7 мин.

Как попасть в суперклуб, если ты полный ноль? О самом необычном легионере «Милана»

Александр Скворцов рассказывает о голландском защитнике, который носил футболку «Милана» ровно пять минут и стал самым странным легионером в его истории.

                           

Давайте я сразу предупрежу: это история не про фортуну, удачу, футбольного бога, счастливые лотерейные билеты или найденные в общественном туалете тугие портмоне. Здесь все сильно проще. Просто однажды верзила-жиртрест, зарабатывающий на жизнь мытьем загаженных тарелок в придорожной харчевне, стал футболистом «Милана». И в этом не было ничего сверхъестественного. Ну, почти ничего.

Если вас периодически мучает мысль, что жизнь говно и все пропало, не отчаивайтесь – просто оторвите филе от табуретки и возьмите в руки себя и свой мобильный телефон (или записную книжку). Полистайте контакты – возможно, среди них отыщется человек, который изменит вашу жизнь. Пусть это будет советом от Харви Эсайаса под номером 1.

Итак, для того, чтобы попасть в «Милан», нужно:

1. Иметь хоть какое-то образование

Голландский амбал с суринамскими корнями – это вполне исчерпывающий словесный портрет Харви Эсайаса. Но вряд ли этого было достаточно для попадания в знаменитую академию амстердамского «Аякса». Тем не менее, Эсайасу хватило навыков для того, чтобы попасть в число учеников одной из самых продуктивных футбольных школ в мире – из него взялись лепить защитника. Вместе с ним в том «Аяксе» начинали играть в футбол такие монстры, как Патрик Клюйверт, Эдгар Давидс, Андре Оойер, Михаэль Райцигер и Кларенс Зеедорф. Поэтому чем-чем, а друзьями и номерами их телефонов Харви Эсайас запасся основательно.

Из «Аякса» его вскоре то ли поперли, то ли он ушел сам – последнюю подготовку ко взрослому футболу Харви проходил в академии бельгийского «Андерлехта». А по ее окончании он подписал первый профессиональный контракт – с «Фейеноордом».

2. Хоть какая-то информация в трудовой книжке

В родном Роттердаме молодой и очень горячий Эсайас начал ударно в прямом смысле слова – во время предсезонной игры против молодежки «Фейеноорда» разбил лицо Рональду Схоутену (челюсть парня сломалась, как сухая ветка). Потом Харви забил первый в карьере гол (будете смеяться – в ворота «Аякса»). А потом – как отрезало. Карьера перспективного выпускника превратилась в какую-то порнографию – за три года Эсайас сыграл за «Фейеноорд» всего восемь раз и стал свободным агентом.

Его подхватил «Гронинген» – там Эсайас показался на поле девять раз, но продержался в команде всего сезон. Продлевать его контракт не стали, он вновь остался без работы. Следующим клубом брутального чернокожего защитника стал «Камбуур» – там Харви и вовсе не показывал носа со скамейки запасных.

Потом горемычного бесплатника выписал «Дордрехт». Семь матчей, никакой пользы – на выход с вещами. Тут Харви решил порвать с Голландией – у него явно не клеилось с местными клубами. И да – все это время он неумолимо толстел.

Он уехал в Испанию и подписал контракт с «Кастильей». Оборона там была ого-го – Миньямбрес, Сесар Навас, Рауль Браво. Эсайас опять погорел – пришлось уходить сначала в «Самору», потом в «Мостолес». Не добившись ничего и там (за два года – 11 матчей и порванный ахилл), Эсайас плюнул на все и закончил карьеру. В 26 лет.

3. Умение выживать

Без футбольной работы Харви Эсайасу пришлось нелегко. Он, конечно, не бомжевал по мадридским трущобам и не воровал кошельки в трамваях. Как честный парень, Харви пошел работать – мыть посуду в какой-то забегаловке. Потом он устанавливал шатры в бродячем цирке, а чуть погодя уже выступал на его арене (в каком амплуа, к сожалению, неизвестно). Ходил слух, что иногда его можно было встретить на каких-то полулегальных боях без правил.

Постепенно дела Эсайаса шли в гору – по его собственным словам, какое-то время он владел антикварным магазином и ночным клубом в Саморе, неподалеку от португальской границы. Харви брался за все подряд.

Так прошли три года – за это время голландец ни разу не прикоснулся к футбольному мячу и окончательно растерял форму.

