10 мин.

Мальчик, о котором говорит весь мир

На прошлой неделе албанское телевидение показало ток-шоу, посвященное  Янузаю, под названием «Герой или предатель?». Однако, как выяснили наши корреспонденты, юный игрок «Манчестер Юнайтед» был бы последним из тех, кто мог забыть о своей семье и своих корнях.

Аднан Янузай появился на свет в Брюсселе, в семье косовских албанцев, бежавших в Бельгию от преследований и нищеты во время Балканского кризиса. Сегодня мы впервые расскажем его историю, которая объяснит, почему Аднан может выступать в футболках сборных Бельгии, Албании, Косово, Турции и Англии.

Янузай до сих пор не определился с национальной командой, а его отец Абедин всячески старается защитить сына от назойливой прессы. Агент юного полузащитника Дирк де Врис утверждает, что речь о сборных зайдет только по окончании переговоров о новом контракте с «Манчестер Юнайтед», однако считается, что первым выбором Янузая будет сборная Косово, если её признает ФИФА, а альтернативным вариантом является сборная Англии.

Созданный прессой образ Аднана, окруженного высокооплачиваемыми адвокатами, пытающимися урвать кусок побольше, совсем не соответствует тому тихому, скромному юноше, который любит свою семью. Мы не услышали не единого плохого слова в его адрес ни от учителей Аднана, ни от тренеров, которые занимались с ним в детстве.

Даже представители брюссельского «Андерлехта», которые вынуждены были отпустить 16-летнего Янузая в «Юнайтед» из-за того, что в Бельгии игроки такого возраста не могут подписывать профессиональные контракты, желают ему только самого наилучшего.

«Мы совсем не рады тому, что получили лишь сбор в размере 300 000 евро, установленный ФИФА, за игрока, который теперь стоит 20 миллионов, - сказал представитель «Андерлехта» Дэвид Стеген в беседе с нашим корреспондентом. – Он родился в Брюсселе и получал образование в нашем клубе. Он наш воспитанник, и мы рассержены тем, что произошло. Но, тем не менее, мы очень рады за Аднана. Он – хороший парень!».

В Бельгии ходили неподтвержденные слухи о том, что «Юнайтед» выплатил семье Янузая дополнительные 200 000 евро, а также предоставил дом в одном из престижных районов Манчестера, где Аднан в данный момент живет со своими родителями.

Тем не менее, Стеген признает, что «Андерлехт», переманивая Янузая, поступил с клубом «Брюссель» точно так же, как четыре года спустя «Юнайтед» поступил с «Андерлехтом».

«Брюссель» является местным клубом комунны Кукельберг – обиталища среднего класса бельгийской столицы, и находился недалеко от дома Янузаев. Абедин Янузай отвозил своего сына на тренировки после окончания рабочего дня в местном представительстве компании «Шевроле – Опель», где он работал бухгалтером.

«Мы очень рано заметили, что из него может получиться фантастический игрок, - рассказывает Жань-Поль Пира, работавший с командой 14-летних игроков «Брюсселя». – Он не был крупным ребенком, но его техника была очень необычна. Я помню, как в одной игре в команде 10-летних ребят он забил 16 или 17 голов, а его команда победила со счетом 22:0».

Пира также помнит отца Янузая: «Он всегда был очень спокоен и всегда поддерживал сына, но при этом никогда не говорил ему о том, как хорошо тот играет. Он хотел, чтобы Аднан играл ещё лучше».

В итоге «Брюссель» не получил ни копейки от «Андерлехта»: «Ноль – именно столько мы получили за него». Тем не менее и в этом клубе Аднану желают всевозможных успехов: «Один из приятелей Аднана, с которым они вместе играли, принес для вас фотографии тех времен. Передайте, что все мы очень им гордимся», - говорит Пира.

Абдел Яйчи, преподаватель физкультуры в школе Athenee Royal De Jette, расположившейся в комунне Кукельберг, также гордится Янузаем, с которым он работал в течение четырех лет. Он был учителем Аднана с 12 лет и до тех пор, пока он не уехал в «Манчестер Юнайтед» в 16, и хорошо помнит «робкого мальчика, который показывал всем примеры трудолюбия».

«Безусловно, Аднан был самым талантливым игроком в школе, но при этом он не проявлял ни малейших признаков эгоизма. Он обводил по несколько игроков соперника, но при этом всегда старался помочь забить партнерам по команде. И у него никогда не возникали проблемы с учебой из-за занятия спортом», - рассказывает Яйчи.

Сэр Алекс описывал Янузая как «прекрасно сбалансированного игрока», а тренер молодежной команды «Андерлехта» Яник Феррера сравнивает Аднана с Йоханом Кройфом. При этом многие отмечают тот факт, что Янузай родился в один день с Криштиану Роналду и Неймаром – 5 февраля.

Также известно, что самым большим авторитетом для Аднана является его отец, и Майкл Хейлен, товарищ Янузая по молодежной команде «Андерлехта», ныне выступающий за клуб «Кортрейк», подтверждает это: «Аднан – самый большой талант, с которым я когда-либо играл. Он настолько быстро разгонялся, что заставал большинство соперников врасплох.  Но если Аднан неудачно отыграл матч, его отец немедленно говорил об этом. Периодически он делал это очень жестко, так что иногда на глазах у Аднана выступали слезы. Но я думаю, что его отец знал, что он делал. Таким образом он учил своего сына держать удар, что хорошо сказалось на его дальнейшем развитии».

