4 мин.

В защиту Агасси

Вчера я дочитал книгу Агасси, и она только увеличила мое уважение к этому человеку. Главное, о чем говорят в контексте этой книги, естественно – признание в употреблении метамфетамина. Раз всем это так интересно, что ж, давайте поговорим.

Во–первых не будем путать наркотики и допинг. Пусть меня поправят те кто лучше разбирается в спортивной медицине, но метамфетамин не является допингом. Ничего не указывает на то что Агасси нюхал crystal meth чтобы улучшить свои результаты на теннисном корте. Наоборот, употребление наркотика ставило под угрозу его карьеру. Как он признается в книге, где–то в подсознании, нюхая meth, он получал тайное удовлетворение от осознания того, что он гробит свою карьеру, которую навязал ему отец без его желания.

Тем, кто не читал книгу и составляет свое представление из скупых сводок новостей, сложно ощутить полную картину того что происходило в его жизни в это время. По новостям возникает впечатление успешного спортсмена, который необъяснимо решил обмануть анти–допинговую систему. Это неверное впечатление. Допинг здесь вообще не причем. Лично я никогда не употреблял наркотики, даже легкие, но я могу понять человека, который находясь в состоянии депрессии и конфликта с самим собой может сделать со своим телом что–то нехорошее ради временного, химически синезированного ощущения счастья. Или притупления боли. Не родился еще человек, который в какой–то момент не сделал бы что–то сознательно в ущерб себе и своему здоровью. Все курящие и пьющие люди делают это каждый день. И человек, котрый висел на грани пропасти, но нашел в себе силы снова вскарабкаться наверх и искренне рассказал о том как это было, обо всех своих переживаниях и ошибках, для меня куда больший праведник чем тот кто показывает на него пальцем с трибуны собственной якобы непогрешимости. Способность признать свою слабость отличает по–настоящему сильных людей.

Я вообще не совсем понимаю почему АТП должна вмешиваться в то что спортсмен делает со своим здоровьем, если речь не идет о допинге. Единственный аргумент который я слышал, "Kакой пример они подают детям?", меня не убеждает. Он же не публично перед телекамерами этот "кристалл" нюхал. Не улыбался в камеру с большим пальцем вверх и пригоршней белого порошка в ладони. Наоборот, изо всех сил старался скрыть от общественности. Употребление метамфетамина – это его беда, личная беда.

Что касается обвинения в том, что Агасси открыл факт употребления наркотиков в книге из за денег, то не сомневаюсь что это было одним из факторов. Конечно книга будет продаваться лучше, если что–то такое скандальное там содержится. С другой стороны, это уравновешивается ударом по имиджу Агасси – а имидж это реальные деньги в том что касается эндорсментов на рекламу, пожертвований в его благотворительный фонд, и.т.д. В конечном итоге, думаю, решающим фактором все же было его желание рассказать, открыться.

Почему он не признался во всем сразу же, в 1997 году? Ну это довольно очевидно. Хотел написать что только святой бы так сделал, но потом понял что в общем и святой не стал бы подводить свою команду, позорить больного на сердце отца, ставить под удар карьеру своей невесты – голливудской актрисы... О свадьбе можно сразу же было забыть. А что говорить о фанах? Вот я, честно говоря, рад что у меня была возможность наслаждаться игрой Агасси в 1997–2006 годах, разделять его победы в Австралии, Париже и Нью–Йорке, рад что он смог взять себя в руки и завязать с наркотиками, вернуться на высший уровень, а ведь если бы история с наркотиками стала публичной, такой возможности ему бы, скорее всего, не дали. Ну отбыл бы он дисквалификацию, но с и так не самой крепкой психикой он вряд ли смог бы пробиться сквозь волну общественного порицания, враждебность прессы и повышенное внимание папарацци, особенно если бы в этот момент от него еще и отвернулись кто–то из друзей, команды или родственников.

Конечно АТП сейчас стыдно. Признания Агасси выставили их в качестве лицемеров, которые публично провозглашают полную нетерпимость к допингу и наркотикам, и демонстрируют свою жесткость на всякой мелкой сошке, но покрывают (а другой вывод из приведенных в книге фактов сделать сложно. У спортсмена обнаружен запрещенный препарат и АТП удовлетворилась письмом с объяснениями про "случайно выпитую чужую кока–колу" и даже не поговорила со спортсменом лично, не провела дополнительных тестов?) звездных спортсменов. Но обвинить их я не могу. Напротив, скажу им спасибо за то что закрыли глаза, сделали вид что поверили объяснению про чужую колу и не стали ломать карьеру игроку. А в будущем, по–моему, правила следует пересмотреть. Если у спортсмена находят что–то такое нехорошее, но не дающее преимущества перед другими спортсменами, пошлите человека, поговорите с игроком, спросите какие у него проблемы, чем ему можно помочь, по каким причинам небедный молодой человек в расцвете сил рискует своим здоровьем и карьерой. Именно так, а не через публичное шельмование в прессе, вы поможете человеку сойти с опасного пути.

Комментарии welcome.