4. Верный и знаменитый друг

Однажды Харви созвонился со старым другом Кларенсом Зеедорфом. Ни к чему не обязывающий разговор принял совершенно неожиданный оборот, когда Кларенс спросил: «Хочешь играть за «Милан»?» Сердце Харви забилось с частотой отбойного молотка. Естественно, он хотел!

Каким-то чудом Зеедорф упросил Адриано Галлиани и Карло Анчелотти устроить Эсайасу просмотр. «В академии «Аякса» этот парень был сильнее меня, а сейчас его можно взять бесплатно!», – с жаром уговаривал боссов «Милана» Зеедорф. Это кажется сумасшествием, но его послушали – 29-летний сотрудник испанского бродячего цирка весом более ста килограмм получил приглашение в «Милан»!

Грубо говоря, ради друга детства Кларенс с три короба наврал своему работодателю.

5. Воля, сила, желание

Изучив возможности Харви Эсайаса, тренерский штаб «Милана» вынес вердикт: этот парень кое-что умеет, но на данный момент он гораздо больше напоминает гориллу, чем спортсмена. Его оставили в Миланелло на пять месяцев испытательного срока – за это время он должен был привести себя в боевую форму.

Эсайас нанял психолога и приготовился к прохождению ускоренного тренировочного курса, который больше напоминал адскую подготовку морских пехотинцев. Психолог должен был следить за тем, чтобы у Харви не поехала крыша – превратиться из толстого циркача в мощного атлета за пять месяцев смог бы далеко не каждый.

Каждый день Харви поднимался в семь утра и отправлялся на пробежку. Потом он завтракал, и тут же вставал на беговую дорожку. После этого – тренажерный зал, фитнес и все такое прочее. Лишь в десять часов вечера он освобождался и чаще всего падал на кровать без сил. Психолог прогнозировал скорый срыв, а Харви продолжал неистово работать. Как он рассказывал потом, он заставлял себя пахать из страха снова оказаться на обочине. Все это время «Милан», разумеется, не платил ему ни копейки.

Всего за три месяца Харви удалось сбросить 15 кило и привести себя в относительный порядок. И чудо, наконец, произошло – «Милан» предложил голландцу однолетний контракт!

6. ..Ловить момент и получать кайф!

Харви Эсайас провел с «Миланом» сезон 2004/05. Он был самым последним резервистом и никогда не рассматривался как игрок, способный усилить игру. Но в январе 2005 года тяжелая работа и нечеловеческое усердие Харви были вознаграждены – он вышел на поле в футболке «Милана» в кубковой игре против «Палермо», заменив Массимо Амброзини минут за пять до финального свистка. Ради этих пяти минут Эсайас работал как вол в течение пяти месяцев.

Он успел дотронуться до мяча всего несколько раз, но каждое из этих касаний сопровождалось аплодисментами миланских тифози. А когда Харви промчался по флангу и сделал отличный навес в штрафную на Йона-Даль Томассона (а тот едва не забил), трибуны пришли в экстаз. Так Харви добился своей цели: «Я гордился собой. У меня было ощущение, что я выполнил важнейшую миссию и доказал, что могу играть в футбол». Последний подарок «Милан» сделал Харви в конце сезона, взяв того на финал Лиги чемпионов против «Ливерпуля». Жаль, что итальянцы проиграли тот великий матч.

Летом Харви покинул «Милан». Еще пару лет он поиграл в низших итальянских лигах, после чего закончил карьеру во второй раз, теперь уже навсегда. Для истории «Милана» он – молекула, но для него «Милан» был смыслом жизни в течение пяти месяцев. Его следы затерялись, но его история никогда не забудется. Хотя эта история не только и не столько про него, сколько про дружбу, которая начинается в детстве и не заканчивается никогда.

«Мы долго искали возможность для Харви, и, наконец, ее предоставил «Милан». Со своей стороны хочу поблагодарить клуб, тренера и команду за то, что они поверили моим словам о Харви, потому что вначале это действительно были просто слова. Никто не знал Харви. Для меня все это – великолепные эмоции. Это отличная футбольная и жизненная история, которая учит одной вещи: ты никогда не должен переставать мечтать», – подвел итог всему Кларенс Зеедорф.

P.S. То, что Харви Эсайас подписал контракт с «Кастильей» мадридского «Реала» в 1999 году – не случайность и не везение. Наверное, никто не удивится тому, что и тогда за него хлопотал Кларенс Клайд Зеедорф.