Кто вы, мистер Якин?
Мнение относительно персоны Мурата Якина разнятся в самой Швейцарии, а между тем молодой специалист провел встречу с руководителями "Спартака" и имеет все шансы возглавить популярный клуб. "Соккер.ру" постигает грани личности молодого тренера.
Самая большая проблема "Спартака" - боссы не знают наверняка, какого тренера хотят видеть во главе команды. Ну, или знают, только каждый по отдельности, а не все вместе, и в этом вопросе "красно-белым" не помогут консультации с Жозе Моуриньо и Гусом Хиддинком. Большие фигуры тренерского цеха могут поделиться обывательским мнением, высказаться относительно той или иной кандидатуры, но в усы посмеются – наставников выбирают под стратегию развития клуба, а не наоборот. "Спартак" же вместе с новым рулевым желает обрести новый имидж, и вполне вероятно, лицо команды в ближайшем будущем будет определять швейцарский интеллигент с турецкими корнями, заметной игровой карьерой и непростым характером.
Лучшие годы своей футбольной карьеры Мурат провел в Швейцарии, имеет на своем счету около полусотни встреч за национальную команду, хотя в качестве игрока быстрее вспоминается его родной младший брат – Хакан. Объяснить это легко – последний играл на позиции атакующего полузащитника и в нападении, в то время как Мурат выступал в опорной зоне и центре защиты. На счету кандидата в тренеры "Спартака" есть матчи против сборной России, а также он приложил ногу и голову к печально знаменитой под грифом "1-18" кампании москвичей в Лиге Чемпионов. Якин тогда играл за "Базель", вместе с которым дважды с одинаковым счетом 2:0 брал верх над "красно-белыми".
В тренерской профессии Мурат не первый год, несмотря на то, что ему всего лишь 39. Пару лет поработал помощником, а в 2009-м году начал самостоятельную карьеру, стартовав с удачной работы с "Туном", который при Якине пережил повышение в классе, потом был сезон в "Люцерне" и вожделенное приглашение в "Базель" - это высшая точка тренерской карьеры внутри Швейцарии, дальше или вниз, или на экспорт. С "ротблау" Мурат выиграл два чемпионата, а также успешно выступал в Лиге Европы – полуфинал и четвертьфинал турнира, но в мае неожиданно было объявлено о расставании клуба и наставника. Неожиданно – только на первый взгляд, ведь в маленькой альпийской стране уже давно ходили слухи о том, что Якин – не самый приятный в общении человек, становившийся причиной многих конфликтных ситуаций в мирном, почти домашнем клубе.
С одной стороны, крутость нрава – хорошее качество для специалиста, собирающегося работать в России, ведь мягких тренеров у нас рано или поздно "съедают". Но в то же время Якин, если говорить о стиле поведения с подопечными – это такой себе Карпин по-швейцарски, который умеет создавать интеллигентное впечатление на публике и не сталкивался с необходимостью наведения порядка в коллективе. Потому что в чемпионском "Базеле" и без того порядок, несмотря на то, кто у руля. Специфика работы в России и "Спартаке" - совершенно иная, возможно, у Мурата и имеются необходимые для этого качества, но в Швейцарии ему не приходилось их применять. Это только подчеркивает формирующийся образ "кота в мешке", как и то обстоятельство, что за пределами родной страны у Якина непродолжительный и неудачный опыт в качестве игрока и полное отсутствие такового в роли наставника.
Наиболее оптимистичную характеристику получают профессиональные качества кандидата в тренеры "Спартака" - он действительно перспективный специалист, со своим видением футбола, тактически изощренный и редко прибегающий к авантюрным решениям. Он достаточно осторожный, тренерский штат Мурата огромное внимание уделяет анализу противников, что потом помогает команде на поле, ну, и в игре нервов Якин – стойкий оловянный солдатик, то есть в оперативном управлении своими подопечными толк знает. Жозе Моуриньо вполне мог посоветовать "Спартаку" через Абрамовича обратить внимание на этого специалиста, ведь португалец дважды в этом сезоне проиграл "Базелю" в групповом раунде Лиги Чемпионов. Наверняка запомнил обидчика, работающего в похожем стиле.
Правда, здесь снова всплывает отсылка к состоянию дел внутри "Спартака". В "Базеле" вот уже лет десять команду не строят, ее постоянно обновляют, поэтому можно говорить о том, что серьезный тактик Якин работал с подготовленным материалом, в то время как в Москве его ждет неизвестность. Нет единства в формировании состава, а все, что имеется сейчас – дело рук Карпина, которого Федун резко раскритиковал за трансферную деятельность. Валерий Георгиевич наделал массу ошибок – это не обсуждается, но он собирал футболистов под себя, исходя из своего видения игры, пусть и ставил порой свое мнение выше здравого смысла. Но кто будет формировать команду для условного Якина?
Сам-то он не по этой части, в успешных европейских клубах бытует разделение труда, и по селекционным вопросам принято лишь "учитывать мнение" главных тренеров, которые приучены использовать принципиальную позицию "за" или "против" того или иного футболиста лишь в крайних случаях. Возвращаясь же к кандидатуре Мурата, рассматриваемой на красно-белое царствование, вопросов остается больше, чем ответов. Тренер с чемпионскими медалями, но без опыта работы за рубежом; специалист с живым умом, обстоятельный, всегда готовый удивить оппонента тактической примочкой, при этом работал с подготовленным материалом, а в Москве нужно становиться всему головой.
Особенности характера тоже могут проявиться по-разному: с одной стороны, успешная работа в российском клубе без методов кнута невозможна, а Якин умеет быть требовательным, с другой – у нас часто встречаются столь нежные футболисты, что быстренько организуют акцию известного содержания по смещению неугодного наставника, из-за чего пострадают снова болельщики. Противоречий хватает, причем их даже больше, чем в случае, скажем, Аленичева, понимающего местную специфику. Это когда Фабио Капелло приходил в сборную России, вероятность его успеха можно было оценить в соотношении где-то 75% на 25%, в случае же Якина, как и у Лаудрупа с Эмери, всего лишь 50 на 50. Тренерское резюме наработано, но класс за пределами Швейцарии еще не подтвержден.
одни из самых транжиристых транжир, очень много неэффективных трансферов