8 мин.

А что есть красота? - «Венера с зеркалом»

 Умеете  ли вы не только смотреть на картины, но ещё и понимать их? Я хочу спросить - действуют ли они на вас так, как действуют на людей сведущих? Что в них есть такого, что делает их шедеврами, которыми не просто восхищаются не один век, а любят, ценят и, даже ненавидят?

фото

Ну, вот возьмем  три полотна с Венерой и зеркалом - три великих творца написали картины на один и тот же сюжет... Тициан, Рубенс и Диего Веласкес - чье творение вам ближе?

Может нам для начала вернуться к истокам и вспомнить рождение Венеры? Думаю, так будет лучше всего...

Я не стал мучиться  с поиском особой музыки эпохи  Ренессанса, а просто разыскал Maksimа Mrvica - такого Грига я ещё не слышал...

                                                Maksim Mrvica - Grieg's A Minor Piano Concerto

По мнению одних, Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других — родилась из морской пены. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры...

У Боттичелли миф немного изменен и у него Венера плывет к берегу в раскрытой раковине, но мы посмотрим более подробный  миф, а на шедевр Боттичелли просто лишний раз полюбуемся

                                                       Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

фото

Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр. 

(Аа...вот дальше интересно, кто к ней присоединился, по пути на Олимп)

Ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера - богиня желания любви, Пафос - бог согласия в любви, Суадела - богиня нежных любовных речей, и Гименей - бог брака.

Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Гефеста, бога кузнецов, самого захудалого из всех.

Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.

И так она сделала, а от союза с Марсом у ней родилась дочь Гармония (кто бы мог подумать?) и сын Купидон...

(Вот в кого Купидон вечно при оружии - в папу)

Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия.

                                                      Maksim Mrvica - Handel`s Sarabande

Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры».                                                        

                                       Тициан "Венера с зеркалом" (примерно 1515 г.)

                                 

фото

Картина создана художником в 1550-х годах, когда ему было уже за семьдесят. Однако эти годы и предшествующая им четверть века явились самыми счастливыми и плодотворными в жизни мастера. 

"Венера перед зеркалом" явилась своеобразным живописным ответом на теоретический спор между представителями флорентийской и венецианской художественными школами о том, какое искусство считать главным - живопись или скульптуру. Сама тема - античная богиня любви со своим сыном Купидоном - не допускала многозначных толкований. Художник формулирует свой идеал красоты, вступая в соревнование с классическим искусством и одновременно демонстрируя знание античных образцов.  

( Настоящая венецианская красавица, как по-мне...А что в ней видите вы?)

                                                                Maksim Mrvica Chopin - Nocturne

                                       Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом, 1615

                                   

фото

Тут можно просто послушать  Эжена Делакруа:

  «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными»...

И правда - этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника...

(Вот это точно - глобально отличаются...или нет? И, раз бурлит жизнь - немного непривычный Шопен )

                                                      Maksim Mrvica Chopin  Etude in c minor 

                     

                                                 Диего Веласкес  "Венера с зеркалом"

фото

Нет точной даты, когда Веласкес написал свою Венеру...примерный период, это с 1640 по 1650 г.. Как раз в этот период он совершил поездку в Рим. Возможно, что именно в Италии художник создал свой шедевр, тем более, что он был под влиянием творчества мастеров венецианского Возрождения. 

Посмотрите на  "Венеру с зеркалом" Веласкеса глазами Гойи и Фейхтвангера:

Франсиско Гойя, если бы мог, попросил бы у судьбы мастерство и славу Веласкеса; он считал, что в Испании есть один великий художник — Диего Веласкес.  И вот теперь перед ним была эта большая, новая, таинственная, знаменитая на весь мир картина. Скорый на ощущение и восприятие, скорый на любовь, ненависть, почтение и презрение, Гойя меньше чем за полминуты успел восхититься картиной и отвергнуть ее.

Восхитило его то, в какой естественной позе лежит эта прелестная женщина, причем поза ничуть не кажется безжизненной; у него самого, у Франсиско, люди часто не лежали и не сидели, а парили в воздухе. Восхитил его ловкий прием  живописца, показавшего лицо женщины в неясном отражении зеркала, с тем чтобы все внимание зрителя было направлено на изумительные линии тела, на очертания лежащей чисто испанской женской фигуры с тонкой талией и сильно развитым тазом.

Однако больше всего восхитило его то, что дон Диего отважился написать такую картину. Запрет инквизиции изображать нагое тело был строг и непреложен, и никакой другой испанский живописец не посмел бы написать этот воплощенный соблазн — нагую женскую плоть. Как бы ни был дон Диего защищен милостью короля или какого-нибудь могущественного мецената, однако и при дворе Филиппа IV, несомненно, пользовались властью и влиянием попы и святоши, а настроения повелителей очень переменчивы.

Веласкес написал эту женщину потому, что его соблазняло показать, что наготу можно изобразить иначе, чем ее изображали Рубенс или Тициан. Он не побоялся опасности, ибо был великим художником и в своей испанской гордости хотел доказать, что мы, испанцы, способны и на это.

Он это доказал. Какая изумительная гамма тонов — перламутровый оттенок тела, темно-каштановые волосы, прозрачная белизна вуали, зеленовато-серая поверхность зеркала, малиновые ленты на голом мальчугане, чуть намеченные радужные переливы его крыльев. Нагая женщина была написана нежной, мягкой, строгой и изящной кистью, без дешевых эффектов, без откровенного, бьющего в глаза сладострастья, какое исходит от женских тел, написанных итальянцами и голландцами.

Наоборот, в этой картине было что-то суровое: и черные краски покрывала, на котором лежит женщина, и темно-красный занавес, и черная рама зеркала — словом, весь ее строгий колорит не допускал вольных мыслей. Дон Диего был испанец. Он не воспринимал красоту и любовь как нечто легкое, игривое, для него они были чем-то суровым и диким и часто служили преддверием к тяжелому и трагическому.

                            Maksim Mrvica - Rachmaninov Rhapsody on a Theme of Paganini  

                               

Я бы никогда не смог сам увидеть так много в этой картине, если бы не прочел роман - в прямом смысле не смог бы. Поставил перед собой репродукцию и читал.Смотрел - читал, тогда все вроде разглядел и даже понял...

Кстати - В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине ( прямо в тело нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».  

Мэри Ричардсон дали полгода тюрьмы. 

 

  А воскресенье для музеев самое то, разве нет?:)

фото