9 мин.

Король говорит!

Сэр Алекс говорил о том, что всегда стремился избежать массовой утечки игроков из своего клуба и желании налаживать с ними теплые, дружеские отношения. Он заявил, что эти ценности помогают избегать многих конфликтных ситуаций в будущем: «Никогда не ложитесь спать с сомнениями, которые вас терзают».

Тренировки.

Мы смотрим на тренировки, как на возможность учиться и совершенствоваться. Игроки могут думать: «Мы снова выполняем одни и те же упражнения». Но это помогает побеждать. Вывод прост: в этом клубе нельзя сидеть спокойно на одном месте. На тренировочном поле не существует места критике. Для игрока, как и любого другого человека, нет ничего лучше, чем услышать: «Отлично сделано». Это лучшие слова, которые когда-либо были изобретены в спорте. Вам просто не приходится изобретать каких-то превосходных степеней.

Сэр Алекс рассказал о работе с футболистами, «в которых было много зла». Кажется, он имел ввиду Пола Скоулза: «Один из моих любимых игроков удалялся с поля несколько раз. Но такова его манера игры. Он действует так даже на тренировках. Могу ли я изъять это у него? Нет, у вас этого просто не получится. Таким образом, вы просто должны признать, что у человека существует изъян. Но это часть человека, который способен совершать великие вещи».

Доверие.

Для Фергюсона во главе угла всегда стоит доверие. Не страх, а именно доверие. Хотя он и признал, что нельзя доверять футболистам слишком много и всегда иметь возможность напомнить им, кто здесь главный: «Вы не можете кричать на игроков все время. Это не работает. Ни один человек не любит, чтобы на него кричали. Но в футбольной раздевалке это необходимо, когда вы указываете игроку на его ошибки. Я делаю это сразу после игры. Я не жду понедельника, а делаю это сразу. Вы просто не имеете права потерять контроль над ситуацией, даже когда перед вами сидят тридцать звезд-миллионеров. Если футболисты плохо себя ведут, то мы накладываем на них штраф или применяем более суровые меры. Но если они совсем выходят из-под моего контроля, то они «мертвы».

Когда я работаю с большим талантом, то говорю ему, что ему придется трудиться больше, чем кому-либо другому. Они должны получать больше нагрузки, быть более дисциплинированными. Это касается поведения в клубе и за его пределами. Я заинтересован только в тех игроках, которые действительно хотят играть за этот клуб. И они должны ненавидеть поражения так же, как я. Вы должны любить победы настолько, чтобы это стало вашей навязчивой идеей. Мы показываем наше истинное лицо и сохраняем свое достоинство. Мы - «Манчестер Юнайтед».

Для того, чтобы в клубе царила гармония, сэр Алекс считает, что игроки должны доверять его решениям: «Я никогда не оглашаю состава на матч заранее. За несколько часов до начала игры я оглашаю состав, а потом мне требуется час, чтобы поговорить с теми, кто не попал в состав. Я делаю это в частном порядке. Это нелегко, но такой подход избрал я сам. Это очень важно. Я сам был исключен из состава, который выходил на матч Кубка Шотландии, поэтому я понимаю каково это. Я никогда не уверен в том, что все они довольны моим решением, но никогда не говорю: «Возможно, я совершу ошибку». Нет, я всегда говорю: «Эта команда лучшая на сегодняшний день». Я стараюсь выразить свое доверие им, придать уверенности. Вот почему все свои решения вы должны принимать четко и быстро. Почему я должен ложиться спать с сомнениями?». 

 

Распределение сил по сезону.

Обычно мы не особо сильны в начале сезона, но к середине октября набираем обороты. Каждый год я говорю своим футболистам, что если к Новому Году они имеют отрыв в три очка от преследователя, то у них хорошие шансы на победу в Чемпионате. Я никогда не говорю, что мы уже почти выиграли этот титул. Но если в итоге он нам не достается, то я очень расстраиваюсь. Имея важную игру впереди, я могу дать отдых ключевым игрокам в не столь важном матче. Существует риск неприятных последствий, но вы всегда должны доверять своей команде.

О важности предматчевых разговоров с командой.

