета не приносит результат уже 12 лет. Все больше бразильцев скучает по временам, когда их сборная играла красивее всех. Все больше людей обеспокены недостатком плеймейкеров, акцентом на контратаки и большим количеством фолов. «В этой стране центральные полузащитники разучились пасовать», – жалуется Доривал Жуниор, тренер, который присматривал в «Сантосе» за Неймаром. Когда в 2011-м “Барселона” выиграла клубный чемпионат мира, разгромив в финале «Сантос”, Хосеп Гвардиола произнес слова, которые задели за живое всех, кто имеет отношение к бразильскому футболу. Гвардиола сказал, что его команда обращалась с мячом так, как это делали великие бразильские сборные прошлого.

Говорят, в футболе помнят только результат. Это неправда и бразильцы должны знать об этом лучше всех. Сборная 1982 года вылетела на втором групповом этапе – сегодня это одна из самых обожаемых сборных в истории. Сборная 2014 года остановилась в шаге от финала, но я не думаю, что найдется хоть один человек, который через десять лет с придыханием вспомнит команду Сколари. Все будут помнить грубость, цинизм. И, конечно, то, как Жулио Сезар семь раз вытащил мяч из сетки.

После самого громкого провала в истории бразильского футбола в сборной неизбежны перемены. И я очень надеюсь, что когда в Бразилии займутся подготовкой к чемпионату мира-2018, то прежде всего подумают не о том, что нужно сделать, чтобы его выиграть, а о том, что нельзя себе позволять, даже если очень хочется его выиграть.

«Это худший день в нашей жизни». Реакция на вылет Бразилии