В «Андерлехте» считают, что именно благодаря Абедину Янузаю  его сын настолько скромен – никаких татуировок, спортивных машин и прочих атрибутов современных футболистов. У Аднана нет спонсорских контрактов, так как его отец считает, что главное сейчас – реализовать свой потенциал. Но чтобы окончательно понять Абедина Янузая, нужно знать его историю и то, что пережила их семья во время жизни в Косово.

Когда Абедин уехал в Брюссель, другие члены его семьи с оружием в руках сражались за независимость после распада Югославии. Тем не менее родственники постоянно поддерживают связь, а Аднан частенько приезжает в провинциальный городок под названием Истог, расположенный у подножия гор, которые отделяют Косово от Сербии и Черногории.

Каждое лето Аднан, который бегло говорит на албанском, несколько недель проводит в доме своей семьи, расположенной на ферме, окруженной кукурузными полями, в деревушке, названной в честь семьи Янузаев. Сейчас, в мирное время, Аднан играет в футбол во дворе вместе со своими дядями и кузенами, но его родственники хорошо помнят, как они сражались против коммунистических притеснений и анти-албанского расизма в разоренном войной Косово.

Абедин Янузай, старший из шести детей, должен был обеспечивать семью, после того как его отец, рабочий ткацкой фабрики, заболел раком. Однако из-за угрозы призыва в югославскую армию, в которой служили в основном сербы, и отправки в Боснию, Абедин вынужден был бежать в Бельгию в 1992 году.

К тому времени дядя Аднана Януз был посажен в тюрьму на 15 лет за участие в марше за права албанцев. Позже он присоединится к Армии освобождения Косово, куда вступил и его младший брат Шемседин.

В беседе с нашим корреспондентом Шемседин сказал: «С 1980-х и до сегодняшнего дня мы все сплотились в единую семью. Представители сербской системы преследовали нас. Я был бойцом Армии освобождения Косово и моя жена тоже. Мы сражались вместе в одной бригаде. Один из моих лучших друзей был убит – он наступил на мину».

«Мне было 18 лет, когда я вступил в Армию освобождения Косово. Я воевал с января 1998-го по июнь 1999-го. Я не мог больше выносить репрессии и насилие. Это было время, когда я готов был умереть за свой народ. Я не был напуган, потому что знал, что наше дело правое. До сих пор многие люди считаются пропавшими без вести, мы так и не знаем, что произошло с ними во время войны».

1 апреля 1999 года сербские войска вошли в Истог и разрушили многие дома, включая мечеть 18-го столетия. Мэр Истога Мухамет Рексхай говорит, что город был сожжен дотла, хотя дом Янузаев остался цел, так как стоял в отдалении от города: «Были разрушены все 300 домов. Около 17 человек были убиты, включая двух инвалидов. Пять членов одной семьи были сожжены заживо. Остальная часть населения сбежала».

Шемседин, бывший спасатель, а ныне безработный, который изо всех сил старается обеспечить свою жену и двоих детей, рассказывает о том, что Абедин уехал не только из-за притеснений сербов, но и для того, чтобы обеспечить семью, отсылая домой деньги:  «Мой отец умер два года спустя, так что фактически Абедин стал главой семьи».

Ганимет Садикай, жена Абедина и мать Аднана, так же стала жертвой репрессий. Она родилась в одной из самых богатых семей Истога и югославский режим рассматривал их как угрозу. Семья  вынуждены были оставить Косово и уехать в Турцию из-за планов югославского правительства по подавлению албанского национализма. Позже семья Садикай переехала в Бельгию, где дедушка Аднана, Алия, начал свое дело.

Бывший сосед семьи Ариф Хаскай рассказывает: «У семьи Садикай было много ферм и земель. Они были одними из самых богатых людей в деревне, но вынуждены были бежать в Турцию, потому что сербские власти отобрали у них всю землю во время коммунистического правления после Второй мировой войны».

В Брюсселе семья влилась в албанское сообщество города и именно там познакомились Абедин и Ганимет.

В Истоге местные жители рассказывают, как семья Садикай заплатила за восстановление разрушенной мечети 18-го века, и большинство из них посещает чайный магазин и кафе, которые принадлежат Янузаям. Там работает двоюродный брат Аднана Визар Янузай: «Аднан часто заходит к нам в кафе. Мы много раз играли с ним в футбол, и он действительно очень хорош!».

 

На фото: Дорожный указатель деревни, названной в честь семьи Янузаев.

Даже полковник косовской полиции говорит, что играл в футбол с Янузаем: «Тогда ему было 14 лет, и мы о нем ничего не знали. Когда же он быстро пошел вверх, мы не были особо удивлены – этот парень мог делать с мячом абсолютно всё».

Стоит отметить, что семья Янузаев была возмущена теми дебатами на албанском телевидении, о которых мы рассказывали вначале, однако, несмотря на это, во вторник Аднан передал поздравления всем мусульманам с праздником Курбан-байрам. В то время, как жители Истога резали баранов во дворах своих домов, он написал на своей странице в Facebook: «С праздником Курбан-байрам всех болельщиков-мусульман».

Связи Аднана со своей семьей очень сильны, и поэтому Федерация футбола Косово не оставляет надежды, что Янузай сможет выступать за сборную своей родной страны.

«Мы не можем запретить ему выступать за другую сборную, - сказал представитель ФА Косово. – Но у нас есть серьезная поддержка в ФИФА, так что сейчас вопрос стоит не в том, признают нас или нет, а в том, когда именно нас признают. Будем надеяться, что тогда такие ребята, как Аднан, захотят играть за сборную Косово».

Источник

Спасибо сайту Manutd.ru за прекрасную работу