Однажды я слышал историю, рассказанную одним тренером. Он говорил о том, что настраивал своих футболистов на матч и произносил свою привычную речь. Так вот на нее отреагировало лишь пару футболистов, а все остальные спали! Именно поэтому я стараюсь рассказывать игрокам разные истории, чтобы подключить их воображение. Обычно, речь идет о наших ожиданиях, вере в себя и доверии партнеров друг к другу. Я помню, как однажды побывал на оперном концерте Андреа Бочелли. Я впервые в жизни был на подобном мероприятии. Это был просто фантастический концерт. То же самое я говорю и команде. Если они будут работать так же слаженно, как симфонический оркестр, то тогда они станут великими.

Тактика.

Тактика может изменяться в зависимости от ситуации на поле. Я стараюсь сконцентрироваться на одном-двух игроках противника, которые оказывают наибольшее влияние на игру. Кто этот парень, который разыгрывает все стандарты? Кто этот парень, который работает с мячом все время? Все остальное время я сконцентрирован на своей команде. В пятницу мы с игроками стараемся разбирать игру противника: в чем их сильные и слабые стороны, что представляет из себя эта команда и так далее. В субботу мы делаем небольшой повтор, чтобы запомнить все эти детали.

Перерыв.

В вашем распоряжении есть, быть может, только восемь минут, когда игроки могут слушать вас. Поэтому очень важно правильно использовать это время. Когда вы побеждаете, то все довольно просто. Вы говорите о концентрации, о том, что не нужно останавливаться на достигнутом и каких-то мелких деталях. Но когда вы проигрываете, то должны оказать влияние на своих игроков. За несколько минут до конца первого тайма я сконцентрирован на том, что скажу игрокам в перерыве. Я будто в трансе. Я не веду никаких заметок по ходу игры. Я вижу, что это делают очень многие менеджеры, но я не хочу пропустить ни секунды игры. И я не могу представить, как я войду в раздевалку и начну говорить: «Так. На тридцатой минуте ты совершил ошибку». Я не думаю, что такой специалист произведет впечатление на игроков.

 

Потеря титула.

Во мне еще сохранилась злость из-за поражения в прошлом сезоне. Но это был еще один день в истории «Манчестер Юнайтед». Вот и все, что это было. Была создана драма, которых было так много в истории «Юнайтед». Кто бы мог подумать, что «Блэкберн», который занимал последнюю строчку в чемпионате, победит нас со счетом 3-2 на «Олд Траффорд»? Или то, что «Эвертон» отыграется, проигрывая 4-2? Мотивацией для меня и игроков является то, чтобы не позволить таким вещам повториться вновь.

Лига Чемпионов или Премьер-Лига?

Очень трудно принимать участие в двух турнирах такого масштаба в течение одного сезона. Мы находимся в стране, где существует три сферы влияния: Лондон, в котором базируются «Челси», «Арсенал», «Тоттенхэм», два клуба из Манчестера и Ливерпуль. Все это оказывает огромное воздействие на вас и ваше желание выиграть лигу. Лига Чемпионов же является крупнейшим трофеем. В прошлом сезоне я совершил ошибку, выставляя на групповой этап много молодежи. Несмотря на весь наш предыдущий опыт, мы были небрежны. Это был настоящий шок. За всю свою карьеру я трижды не смог вывести свой клуб из группового этапа. Я решил, что в этом году не стану так рисковать в Европе.

Глэйзеры и его долголетие.

Глэйзеры управляют этим клубом. Они очень сдержаны и благосклонны ко мне. Если бы я владел клубом, а они выигрывали чемпионаты, то я был бы на седьмом небе от счастья. Некоторые английские клубы меняли менеджеров так много раз, что может сложиться впечатление о власти футболистов в раздевалке. Это очень опасно. Вы начинаете думать, что вы как игрок лучше, чем являетесь и понимаете в футболе больше, чем тренер и управляющие.

Построение команды.

Первая мысль у тренеров, которые приходят в клуб, заключается в том, чтобы убедить руководителей в своей состоятельности и способности добиваться побед. Поэтому они приносят вместе с собой опытных футболистов из своих прежних клубов. Но я думаю, что еще важнее построить целую структуру футбольного клуба, а не просто команду. Вы должны заложить фундамент. И нет ничего лучше, чем видеть молодых игроков, которые вливаются в первую команду. Есть три категории футболистов: от тридцати и старше, от 23 до 30, и младше. Идея заключается в том, что молодые игроки ориентируются на стандарты, которые устанавливают более зрелые игроки.

Самым трудным для меня является продажа футболиста, который был действительно отличным парнем. Но все доказательства должны проявляться на футбольном поле. Если вы видите ухудшения в игре такого игрока, то должны спросить себя, а что будет с ним через пару лет.